Название цикла: Избранные техники когнитивно-поведенческой психотерапии при работе со сложными случаями. Преодоление резистентности к психотерапии.

Объем цикла: 36 уч. часа

Сроки проведения: 08 – 10 июня 2023 года

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00 (по Мск)

Место проведения: On-line на платформе ZOOM

 

Стоимость: 20 000 рублей

18 500 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения

17 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 4 недели (28 дней) до начала обучения

15 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения

12 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 12 недель (84 дней) до начала обучения

 

Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 
 

Принять участие

 
 

О программе

 

В тот же момент, когда возникла психотерапия, появились и феномены психотерапевтической резистентности. Резистентность с точки зрения психиатрии - это неадекватный ответ на адекватное лечение. С позиции когнитивно-поведенческого направления (КПТ) — это избегание, как поведенческая реакция на пугающий или нежелательный триггер. Или, иначе говоря — сопротивление, которое делает невозможным для пациента преодоление своих трудностей и долгосрочных изменений.

В современной психотерапии имеются разные представления о феноменах резистентности, и каждое из них зависит от школы и психотерапевтической парадигмы. Более того, в настоящее время в области клинической психотерапии не существует единого понимания феномена резистентности. Этот вопрос каждое направление психотерапии решало внутри своего сообщества и более всего феномен резистентности (сопротивления) описан в психоаналитическом направлении, что обусловлено исторически.

Есть разные типы избеганий: когнитивное, эмпирическое, эмоциональное и поведенческое. И любое такого рода сопротивление приводит к тому, что у человека накапливается психоэмоциональное напряжение. Оно может быть как осознанным, когда человек понимает, что он постоянно напряжен и в тревоге. А может быть совершенно неосознанным, когда складывается ощущение, что все идет хорошо, однако нет понимания причин различных проявлений: почему нет отдыха после сна, отчего возникают вспышки раздражительности или плаксивости, почему иногда нападает хандра. Тем временем, длительное внутреннее психоэмоциональное напряжение ведет к утрате способности к стрессоустойчивости, потому что психика человека вынуждена тратить огромное количество внутренних сил на избегание. А это, в свою очередь, как правило ведет к синдрому эмоционального выгорания.

В когнитивно-поведенческом направлении в процессе психотерапевтического лечения терапевт неизбежно сталкивается с этими феноменами в виде: ошибок мышления (что является основой когнитивного избегания), стойкого непереносимого эмоционального опыта (что является эмоциональным избеганием), а также активные и пассивные формы поведенческого избегания. Одной из ключевых целей, как в сеансах терапии, так и вне сессий, при выполнении домашних заданий, является помощь пациенту в осознании своих избегающих стратегий и связи между кратковременным дискомфортом и положительными изменениями. Избегание делает невозможным для пациента преодоление своих трудностей и долгосрочных изменений.

При неумении распознать, проявить, дифференцировать, резистентность или разные виды сопротивления пациента легко можно спутать, например, с впадением человека в аффект, по причине касания какой-то травмы. Или можно спутать с намеренным манипулированием  пациента психологом, когда пациент хочет получить какую-то выгоду для себя или подставить клинику. Если психолог или психотерапевт не может выявлять состояния сопротивления и работать с ними, то именно он оказывается в эмоционально небезопасной обстановке. Работая в такой обстановке неизбежно выгорает уже сам специалист.

Ключевая задача терапевта — помочь пациенту в осознании своих избегающих стратегий и связи между кратковременным дискомфортом и положительными изменениями

В нашей программе мы попытались обобщить традиционные и современные представления о феноменах резистентности и избегания, с которыми неизбежно сталкивается любой психотерапевт. Описать с точки зрения когнитивно-поведенческой парадигмы и представить протоколы работы когнитивно-поведенческого терапевта в этом случае.

 

В программе

 

Данный модуль позволит вам ознакомиться с современными представлениями о разных видах резистентности и избегания, как с точки зрения клинической психологии, так и с точки зрения когнитивно- поведенческого направления психотерапии (Дж.Бек, К. и Д. Добсон, Р.Лихи).

