Название цикла: Андрагогика. Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов

Объем цикла: 72 уч. часа

Сроки проведения: 27 октября - 19 ноября 2022 года

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00 (по Мск)

Место проведения: On-line на платформе ZOOM

Стоимость:

при оплате в день начала обучения - 19 000 рублей

Специальная цена 5900 рублей (при внесении предоплаты 1000 рублей до 15 сентября)
 

 
 

Принять участие

 
 

Андрагогика: Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов

 

Многим уже известно, что у Института Карвасарского есть своя особенная позиция в отношении системы обучения: у нас работает собственная дидактическая концепция - «интегрирующая дидактическая среда». Она отличается от всех других дидактических подходов:

  • По нашему мнению, учебная среда состоит не только из потребления теоретических знаний, а требует и практического использования (апробации), терапии. Мы знаем, что нельзя подготовить клинического психолога без пролечивания, без приведения собственной личности в порядок, потому что собственная личность является инструментом.
  • Очень важно научиться сотрудничать в профессиональном сообществе.
  • И, поскольку психотерапия — специальность, становящаяся на крыло и не имеет пока научного статуса (пока нет ВАКовской специальности «Психотерапия»), то безусловно научная сфера тоже очень важна для обучения и становления психотерапевта.

 

Интегрирующая дидактическая среда Института Карвасарского устроена таким образом, что все компоненты учебной среды включены непосредственно в учебный процесс. Но самое главное, мы пробуждаем личность слушателя, чтобы он пробудил личность пациента и лечил его наилучшим образом без лекарств.

 

Собственная дидактическая концепция вызревает у нас достаточно давно и начинали мы еще вместе с Борисом Дмитриевичем Карвасарским - с третьей ступенью дидактической системы. На данный момент, интегрирующая среда представляет собой 4-й уровень.

 

Актуальность андрагогики

Концепция life-long learning стала настолько популярной, потому что в современном мире знания устаревают с такой скоростью, что теперь невозможно выучиться один раз. Современный человек в зрелом возрасте часто осознает, что он больше не хочет заниматься тем, что он выбрал в 18 лет и меняет свою профессию. Вопросы обучения взрослых будут только набирать обороты и актуальность, будут крайне интересны в ближайшее десятилетие. Почему? Считается, что человек, который родился сегодня, сменит за свою жизнь от 14 до 17 специальностей. То есть, эти люди, которые начнут работать через 2,5 десятилетия, будут всю жизнь менять профессию, специальность. И, может быть, кардинально. А Андрагогика дает понимание того, как устроен человек, как психика взрослого человека принимает новые знания, что происходит в учебном процессе и как он должен быть устроен для того, чтобы быть наиболее эффективным.

 

О курсе

Мы достаточно серьезно занимаемся осмыслением того, как учить психотерапии. Для этого у нас уже 5-й год устойчиво работает общественная лаборатория «Кристалл». Через нее подготавливаются так называемые компетентностные преподаватели Института, которые помогают создавать и организовывать эту среду. Безусловно, не все теоретические позиции у нас уже реализованы, поскольку мы находимся в «живом» состоянии. Однако, мы знаем, что мы делаем и лучше других понимаем, как учить психотерапевта и делаем это правда хорошо. Но, также мы хотим развивать эту область. И мы сделали курс по андрагогике для того, чтобы было больше людей, думающих о том, как обучать психотерапии, а особенно нас интересует — как обучать клинической психотерапии, мы стали проводить курс для преподавателей кафедр, для психотерапевтом, которые желают преподавать, для слушателей, которые хотят еще более эффективно обучаться психотерапии. Уже была проведена пилотная группа, получили очень хороший отклик, с одним пожеланием, чтобы 36 часов превратились в 72, т.к. было много материала и не хватило времени, чтобы его освоить. Материал был интересный, плотный, все хотелось через себя пропустить и «пощупать руками», поэкспериментировать.

 

Мы сделали новую программу, которая будет длиться 72 часа с перерывом. В перерыве между двумя модулями будет конференция «Кристалла», которая существенным образом украсит, поднимет много вопросов, а также даст ответы.

 

1-й модуль

Первая часть этого курса будет посвящена дидактике — собственно, андрагогике. Во-первых, мы разберемся с концептуальной дидактикой: какие есть модели обучения взрослых в исторической перспективе: с чего это начиналось и к чему пришло;что дало бизнес-обучение миру дидактики, т.к. курсы MBA, различные программы для взрослых по обучению менеджменту сделали очень много для сферы образования — обучение в бизнес-школе совсем не похоже на обучение в вузе; разберемся, почему дополнительное профессиональное образование, где готовят психотерапевта, не может быть калькой с высшего образования психиатра и почему взрослого нужно учить по-другому и как «по-другому».

