Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие студенты! Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.

Сегодня мы расскажем вам о:

 

  • Нашем новом сотруднике методического отдела Марии Самохиной
  • Только что завершившемся цикле «Современный клинический психолог. Клинико-психологическая диагностика и интервенция»
  • Институтском Киноклубе
  • Психотерапевтической технике «Освобождение от крючка»

 

Мария Вячеславовна Самохина – новый методист очных программ института.

Как и в предыдущем выпуске, сегодня, мы продолжим знакомить вас с новыми лицами, а именно со специалистами методического отдела нашего Института.

Героиня нашего сегодняшнего выпуска, Мария Самохина – методист очного отделения института.

В 2019 году Мария закончила бакалавриат СПБГУ по философскому направлению, а в 2021 получила степень магистра в области психологии одного из ведущих профильных вузов Москвы.

-«Интересная комбинация получилась из бакалавриата философского факультета СПбГУ и магистратуры Психологии МГППУ. Все же основной своей деятельностью считаю психологию т.к. изначально работала в области философии сознания и в этот момент особенно остро поняла желание работать в русле психологии, а затем- двигаться в сторону науки. Поэтому сохранилось желание и интерес выстраивать плотные взаимоотношения между философским и психологическим направлениями моей деятельности, как и в практике, так и в работе в институте».

С институтом Мария познакомилась в период решения о продолжении обучения и определения своей специальности.

-«Наиболее интересным мне показалась медицинская и личностная ориентированность института. В момент, когда я уже устраивалась на работу, еще больше заинтересовали возможности и идеи, которые можно реализовать в стенах института. Скажем, что здесь есть простор и свобода для творчества и самореализации».

Личностный подход к обучению и возможность обучения в разных форматах, Мария выделяет как самые основные и важные свойства института.

-«Когда работают именно с компетенциями, а также важно количество практики и упражнения дня, которые выполняют слушатели, помимо формата лекций и групповой работы, а еще сделанные с любовью ответственностью рабочие программы и материалы» J

Сейчас Мария занимает должность методиста очных программ института, что подозревает большое количество работы с материалами, понимание потребностей слушателя, а также научного подхода. Свою работу Мария видит очень важной и интересной, т.к. слушатели, в первую очередь взаимодействуют с рабочими тетрадями, расписанием и рабочими программами Института.

- «Здесь получается совмещать - во время подготовки курса поднимается много разного материала, что очень интересно и полезно для других сфер жизни. Так что в целом я люблю свою работу и люблю делать обучение более интересным и качественным».

А если отталкиваться от себя и своих возможностей, чего бы хотелось больше всего в плане реализации, что может сделать счастливым человека науки?

-«Если говорить о профессиональной мечте, то, пожалуй, это мечта о довольных клиентах и реализации себя, как психолога и научного сотрудника, ну и диссертация, конечно».

Самое главное, по мнению Марии, это быть счастливым человеком, и чтобы вокруг было как можно больше счастливых людей. Это же определяет и её основные ценности, и принципы в жизни, а также избрание профессионального пути, как следствие.

- «Пожалуй, это бережное и уважительное отношение к людям и их проблемам (и это не только о профессиональных, но и о жизненных принципах). Еще мне кажется важным, постоянный поиск и желание узнавать что- то новое, работать над собой и быть открытым для идей и всего вокруг. При этом помнить о важном принципе заботы о себе! Еще один из главных принципов - это попытка увидеть и почувствовать прекрасное вокруг в том числе и в другом человеке».

Что касается не рабочего времени нашей новой методистки - можно точно сказать, что оно включает в себя весь спектр красок, от балета по выходным и активного времяпрепровождения с друзьями до походов по музеям и просмотров фильмов и аниме.

- «Да и в целом, открыта для всех возможных предложений и авантюр, которые можно реализовать. В общем, стараюсь жить активно в соответствии со своим жизненным принципом про поиск и изучение нового».

 

Цикл: «Современный клинический психолог. Клинико-психологическая диагностика и интервенция» и его завершающие этапы.

7 марта в нашем Институте начался цикл «Современный клинический психолог. Клинико-психологическая диагностика и интервенция».

Данный цикл является и самостоятельным образовательным продуктом, и важным этапом программы профессиональной переподготовки по клинической психологии. Он собрал более 70 психологов различных специальностей (педагоги-психологи, социальные психологи и пр.) — как опытных, так и начинающих.
Первый модуль цикла «Становление профессиональной идентичности» завершился 9 марта. Преподавателями модуля были: Никулин Александр Вадимович, Зотова Екатерина Сергеевна, Бубнова Ирина Викторовна, компетентностный преподаватель Суслова Елена Григорьевна.

