Название цикла: Избранные техники когнитивно-поведенческой психотерапии при работе со сложными случаями. Преодоление резистентности к психотерапии.
Объем цикла: 36 уч. часов
Сроки проведения: 23 - 25 сентября 2024 года
Время проведения занятий: 09:00 – 17:00 (по Мск)
Место проведения: On-line на платформе ZOOM
Стоимость: 50 000 руб.
Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
О программе
В тот же момент, когда возникла психотерапия, появились и феномены психотерапевтической резистентности. Резистентность с точки зрения психиатрии - это неадекватный ответ на адекватное лечение. С позиции когнитивно-поведенческого направления (КПТ) — это избегание, как поведенческая реакция на пугающий или нежелательный триггер. Или, иначе говоря — сопротивление, которое делает невозможным для пациента преодоление своих трудностей и долгосрочных изменений.
В современной психотерапии имеются разные представления о феноменах резистентности, и каждое из них зависит от школы и психотерапевтической парадигмы. Более того, в настоящее время в области клинической психотерапии не существует единого понимания феномена резистентности. Этот вопрос каждое направление психотерапии решало внутри своего сообщества и более всего феномен резистентности (сопротивления) описан в психоаналитическом направлении, что обусловлено исторически.
Есть разные типы избеганий: когнитивное, эмпирическое, эмоциональное и поведенческое. И любое такого рода сопротивление приводит к тому, что у человека накапливается психоэмоциональное напряжение. Оно может быть как осознанным, когда человек понимает, что он постоянно напряжен и в тревоге. А может быть совершенно неосознанным, когда складывается ощущение, что все идет хорошо, однако нет понимания причин различных проявлений: почему нет отдыха после сна, отчего возникают вспышки раздражительности или плаксивости, почему иногда нападает хандра. Тем временем, длительное внутреннее психоэмоциональное напряжение ведет к утрате способности к стрессоустойчивости, потому что психика человека вынуждена тратить огромное количество внутренних сил на избегание. А это, в свою очередь, как правило ведет к синдрому эмоционального выгорания.
В когнитивно-поведенческом направлении в процессе психотерапевтического лечения терапевт неизбежно сталкивается с этими феноменами в виде: ошибок мышления (что является основой когнитивного избегания), стойкого непереносимого эмоционального опыта (что является эмоциональным избеганием), а также активные и пассивные формы поведенческого избегания. Одной из ключевых целей, как в сеансах терапии, так и вне сессий, при выполнении домашних заданий, является помощь пациенту в осознании своих избегающих стратегий и связи между кратковременным дискомфортом и положительными изменениями. Избегание делает невозможным для пациента преодоление своих трудностей и долгосрочных изменений.
При неумении распознать, проявить, дифференцировать, резистентность или разные виды сопротивления пациента легко можно спутать, например, с впадением человека в аффект, по причине касания какой-то травмы. Или можно спутать с намеренным манипулированием пациента психологом, когда пациент хочет получить какую-то выгоду для себя или подставить клинику. Если психолог или психотерапевт не может выявлять состояния сопротивления и работать с ними, то именно он оказывается в эмоционально небезопасной обстановке. Работая в такой обстановке неизбежно выгорает уже сам специалист.
Ключевая задача терапевта — помочь пациенту в осознании своих избегающих стратегий и связи между кратковременным дискомфортом и положительными изменениями
В нашей программе мы попытались обобщить традиционные и современные представления о феноменах резистентности и избегания, с которыми неизбежно сталкивается любой психотерапевт. Описать с точки зрения когнитивно-поведенческой парадигмы и представить протоколы работы когнитивно-поведенческого терапевта в этом случае.
Данная программа является седьмой ступенью программы «Когнитивно-поведенческая психотерапия (7 ступеней)». Полная программа состоит из 7 ступеней.
