Название программы: «Краткосрочная позитивная психотерапия (решение-фокусированный подход – SFBT – скандинавская модель)».

Сроки проведения цикла: 13 февраля - 29 апреля 2023 г.

Объем цикла: 72 уч. часов

при оплате в день начала обучения – 15 000 рублей (возможна рассрочка на 4 месяца и индивидуальные скидки)
при оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения – 14 250 рублей (скидка 5%)
при оплате не позднее, чем за 4 недель (28 дня) до начала обучения – 13 500 рублей (скидка 10%)
при оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения – 12 000 рублей (скидка 20%)
при оплате не позднее, чем за 12 недель (84 дня) до начала обучения – 10 500 рублей (скидка 30%)

 
 

Принять участие

 
 

Продолжительность каждого модуля – месяц, не менее 36 академических часов.

В дополнение к описанному курсу можно отдельно приобрести несколько индивидуальных сессий и посвятить их по своему выбору консультациям на личные темы и/или супервизиям. Это будет способствовать более глубокому постижению метода изнутри или предварительному знакомству для взвешенного решения по освоению курса.

Итогом участия в программе станет достаточно хорошее овладение методом для свободного применения применительно к своей практике, с возможностью интеграции с другими методами психологической работы в индивидуальном формате работы в разных условиях – офф-лайн и он-лайн – дистанционном, в частности, текстовом (чат, письма).

 

Программа предназначена для врачей-психотерапевтов, врачей-психиатров, врачей-сексологов, клинических психологов, психологов-консультантов, консультантов ТЭПП, волонтёров и других специалистов помогающих профессий, а также студентов старших курсов специалитетов и выпускников бакалавриата медицинских и психологических факультетов.

Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Врачи-психотерапевты, врачи-сексологи, успешно прошедшие программу и выдержавшие сертификационный экзамен, смогут продлить сертификат специалиста.

Данная программа специально разработана для того, чтобы участники могли глубже разобраться и в достаточной степени освоить такой высокоэффективный психотерапевтический подход, как решение-фокусированная психотерапия, интегрировать его в свою практику, оптимизировать её к своему профессиональному удовлетворению и удовольствию своих клиентов!

 

Коллеги, в удобном дистанционном формате, в комфортном режиме и под руководством заинтересованного преподавателя вы сможете освоить особенности применения этого высокоэффективного инструмента помощи людям при различных трудных и сложных жизненных ситуациях; найти подходы к продуктивному взаимодействию с профильными специалистами в области охраны психического здоровья при тяжёлых клинических состояниях клиента, на различных этапах лечения и реабилитации и оптимизировать терапию в сложных клинических случаях.

Метод является опорным в реализации множества программ психологического консультирования и личностного развития в широкой социальной практике, отличным началом для работы с клиентом, который впервые прибегает к психологической помощи, позволяя человеку понять её суть, открыть для себя возможности психологии, психотерапии.

Противопоказаний к применению не найдено, тогда как показания – самые прямые!

Навредить этим методом просто невозможно, а вот пользу принести, вполне!

В самом деле, специалист, работая в этом методе, мягко вводит клиента в психологическую работу над собой, подготавливая его к различным её поворотам, вызывает живой неподдельный интерес клиента к самому себе, раскрывает его возможности, привлекает к организации своей жизни по своему замыслу, ориентирует стать и быть хозяином своей жизни, не лишь умонастроений, но всей жизнедеятельности – ну, и кому это может быть вредно?! Напротив, это полезно всем и каждому!

Ограничения, всё же, есть – метод разговорного жанра, потому он годится от возраста, когда речь освоена, и вплоть до тех пор, пока человек ею владеет, как он шагает в ногу со здравым смыслом, готов поддерживать диалог. Прекрасно подходит для работы с ребятами от подросткового возраста и старше, ориентированных на быстрое разрешение разного рода актуальных проблем на пути оптимизации своей жизни.

Краткосрочная позитивная терапия обращает клиента к его актуальным близким целям, в контексте личных нужд и с мягкой поддержкой выводит на понятный результат, делая это в кратчайшие сроки и оттого второе название метода.

 

О феномене сопротивления можно забыть, поскольку метод обходит стороной это явление, помогая клиенту решать свои задачи в тесном сотрудничестве, потому и взаимоотношения устанавливаются довольно скоро и поддерживаются на высоком уровне доверительности, обеспечивая комфортную близость и поддержку, что необходимо для продвижения в разрешении актуальных проблем психосоциального функционирования, и тем самым, обеспечивая важное сочетание повышения качества жизни и личностного развития…

В этой связи КППт относится к личностно ориентированным методам психологической помощи.