В начале модуля компетентностный преподаватель Елена Суслова задавала слушателям практические упражнения, чтобы сформировать у слушателей базовые ценности и личные задачи на обучение. Далее, Александр Никулин провёл практикум, группу профессиональной идентичности, перед которой стояла задача получить личные ориентиры в структуре специальности и определить границы своей компетенции. Затем Екатерина Зотова прочитала слушателям лекцию о биопсихосоциальном подходе в клинической и медицинской психологии, о современных представлениях и расстройствах. Также, в рамках темы модуля был разобран случай с реальным (клиентом) пациентом - практикум по клинико-терапевтическому анализу психотерапевтического случая (КАПС).

Ирина Викторовна Бубнова дала важный материал по основным теориям личности, а также критерии клинических и не клинических теорий личности.

12 марта завершился второй модуль цикла: «Методы психологической диагностики. Организация и проведение психологического исследования как самостоятельной услуги».

В начале прозвучали вопросы о сложностях диагностики различных расстройств, наличия экспресс методов диагностики личности. Далее, Наталья Викторовна Миникаева рассказала основы клинической патопсихологии, разобрали методы исследования мышления, внимания, памяти и выполнили упражнение в профсемьях, по нарушению свойств внимания.

Ирина Викторовна Бубнова рассказала о структуре личности в норме и патологии, экспериментально-психологическом методе и MMPI. Были выполнены упражнения в профессиональных семьях где разбирали клиентский случай. Слушатели отметили, что лучше стали понимать, что и как нужно диагностировать в беседе с испытуемыми.  

На третий день Ирина Викторовна Бубнова рассказала об экспериментальных этапах психологического исследования, обсудили выводы патопсихологического исследования, выполнили упражнение: «Анализ случая».

Подводя итоги, слушатели отметили важность комплексного наблюдения, полибригадного подхода к исследуемым. Улучшили структуру клинического заключения, а также приобрели новые знания по теме психодиагностики и патопсихологии.

Третий модуль цикла завершился 16 марта: «Медицинская модель ПТ и клинико-психологическая интервенция в практике клинического психолога».

В начале модуля прошла лекция Екатерины Андреевны Колотильщиковой «История, объект, предмет, задачи, междисциплинарные связи клинической и медицинской психологии». В завершение слушатели выразили благодарность Екатерине Андреевне за интересно преподнесённый материал.

Основными вопросами модуля стали: критерии успешности психотерапевтического воздействия, прояснение запроса клиента/пациента, формы и мишени психотерапевтической работы с разными группами клиентов/пациентов. Далее, Равиль Каисович рассказал о личности в ПТ с позиции Ленинградской школы психотерапии, теоретико-методологических вопросах и основных понятиях психотерапии, а Алексей Чмутов рассказал об основах клинико-психологической интервенции, и они совместно ответили на вопросы слушателей. Была проведена короткая демонстрационная сессия применения ЛОРПТ с последующим обсуждением.

В завершение модуля Александр Никулин рассказал об отличительных характеристиках неврозов, психопатий и психозов, а Равиль Каисович отвечал на вопросы, сформулированные группой на модуль и провел несколько коротких демо-сессий.

Подводя итоги модуля, слушатели отметили полезность работы в профсемьях, когда неопытному участнику полезно услышать подсказки от более опытных коллег. Также отметили полезность информации о критериях успешности, видах клинико-психологической интервенции, рассмотрении личности исходя из концепции Мясищева В.Н. 

Высказали благодарность за демонстрационные сессии, отметили их пользу для понимания процесса взаимодействия с клиентом/пациентом.

 

Мы хотели бы поблагодарить всех слушателей, а также выделить самых активных в группе, ими стали: Лариса Будинская, Мария Паращевина, Евгения Максимова, Катерина Тимофеева, Анна Саулина, Ева Астбел, Алексей Степанов.

Следующий аналогичный цикл пройдет в нашем Институте с          

12 по 24 сентября 2022 года.

Узнать о нем подробнее можно на сайте: https://ipmp-spb.ru/skp 

 

Институтский Киноклуб для психологов и психотерапевтов: взгляд изнутри.

          Формат киноклуба – является новым для нашего института. Но в результате совсем небольшого количества проведенных встреч, однозначно можно сказать, что он уже полюбился нашим слушателям. Сегодня, мы поделимся с вами первыми их впечатлениями о формате, за первый месяц его существования.

Киноклуб начал свою работу в начале февраля и за это время мы определили, что это не просто коллективное обсуждение патологий в рассматриваемом фильме, наш киноклуб - это целый образовательный цикл, разделенный на несколько модулей, в каждом из которых мы по полочкам раскладываем патологию психики на примере фильма. Также, это ещё и психотерапевтический способ проживания своих эмоций через кино. 