Расписание занятий
Дата |
Время |
Наименование учебных пар |
Преподаватель |
23 сентября 2024
|
9:00-10:00 |
Открытие модуля. Настройки |
Компетентностный преподаватель |
10:00-11:30 |
Введение в модуль. Феномен резистентность в когнитивно-поведенческом направлении. Понятие и феномен «сопротивление» в клинически ориентированной КПТ. |
Бубнова И.В. |
|
11:45-13:15 |
Резистентность как включение механизмов психической адаптации. Незрелые механизмы психологической защиты. |
||
14:15-15:45 |
Проявление резистентности на сессии. |
||
16:00- 17:30 |
Резистентность как включение механизмов психической адаптации. Зрелые защиты. |
||
24 сентября 2024 |
9:00-10:30 |
Практикум: работа клинически ориентированного КПТ терапевта с возникшим на сессии проявлением нарушений механизмов адаптации |
Бубнова И.В. |
10:45-12:15 |
Практикум: Предоставление обратной связи при сопротивлении. |
||
13:15-14:45 |
Работа с обесцениванием |
||
15:00-16:30 |
Работа с сопротивлением пациента: адаптивные и неадаптивные копинги. |
||
25 сентября 2024 |
9:00-10:30 |
Работа с сопротивлением пациента: адаптивные и неадаптивные копинги. Тренировка навыка отслеживания способов совладания и анализ системы представлений. |
Бубнова И.В. |
10:45-12:15 |
Функциональный анализ Практикум: Работа клинически ориентированного КПТ терапевта с избегающим поведением и поиск альтернативных копингов. |
||
13:15-14:45 |
Работа с последствиями сопротивления |
||
15:00-16:30 |
Анализ избегающих моделей. Подведение итогов курса |
В программе
Данный модуль позволит вам ознакомиться с современными представлениями о разных видах резистентности и избегания, как с точки зрения клинической психологии, так и с точки зрения когнитивно- поведенческого направления психотерапии (Дж.Бек, К. и Д. Добсон, Р.Лихи).
Освоить технологию формулирования случая и функционального анализа (TRAPS, TRACS). Научиться выявлять и прояснять историю возникновения паттернов избегания.
В процессе обучения у вас будет возможность попрактиковаться и повысить свою компетентность в области распознавания феноменов резистентности (ошибок мышления, эмоционального избегания, активной и пассивной формы избегания, прояснение ценностей, которые пациент защищает), что проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Курс построен на постоянном чередовании теории и практики. Сначала мы изучим теоретическую составляющую - как у человека могут проявляться разные виды резистентности или модели избегания: как это проявляется в словах пациента, в эмоциональных реакциях, как — на поведенческом уровне. А далее, практическая отработка навыков — через выполнение упражнений как в малых группах, так и в парах. С помощью специальных заданий мы сможем выявить элементы избегающей модели клиента и отработать протокол работы когнитивно-поведенческого терапевта в этом случае, то есть пошаговую инструкцию, что с этим можно сделать. Наши слушатели будут много тренироваться и распознавать, и прояснять, и дифференцировать, и работать с этими феноменами.
Ведущий преподаватель программы
Бубнова Ирина Викторовна
Куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского. Автор более 20 научных трудов, в том числе монографии «Клиническая психотерапия в наркологии».
После прохождения обучения Вы сможете:
• определять разные виды избегания пациентов (когнитивное, эмоциональное, активные и пассивные формы поведенческого избегания);
• наблюдать за паттернами избегания во время взаимодействия с пациентом;
• отделять модели избегания и эффективные когнитивное поведение;
• связывать избегающие стратегии пациента с кратковременным дискомфортом, запускающим самосаботаж и позитивными изменениями, которые препятствуют долгосрочным изменениям;
• применять протокол формулирования случая и функционального анализа (TRAPS – TRACS), что позволит оценить понимание проблем пациента и тенденций избегания;
• помогать пациенту поместить в фокус внимания модели избегания и проанализировать их;
• выявлять и прояснять историю возникновения паттернов избегания;
• выявлять/находить дисфункциональные когниции и эмоции, поддерживающие модели избегания;
• отслеживать собственные потенциальные избегания сложных проблем, эмоций, реакций и действий с пациентами.
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:
+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».