Итак, приглашаем вас принять участие в дистанционной образовательной программе «SFBT — от англ. Solution Focused Brief Therapy», которая проводится в Институте Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского с 2020 уже третий год!

Коллеги, участие в модулях по вашим профессиональным интересам!

 

Предлагаемый курс – это взаимосвязанные две ступени роста в краткосрочной позитивной психотерапии (решение-фокусированный подход) – два модуля по 36 часов:

  1. 13.02.23 – 13.03.23г. Теоретические основы SFBT. Модель первичной краткосрочной позитивной консультации.

Данный образовательный цикл нацелен на изучение основ метода краткосрочной позитивной или сфокусированной на решении психотерапии  и повышение эффективности работы консультанта за счет:

  • знакомства с возможностями SFBT в первом приближении;
  • познания философии и методологии решение-фокусированной терапии;
  • задела и формирования профессиональных установок;
  • рассмотрения и принятия клиента в качестве равного партнера по беседе в интересах разрешения его актуальных затруднений через обретение иных объясняющих моделей, дающих выход на принятие решения в связи с обозначенными им проблемами, а также выстраивания перспектив и установление связей с ресурсами;
  • освоения полного цикла технических приёмов согласно всем блокам схемы краткосрочной позитивной терапии, что позволит полноценно проводить первичную сессию;
  • развития навыков активного влияния на формирование поддерживающих взаимоотношений в ходе продуктивного взаимодействия;
  • опоры на технические приёмы метода для выработки готовности опробовать найденное решение;
  • понимания особенностей применения ориентированной на решение краткосрочной терапии по отношению к пациентам различных клинических групп, прежде всего при работе с людьми в кризисных состояниях, состоянии трудной жизненной ситуации (состояния жизненного тупика, как основного повода для обращения к специалисту), и выстраивания продуктивного взаимодействия с профильными специалистами (психиатр, психотерапевт, нарколог, сексолог, терапевт общего профиля).

SFBT изначально был задуман, как эффективное средство скорой помощи людям, переживающим психологическое состояние тупика, когда новая жизненная ситуация переживается, не просто как проблемная, но кризисная, когда прежние способы жизнедеятельности дают сбой, так что в пределе возникают переживания беспомощности, безнадёжности, отчаяния, являющиеся маркерами суицидо-опасного состояния. Это определяется, как жизненный кризис, в терминологии Ф.Е. Василюка можно рассматривать четыре их уровня, в связи с его типологией жизненных миров, так что требуется внутренняя перенастройка человека, вызывающая к жизни новые формы самоорганизации, чем и требуется заняться в практике психологической помощи наряду или даже вместо медикаментозного лечения.

  • Как точно понять и оценить критичность состояния клиента? Какие маркеры показывают возможность психологической помощи, делают её приоритетной наряду с медицинским вмешательством?
  • Как выстроить и поддерживать взаимоотношения с клиентом, заключить «анти-суицидальный», а я бы говорил – «витальный» контракт, замотивировать – побудить клиента к психологической работе?
  • Что требуется сделать в первую очередь, когда клиент на связи с консультантом, например, службы «Телефон Доверия» или в контакте с частнопрактикующим психологом, а не в кабинете на приёме у врача-психиатра?
  • Какие возможности есть у консультанта в безмедикаментозной терапии – купировании кризисного состояния клиента?
  • Какие ресурсы мы можем открыть у клиента, как помочь ему опираться на себя и близких в своей жизни?
  • Экзистенциальные аспекты бытия.
  • Что требуется делать в профилактических целях для себя, как человека, всерьёз и основательно погружённого в эту трудную и сложную, тяжёлую  работу?

 

  1. 03.04.23 – 29.04.23г. Основные стратегии работы в SFBT. От разовых консультаций к развёрнутой терапии.

По итогам обучения во втором модуле вы сможете продуктивно действовать в направлении от сессии к серии сессий, курсу – для реализации задуманного плана:

  • поняв свои сильные стороны, перспективы развития в качестве специалиста в решение-фокусированной терапии, продвигаться к ним и успешно реализовывать свои предложения клиентам;
  • формировать вместе с клиентом маршрут терапевтического движения в контексте хорошо сформулированного результата;
  • формировать гибкую программу для продуктивной работы на перспективу;
  • конструктивно действовать при поиске ресурсов клиента для реализации совместно намеченных целей;
  • позитивно оценивать промежуточные этапы пути, опираясь на них, как на точки роста, усиливая надежду и потенциал развития;
  • подводить общий итог проделанной работы и намечать новые области ближайшего развития;
  • определив области своей компетентности, эффективно действовать в бригаде смежных специалистов, рекомендуя клиенту своих коллег, способствуя разрешению им своих проблем, достижению желаемых целей;
  • кратко рассмотрим и применение метода в практике семейного консультирования.