Например, в 1-ом модуле мы рассматриваем расстройства шизофренического спектра, на первых двух встречах уже были разобраны «Пианистка», «Ангелы вселенной» и «Час волка». Как раз впечатлениями о последней встрече, мы, с удовольствием, поделимся с вами в сегодняшнем выпуске:

На этом киноклубе мы прикоснулись к творчеству режиссера, которого по праву можно назвать одним из самых интересных и самобытных, речь идет об Ингмаре Бергмане и его картине "Час волка". Фильм интересен тем, что некоторые критики относили его к жанру психологического триллера. Бергман черпал вдохновение из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» и повести Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок», а также из собственных кошмаров. В фильме раскрываются темы безумия, сексуальности и отношений, переданные в сюрреалистическом стиле с элементами фольклора.

Именно поэтому данный фильм мы смотрели все вместе, в режиме онлайн, прерываясь лишь на краткие комментарии Базаровой Е. Н. По праву данная лента, со временем стала одной из наиболее знаковых для кинематографа (стоит отметить, что, по началу, к ленте отнеслись скептически). Но и для психотерапевтов данная лента является интересной, в ней Бергман обращается к стадиям шизофрении и метафорически демонстрирует, как герой, шаг за шагом, погружается в свой недуг. Фильм оставляет после себя послевкусие и безысходности, и желания разобраться в природе и особенностях заболевания, а также оставляет с мыслями о метафорах, иносказаниях и отсылках, к которым часто в своих работах прибегает Бергман.    

Каждая встреча образовательного киноклуба - яркое и ценное событие для институтского сообщества. Возможность обогатить клиническое мышление, тёплое и свободное коллегиальное общение, поддержка опытных и талантливых ведущих - настоящих профессионалов. Яркие демонстрации и глубокая работа с киноматериалом- то, что определяет этот формат обучения и делает его уникальным! Каждая встреча проходит с живым интересом, абсолютной внутренней включенностью в процесс и удовольствием.

Ведущая наших встреч: Базарова Екатерина Николаевна, врач-психотерапевт, психоаналитик, руководитель психотерапевтического профессионального сообщества, а также заслуженный врач Республики Карелия и по совместительству преподаватель нашего института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д.  Карвасарского.

Также, спешим сообщить, что 24 марта в рамках нашей новой встречи мы будем разбирать завершающий фильм цикла шизофренических расстройств «Гений и Безумец» Фархада Сафиния.

«Гений и безумец. Но кто есть кто?» — риторически спросит герой Мела Гибсона (полиглот, филолог, лингвист, лексикограф) героя Шона Пенна (шизофреника, убийцу, заключенного, пациента). Сумасшествие и гениальность, как известно — две стороны одной медали. И этот фильм – яркая тому иллюстрация. Психопат Майнор, внезапно открывший светлую сторону своего затуманенного разума, близок к тому, чтобы прослыть гением. А великий мозг Мюррея, утонувший в океане слов и цитат, близок к тому, чтобы впасть в сумасшествие. И каждый из них протянет другому безвозмездную руку помощи лишь для того, чтобы быть частью хорошего дела.

 

Мы будем рады видеть вас в нашем киноклубе!

Подробнее о формате: https://www.instagram.com/p/CaPd-ZEFzd1/

Что бы записаться: +7 (812) 467-47-90, client@ipmp-spb.ru

 

Психотерапевтическая техника недели: «Освобождение от крючка».

Стрессовые состояния очень часто провоцируют нас на «раскрутку» своих тревожных мыслей. В итоге мы образно – оказываемся у них на «крючке» и уже не чувствуем себя «включёнными» в жизнь, становимся «отстраненными» и рассеянными.

А если мы делаем что-то, не сосредоточившись мы часто делаем это плохо или не получаем удовольствия от такой деятельности и испытываем неудовлетворенность.

Что же мы можем сделать, чтобы не оказаться на «крючке» у этих тревожных мыслей?

Сегодня мы рассмотрим технику «освобождения» от тревожных мыслей в 3-х шагах:

1) Обратите внимание на то, что вас зацепила тягостная мысль или

чувство. Осознайте, что тягостная мысль или чувство отвлекает вас, и

с любопытством понаблюдайте за ней/ним.

2) Затем назовите про себя эту тягостную мысль или чувство,

например:

«У меня появилась тягостная мысль»

«Мне сдавило грудную клетку»

«Меня охватил гнев»

«У меня появилась тягостная мысль о прошлом»

«Я обращаю внимание и фиксирую, что у меня появилась

тягостная мысль»

«Я обращаю внимание на то, что меня одолевают страхи в отношении

будущего».

3) Затем переключитесь на то, что вы делаете. Уделяйте все свое

внимание тем, кто рядом с вами, и тому, что вы делаете.

Практикуйтесь каждый день! От качественной и количественной проработки вы быстро сможете прийти к результату – отсутствию тревожных и стрессовых состояний.

 

Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/

Наши программы:

https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta

Записаться на обучение:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-48-87

client@ipmp-spb.ru