 

Также в первой 3-дневке у нас будет инструментальная дидактика. После того как мы поняли, как нужно учить, теперь необходимо понять, как должен быть устроен учебный процесс, какого типа должны быть упражнения, сколько должно быть теории, а сколько практики, сколько времени нужно давать на интериоризацию знания. С этим будем разбираться достаточно плотно и выработаем подход к тому, что это такое, какие принципы должны лечь в основу обучения взрослых.

 

Также мы разберемся, как устроено личностно-ориентированное преподавание в Институте Карвасарского. Уже много лет мы практикуем эту концепцию, которая отличается от всего остального на рынке образования. В рамках этого у нас будет проблемный семинар, посвященный тому, как сделать так, чтобы каждый взрослый захотел включаться в процесс обучения, стал активным его участником, а не приходил только для пассивного потребления знаний.

 

Мы поделимся, раскроем все карты, расскажем, как устроена начинка, внутренности системы обучения в Институте и объясним, почему. И, поскольку сам курс «Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов?» построен по этой системе, вы сможете на собственной практике обучения отрефлексировать эффекты личностно-ориентированного преподавания и обучения. А поскольку это система Карвасарского, мы с вами будем говорить о компетенциях: что это такое и чем компетентностный подход и компетентностное образование отличается от знаниевого и как его претворять в практику. Модель компетенций психотерапевта мы будем составлять на втором модуле, а между этими модулями будет конференция.

 

Конференция лаборатории дидактики и ИПМП между 1 и 2 модулем, пройдет 23 ноября 2022 года. Она будет поднимать вопросы и модели компетенций психотерапевта, который может быть как врачом-психотерапевтом, так и клиническим психологом, который этим занимается. Там мы будем вместе с Леоном Быковом разбираться с компетенциями, с мета-компетенциями, профессиональными компетенциями и пр. Поймем, в чем заключается система — модель компетенций успешного психотерапевта: что он обязательно должен знать, уметь и делать обязательно, а что является факультативным, прикладным, дополнительным и может выбираться по желанию конкретного специалиста.

 

Используя лабораторный принцип, мы создадим эту модель компетенций. Например, у группового психотерапевта должна быть компетенция по сбору групп: как привлечь, отобрать людей для группы, как отказать тому, кому это не нужно, когда необходимы деньги? Компетенция группового психотерапевта обязательно содержит эту плоскость — «сбор группы».

 

Модель компетенций - это не набор знаний и умений. Это нечто другое, выяснением чего мы и будем заниматься на конференции между циклами.

 

2-й модуль

После того как мы прикоснемся к модели компетенций психотерапевта на конференции, начнется второй модуль — вторая интенсивная трехдневка, которая будет посвящена собственно преподаванию психотерапии. Поскольку психотерапия особенная область и она требует участия личности психотерапевта, определенной своеобразной подготовки, поэтому обучать психотерапии так же, как обучать математике, истории или психиатрии, невозможно. Она требует других подходов. Поэтому, 2-й модуль посвящен тому, как разные конфессии обучают психотерапии: в психоанализе, что делает КПТ, как учат гештальтисты. И в обязательном порядке тому — как же обучать клинической психотерапии.

 

Здесь же мы уделяем внимание демонстрационной психотерапии, инновационному инструменту Института Карвасарского, который позволяет проводить психотерапию в учебном процессе. Психотерапия такая вещь, что ее невозможно подсмотреть. Почему она не является наукой? Потому что как только начинают наблюдать за процессом психотерапии, сам процесс меняется. Это так постнеклассическая наука, когда предмет исследования обнаруживается, возникает только в процессе исследования, а за границами его нет. Тогда как можно обучать психотерапии, если это чудо исчезает в момент, когда кто-то смотрит? Но, у нас есть собственные разработанные подходы, каким образом проводить клинико-психотерапевтический анализ случая, какие разные модели демонстрационной психотерапии бывают, что такое интервизии, супервизии, как их проводить и пр.

 

Для кого этот курс:

- для тех, кто хочет прийти и преподавать в Институте Карвасарского;

- для тех, кто уже преподает на кафедрах в учебных заведениях, в любой конфессии (клиническая психотерапия, КПТ, гештальт и пр. — не имеет значения);

- для разборчивых слушателей, которые хотят более эффективно учиться, кто активен в учебе и хочет разобраться, как это устроено.