 

Программа реализуется исключительно в живой работе в зум с организацией работы в рабочих группах – профессиональных семьях, которые становятся основой взаимоподдержки и за рамками курса.

Начиная со второго модуля организуется работа с клиентами, не знающими о методе с острыми, живыми запросами на психологическую помощь.

 

В рамках курса из двух модулей предусмотрены:

  • подробный разбор представляемого материала;
  • презентации консультаций с обсуждением;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • тренинг и тьюторство;
  • практика с реальными клиентами.

В дополнение к описанному курсу можно приобрести несколько индивидуальных сессий и посвятить их по своему выбору консультациям на личные темы и/или супервизорскому разбору своей практики. Это будет способствовать более глубокому постижению метода изнутри.

 

Данная образовательная программа включает два взаимосвязанных блока, и ставит целью не лишь освоение технических приёмов, но овладение философией подхода, формирование профессионально-значимых установок, с тем, чтобы специалист мог свободно и уверенно оказывать психологическую помощь разным людям, в сложных меняющихся условиях реальной профессиональной практики.

  1. Профессиональные базовые установки.
  2. Позиция специалиста по отношению к клиенту.
  3. Навыки целенаправленного выстраивания и поддержания сотрудничества и построения перспектив клиента (внутреннего образа грядущего) и вариантов пробного решения применительно к текущей трудной жизненной ситуации, установления доступа к его ресурсам в интересах творческого разрешения его актуальных проблем.

Навыки вырабатываются благодаря целенаправленным тренировкам. В ходе обучения формируются тьюторские подгруппы по 3–4 человека для отработки и шлифовки навыков. На общей группе будет подробно разобрана схема взаимодействия в SFBT с последующим выбором нескольких техник для работы в каждом блоке схемы, ознакомления с ними на практике, их освоения, осмысления, дальнейших проб и закрепления со своими клиентами (с полной реализацией уже за рамками курса в самостоятельной практике).

  1. Технические приемы (изучение и пробы на тренинге).

Все техники даны в подробном изложении с обоснованием их применения. Отдельные техники будут подробно рассмотрены на общих занятиях, а затем участники отработывают и шлифуют их в тьюторских занятиях в контексте философии метода.

  1. Самостоятельная работа, подразумевающая изучение литературы, пробы элементов метода и его интеграцию в свою практику с клиентами.
  2. Супер/мета_визия с целью развития самосознания и профессиональной идентичности практика SFBT частично включена во второй модуль. Образ работы группы интервизии/супервизии точно сформируется, который можно будет взять за основу в своей практике.

 

В результате освоения программы вы:

  • сформируете хорошее представление о краткосрочной позитивной психотерапии (SFBT/КППт/РФПт/ОРКТ) в целом, её философии и практике, возможностях и преимуществах, позволяющих рекомендовать метод для применения в широком ряде случаев;
  • получите ясную картину психологической сессии, которая даст понимание, свободу и уверенность в установлении контакта в ходе работы и обеспечит лёгкое продвижение в творческом поиске и выработке решения применительно к конкретной ситуации клиента;
  • будете обладать целостной структурой и пониманием подхода и логики движения при обращениях различного характера (пациент, клиент, посетитель/визитер, друг/знакомый/родственник), что обеспечит возможность эффективной работы с людьми с различной степенью мотивации и отношением к работе и к специалисту с постепенным подведением их к принятию собственного сознательного решения о глубине вмешательства в соответствии с мерой личной заинтересованности;
  • сможете легко и свободно прояснять и формулировать конструктивные цели своего пациента (клиента) на данном этапе жизненного пути;
  • будете обеспечивать доступ к необходимым ресурсам для достижения консультативных и терапевтических целей, обеспечивать сопровождение клиента в реализации им своих жизненных целей;
  • наработаете и усовершенствуете свои навыки решение-фокусированного консультирования (анализ трудных ситуаций в консультировании в ходе обучения позволит обрести уверенность и эффективность в практике);
  • сможете разрабатывать перспективную программу решение-фокусированной терапии с переносом веса на личностные отношения;
  • сможете использовать техники SFBT для решения, как отдельных психологических задач, проблем, так и перспективных целей из области ближайшего развития;
  • получите ясные ориентиры для интеграции и творческого использования технических приёмов краткосрочной позитивной психотерапии и других психотерапевтических методов, что поможет вам развивать свою практику, поднимая её на новый уровень;
  • будете обосновано применять краткосрочный позитивный подход по отношению к пациентам различных клинических групп (при наличии базовой клинической подготовки!), при необходимости, связывая их с профильными специалистами, обеспечивая необходимую связь.