Освоить технологию формулирования случая и функционального анализа (TRAPS, TRACS). Научиться выявлять и прояснять историю возникновения паттернов избегания.

В процессе обучения у вас будет возможность попрактиковаться и повысить свою компетентность в области распознавания феноменов резистентности (ошибок мышления, эмоционального избегания, активной и пассивной формы избегания, прояснение ценностей, которые пациент защищает), что проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Курс построен на постоянном чередовании теории и практики. Сначала мы изучим теоретическую составляющую - как у человека могут проявляться разные виды резистентности или модели избегания: как это проявляется в словах пациента, в эмоциональных реакциях, как — на поведенческом уровне. А далее, практическая отработка навыков — через выполнение упражнений как в малых группах, так и в парах. С помощью специальных заданий мы сможем выявить элементы избегающей модели клиента и отработать протокол работы когнитивно-поведенческого терапевта в этом случае, то есть пошаговую инструкцию, что с этим можно сделать. Наши слушатели будут много тренироваться и распознавать, и прояснять, и дифференцировать, и работать с этими феноменами.

 

Расписание занятий

 

Дата

Наименование разделов

Время

Наименование учебных пар

Преподаватель

23 июня 2022

Феномен резистентности в клинически ориентированной когнитивно- поведенческой терапии

9:30-11:30

Введение в модуль. Феномен резистентность в когнитивно-поведенческом направлении. Понятие и феномен «сопротивление» в клинически ориентированной КПТ.

Бубнова И.В.

11:45-13:15

Резистентность как включение механизмов психической адаптации.

14:15-15:45

Представления о механизмах психической адаптации в современной клинической психологии: как проявляются неконструктивные механизмы адаптации и резистентность на сессии КПТ терапевта.

16:00-17:30

Тренинг по отслеживанию проявлений резистентности.

24 июня 2022

Работа с неконструктивными механизмами адаптации

9:00-10:30

Проявление на сессии неконструктивной работы механизмов адаптации. Тренировка навыка отслеживания неконструктивной работы механизмов адаптации.

Бубнова И.В.

10:45-12:15

Практикум: работа клинически ориентированного КПТ терапевта с возникшим на сессии проявлением нарушений механизмов адаптации

13:15-14:45

Проявление на сессии конструктивных механизмов адаптации, препятствующих психотерапии.

15:00-16:30

Практикум: работа КПТ терапевта с проявлением конструктивных механизмов адаптации, препятствующих психотерапии.

25 июня 2022

Работа с резистентностью

9:00-10:30

Проявление на сессии резистентности.

Бубнова И.В.

10:45-12:15

Тренировка навыка отслеживания резистентности

13:15-14:45

Практикум: работа клинически ориентированного КПТ терапевта с резистентностью пациента.

15:00-16:30

Подведение итогов курса

 
 

 

 

Ведущий преподаватель программы

 

Бубнова Ирина Викторовна

Куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского. Автор более 20 научных трудов, в том числе монографии «Клиническая психотерапия в наркологии».

 

 

После прохождения обучения Вы сможете: 

• определять разные виды избегания пациентов (когнитивное, эмоциональное, активные и пассивные формы поведенческого избегания); 
• наблюдать за паттернами избегания во время взаимодействия с пациентом; 
• отделять модели избегания и эффективные когнитивное поведение; 
• связывать избегающие стратегии пациента с кратковременным дискомфортом, запускающим самосаботаж и позитивными изменениями, которые препятствуют долгосрочным изменениям; 
• применять протокол формулирования случая и функционального анализа (TRAPS – TRACS), что позволит оценить понимание проблем пациента и тенденций избегания; 
• помогать пациенту поместить в фокус внимания модели избегания и проанализировать их; 
• выявлять и прояснять историю возникновения паттернов избегания; 
• выявлять/находить дисфункциональные когниции и эмоции, поддерживающие модели избегания; 
• отслеживать собственные потенциальные избегания сложных проблем, эмоций, реакций и действий с пациентами.

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».