Есть люди, которым нравится учиться и разбираться, кто все время ищет «великого профессора», преподавателя, который увлечет и расскажет им много интересного. Однако, потом он выясняет, что прекрасно провел время , было очень интересно, но применить это в своей рабочей практике не получается. Отсюда возникает вопрос — может надо поменять концепцию обучения и научиться выбирать подходящее конкретному человеку?

 

Мы заложили в курс механики, которые позволят увидеть, почему люди не применяют напрямую полученные знания, что нужно сделать для обратного в учебном процессе, какие нужно соблюдать принципы и какими конкретно компетенциями должен обладать успешный психотерапевт.

Расписание занятий на цикл: «Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов?» (72ч.)

 

Преподаватели: Королева Ирина Сергеевна, Назыров Равиль Каисович

Отдел делопроизводства: document@ipmp-spb.ru  ; +7 812 467 43 40

Отдел по работе с клиентами: client@ipmp-spb.ru ; +7 812 467-47-90

 

Дата

Наименование разделов

Время

Наименование учебных пар

Преподаватели

Модуль 1 Дидактика лично-ориентированного обучения

 

27.10

Факторы эффективности обучения взрослых специалистов

9:15-10:00

Знакомство, настройки зум

Компетентностный преподаватель

10:00-11:30

Актуальность темы. «Профессиональное обучение длинною в жизнь, или LifeLong Learning»

Королева И.С.

11:45-13:15

Последние достижения андрагогики и нейронауки

Королева И.С.

14:15-15:45

Концептуальная дидактика. Спираль развития компетентности и другие теоретические концепции обучения взрослых

Королева И.С.

16:00-17:30

Практикум концептуальной дидактики

28.10

Специфические аспекты дидактики в преподавании психотерапии

9:00-10:30

Дидактические приемы. Принципы и конкретные приемы.

Королева И.С.

10:45-12:15

Стили учебы. Практикум: как замотивировать взрослого человека на обучение?

13:15-14:45

Инструментальная дидактика. Правильный ответ (знание) VS Приемлемый результат (компетенция) – методика уточнения дидактической позиции

15:00-16:30

Практикум инструментальная дидактика: компетентностное преобразование программ

 

29.10

Личностно-ориентированное преподавание

9:00-10:30

Взаимодействие в учебном процессе: эксперт VS фасилитатор - роль преподавателя, система отношений, управление дидактической средой

Дидактическая система ИПМП

Королева И.С.

10:45-12:15

Преподавание как фактор профессионального развития.

 

13:15-14:45

Профессиональный маршрут. Теория и практика

Королева И.С.

15:00-16:30

Модель института. Компетентностное обучение

Подведение итогов модуля

Модуль 2- Демонстрационная психотерапия

 

 

9:00-10:30

Что такое компетенция? Отличие компетенции в школе, вузе и дпо. Шкала оценки компетенций

 Леон Быков

 

 

 

10:45-12:15

Что такое личные, профессиональные и мета- компетенции/ soft skills

 Леон Быков

17.11

 

13:15-14:45

Практикум (проблемный семинар): компетенции психотерапевта. Надметодические компетенции, собственно компетенции.

Назыров Р.К.

 

 

15:00-16:30

Условия формирования компетенций 5 сред.

Королева И.С.

 

 

9:00-10:30

Теория КАПС

Назыров Р.К.

18.11

 

10:45-12:15

Теория КАПС. Моделирование

 

Назыров Р.К.

 

 

13:15-14:45

КАПС с пациентом с неврозом

Назыров Р.К.

 

 

15:00-16:30

КАПС с пациентом с неврозом

Назыров Р.К.

 

 

9:00-10:30

Особенности методов. Особенности преподавания различных форм и видов оказания помощи

Назыров Р.К.

19.11

 

10:45-12:15

Семинар: Преподавание клинической психотерапии

Назыров Р.К.

 

 

13:15-14:45

Практикум: Мостик в практику

Королева И.С.

 

 

 

15:00-16:30

Закрытие модуля. Подведение итогов. Ответы на вопросы.

Королева И.С.

*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского получена образовательная деятельность на основании лицензии от «13» 2014 года № 0988, выданной комитетом по приходу мая правительства г. Санкт-Петербург.

Все программы разработаны и распространены на сохранение к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановление правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «Об обеспечении образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по используемым профессиональным программам».