 

Автор и ведущий программы, Ю.А. Ионов, о методе:

«Краткосрочная позитивная психотерапия и психологическое консультирование (SFBT, КППт/Р-ФПт/ОРКТ) составляют хорошую альтернативу поведенческой, когнитивной терапии, а также глубинной, аналитической, психотерапии.

Как говорит мой учитель, Анатолий Михайлович Ялов, решая вопрос о начале работы в психологической практике, многие выбирают экономичный подход — попробовать то, что проще и легче, и только если обойтись этим не удается, заняться чем-то более сложным и требующим уже серьезных затрат и времени, и усилий, и денежных средств.

В этой связи SFBT вполне отвечает ожиданиям клиентов сразу же заполучить в свои руки добротный инструмент для разрешения проблемы и изменения своей текущей жизни, причем «дешево и сердито», не ценой многолетней работы, а обойдясь лишь 1–10 сессиями.

И когда человек, располагая этим оптимальным средством, разрешает актуальные проблемы личного, семейного и даже более широкого социального характера, он обнаруживает в себе более глубокий интерес к своей личности, к личностному развитию. И в этот момент данный метод становится своеобразным мостиком к продолжительному путешествию на пути познания и совершенствования себя уже и другими средствами.

Однако нельзя сказать, что метод SFBT, апеллируя к поиску новых действий, так уж прост, что изменение затрагивает лишь новые формы поведения. Это, конечно же, не так!

Изменение посредством беседы о решении что-то делать, затрагивает в определенной мере и понимание себя, и отношение, как к ситуации, так и к себе, готовность на перемены, осознанную решимость, без чего инакое проявления себя в мире будет лишь подражанием некоему герою, что тоже хорошо, но останется лишь подражанием, тогда как в случае такой беседы, это новое поведение – следствие внутреннего перерождения!

В связи с этим SFBT относят к личностно-ориентированным методам работы в лучших традициях гуманистического направления.

Использование SFBT актуально при наличии проблем, требующих быстрого разрешения, когда человек в силу условий органичен во времени (командировка, санаторий, пансионат, больница, стационар, реабилитационный центр).

Если же говорить о критических ситуациях, острых кризисных и суицидо-опасных состояниях, требующих незамедлительных шагов по их урегулированию, когда времени — всего один разговор (что нередко бывает при работе в службах экстренного реагирования), этот метод просто незаменим!

Поскольку метод разговорный (одно из его названий — «беседа о решении»), он может быть успешно применен как очно, так и в условиях дистанционной работы, причем в самых разных ее формах — беседа по телефону, общение в видеорежиме, а также текстовая переписка (чат, обмен письмами).

Это связано с самим фокусом метода — фокусом на творческом поиске разрешения актуальной проблемы клиента. При этом достаточно минимального обзора собеседниками друг друга, но требуется высокая вовлеченность в процесс поиска решения, в чём клиент и заинтересован прежде всего.

Нет необходимости в тщательном наблюдении за клиентом, сличении сигналов разных каналов, обнаружении противоречий, как и в опросе, сборе анамнеза, постановке диагноза…

Однако важно организовать и всячески поддерживать творческую атмосферу поиска решения, что и обеспечивает успешность SFBT за счет выхода из области точности и правильности, области «единственно возможного», в область вероятности и альтернатив в пространстве грядущего.

 

Р.К. Назыров, выделяя решение-фокусированную психотерапию из ряда других методов краткосрочной психотерапии, описывает её не просто, как одно из ярчайших явлений, представляющих новую волну в современной психотерапии. Он описывает её, как прорывной метод, работающий в таких трудных случаях, когда все другие методы дают сбой и не позволяют стронуть с места замерший процесс! Всё это дает возможность рассматривать SFBT и как эффективное средство супер/мета_визии, чем я лично с удовольствием пользуюсь.

 

Вне зависимости от того, с чем обращается пациент (клиент), главная цель данного метода — способствование клиенту в формировании им альтернативного образа своего будущего. Этот образ может быть и не единственным, однако его появление подтверждает продуктивность работы.

При этом в глазах клиента часто можно наблюдать огонек азарта, энергию в потирании рук, что сигнализирует нам о его заинтересованности, готовности опробовать и даже нетерпении начать осуществление какого-то плана достижения этой новой, найденной им реальности.

Таким образом, метод целостен в своём обращении к размышлениям, эмоциональным и поведенческим проявлениям клиента, хотя и делает это через апеллирование к целям, решимости опробовать найденный вариант и ресурсам на его реализацию.

Генеральная задача — активизация ресурсов для решения психологических проблем и привлечение целого ряда саногенетических психологических механизмов, способствующих преодолению широкого круга социально-психологических проблем, а также пограничных психических расстройств.

Есть мнение, что возможности краткосрочной позитивной психотерапии недооценены профессиональным сообществом нашей страны.

Этот метод прекрасно зарекомендовал себя не только в клинике невротических расстройств, но, что очень важно, он с успехом применяется в психологическом консультировании и педагогике. Он составляет яркую альтернативу современным когнитивистским и гуманистическим подходам и, наряду с ними, выступает третьим опорным методом для реализации различных программ психологического консультирования.

При этом его позитивный ракурс чрезвычайно полезен для применения и в большой психиатрии, и в коррекционной педагогике, где нахождение ресурса при необратимых состояниях может выступить возможным вариантом и основой суппортивной психотерапии.

Особенностью работы в этом психотерапевтическом подходе является ориентация психотерапевтического воздействия на ресурсы человека. Внимание психотерапевта и клиента направлено на решение проблемы, а не на поиск её причин и источников.

Вместо психоаналитических вопросов «Почему это случилось?» и «Кому отвечать?» на первое место в работе психолога и психотерапевта выходит вопрос «Что можно сделать?».

Это позволяет вовлекать в решение проблемы и социальное окружение клиента (семью, друзей, других специалистов — учителей, врачей и т.д.), что упускается в ряде многих других методов психологической работы, направленных на восполнение дефицитов клиента, и добиваться прекрасных результатов за более короткое время.

Представляемый подход эффективен, как в работе с индивидуальными проблемами взрослых людей, так и в работе с супружескими конфликтами, проблемами детско-родительских отношений, поведенческими сложностями у детей, проблемами трудоустройства и др.

Пожалуй, на этом можно резюмировать цитатой Анатолия Михайловича Ялова – эксперта в методе – из методического пособия (Краткосрочная позитивная психотерапия. МАПО С-Пб. 1997г.):

«Краткосрочная позитивная психотерапия в очень большой степени ориентирована на создание атмосферы, способствующей поиску решений. Эту атмосферу можно кратко обозначить такими словами, как надежда, юмор, любопытство, уважение своих сил, сотрудничество».

Причём, что характерно, сотрудничество не пациента с врачом, а специалиста с клиентом, направленное на помощь ему в организации конструктивного размышления о себе, о людях, о жизни, такого размышления, в ходе которого клиент сам открывает новые смыслы, значения, и выстраивает личностные отношения, которые открывают ему возможности там, где прежде он чувствовал тупик, так, что отныне именно он сам творчески реализует свои замыслы, так и в той мере, как это для него хорошо.

Заметим, по контрасту с прежней зацикленностью, это настоящий прорыв!

 

Основоположники SFBT — Стив де Шейзер (Steve de Shazer) и Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg) в США, Уайт (White М.) в Австралии, Эпстон (Epston D.) в Новой Зеландии, Т. Ахола и Б. Фурман (Ahola Т., Furman В.) в Финляндии.

Среди отечественных специалистов, развивающих краткосрочную позитивную психотерапии в России, ярко выделяется фигура Анатолия Михайловича Ялова.

Анатолий Михайлович Ялов — носитель метода, он не только обосновал возможность его применения при лечении неврозов, но и активно сотрудничал с Беном Фурманом (даже вернее, активно его подталкивал) при издании в России его известного психотерапевтического бестселлера «Краткосрочная позитивная психотерапия» (2000), выступив автором предисловия и научным редактором.

Анатолий Михайлович первым начал преподавание краткосрочной позитивной психотерапии (имеющей также и другое название — solution talk, или «беседа о решении») в нашей стране и продолжает готовить специалистов на базе современного Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского в Санкт-Петербурге.

С напутствием Анатолия Михайловича я уже третий год предлагаю специалистам обучаться этому замечательному методу в дистанционном формате и начать использовать его в своей работе — клинической практике, психологическом консультировании, организованной и семейной педагогике».

 

Юрий Анатольевич Ионов — клинический психолог, имеет большой опыт в кризисном телефонном консультировании, системной семейной психотерапии, семейных расстановках, клиент-центрированной психотерапии, интегративной гипнотерапии, SFBT, тренинге, супервизии, балинтовских группах, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Преподаватель Факультета психологического консультирования и психотерапии (ФПК) Института Консультативной Психологии и Консалтинга, вице-президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи.

 

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».