Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей, психологов и студентов старших курсов профильных вузов принять участие в программе «Современная семейная психотерапия»! Понимая роль семьи в возникновении и развитии большинства пограничных психических и психосоматических расстройств, значение семейной психотерапии в их лечении трудно переоценить. Поэтому подготовка в данном методе просто необходим каждому современному психотерапевту!

 
 

Принять участие

 
 

Стоимость:

80 000 рублей при оплате частями (10000 рублей  за каждую ступень)
72 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения (9000 рублей за каждую ступень)
64 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 4 недели (22 дня) до начала обучения (8000 рублей за каждую ступень)
56 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения (7000 рублей за каждую ступень)

 

Условия приема: принимаются врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, клинические (медицинские) психологи, общие и социальные психологи.

В соответствии с современным законодательством, в дополнительных образовательных программах могут принимать участие студенты старших курсов профильных вузов (медицинских и психологических) с получением подтверждающей справки, которая впоследствии (после получении диплома о высшем образовании) будет заменена на удостоверение о повышении квалификации.

Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации ИПМП им. Б.Д. Карвасарского установленного законодательством образца.

 

Содержание программы

 

Модуль 1. Современные представления о системной семейной психотерапии. Первая психотерапевтическая встреча с семьей

Объем модуля: 36 академических часов 

Даты проведения:

20 - 22 января 2025 года

 

Модуль 2. Типология современных семей. Особенности контакта с разными видами семей. Особенности выбора ко-терапевта для работы с разными видами семей

Объем модуля: 36 академических часов 

Даты проведения:

27 февраля – 1 марта 2025 года

 

Модуль 3. Психология семьи. Семья в норме

Объем модуля: 36 академических часов 

Даты проведения:

10 - 12 апреля 2025 года

 

Модуль 4. Диагностика семейной системы

Объем модуля: 36 академических часов 

Даты проведения:

22 - 24 мая 2025 года

 

Модуль 5. Основные техники семейной психотерапии

Объем модуля: 36 академических часов 

Даты проведения:

3 - 5 июля 2025 года

 

Модуль 6. Концептуализация семейного случая. Семейный диагноз. Контракт в семейной психотерапии

Объем модуля: 36 академических часов 

Даты проведения:

14 - 16 августа 2025 года

 

Модуль 7. Семейная психотерапия в помощи пациентам различных клинических групп

Объем модуля: 36 академических часов 

Даты проведения:

25 - 27 сентября 2025 года

 

Модуль 8. Группа семейного опыта

Объем модуля: 72 академических часов 

Даты проведения:

20 - 25 октября 2025 года (ОЧНО)

10 - 15 ноября 2025 года (ZOOM)

 

После каждого модуля будут проходить межцикловые встречи, где Вы сможете отработать полученные навыки, получить ответы на вопросы и обменяться опытом с коллегами. 

Встречи разделяются на 3 типа:

1. Группа поддержки по типу балинтовской группы

2. Читательский клуб

3. Разбор реальных кейсов (случаев) в образовательном формате

 

Об Институте и команде, курирующий образовательную программу

 

Мы команда Санкт-Петербургского Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, который на протяжении многих лет является лидером по подготовке психотерапевтов и медицинских психологов в России и странах постсоветского пространства. Наш преподавательский состав включает докторов и кандидатов наук, ведущих практиков в области современной психотерапии и медицинской психологии.

 

НАЗЫРОВ Равиль Каисович

Врач-психотерапевт, врач-психиатр, врач-нарколог.

Доктор медицинских наук. Ректор Института психотерапии и медицинской психологии. Экс-Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», автор 14 монографий и учебников, в т.ч. учебников для ВУЗов «Клиническая психология» и «Психотерапия». (СПб, 2012)

 

 

Колесникова Екатерина Сергеевна

Психотерапевт, психиатр.

 

 

СОБОЛЕВСКАЯ Алина Равильевна

Клинический (медицинский) психолог. Директор Центра психотерапии на Басковом 34 (СПб). Преподаватель Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского. Соавтор модели семейной детско-родительской психотерапии. Имеет практический опыт работы с пациентами с пограничными расстройствами, в том числе в условиях СПБ ПБ СТИН. Специализируется на индивидуальной, семейной и групповой форме психотерапии.

 

 

Тихомирова Евгения Николаевна

Клинический психолог, эксперт по семейным, детско-родительским и профессиональным отношениям, преподаватель Института Карвасарского, координатор Лаборатории психотерапевтической лингвистики Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.

 

 

При системном подходе к семейной психотерапии «пациентом» становится не отдельный человек, а семья в целом. Проблемы и возникшие в семье трудности рассматриваются с трех позиций: функционализма (симптом имеет приспособительную, адаптационную природу), конструктивизма (способы описания проблемы членами семьи во многом определяют проблему) и системного подхода (в создании симптома участвуют все члены семьи).

Дисфункциональная семья характеризуется нарушением возможности семьи удовлетворять значимые потребности ее участников, наименее приспособленный из которых вынужден формировать патологическую (симптоматическую) адаптацию и рассматривается остальными в качестве «идентифицированного пациента».

Системная семейная психотерапия оказывается эффективна прежде всего потому, что способна предложить семье взгляд «с высоты птичьего полета» с указанием роли и ответственности каждого из ее членов в формировании семейной дисфункции. Таким образом, удается конфронтировать с представлениями семьи о том, что лечить (помогать) нужно только наиболее страдающему члену семьи («носителю симптома»), а остальные могут продолжать жить обычной жизнью в ожидании результата.

Стандарт современной семейной психотерапии предполагает работу с котерапевтом противоположного пола, выбор которого является непростой задачей. Эта задача требует понимания критериев отбора и умения распределить роли в котерапевтической паре. Однако в сработавшейся паре эффективность воздействия, а также степень свободы в терапии, существенно превышают индивидуальную форму помощи.

Лечение большинства психических расстройств и соматических заболеваний по современным преставлениям включает семейную психотерапию в качестве обязательного компонента индивидуальной психотерапевтической программы. Это связано с чрезвычайно высоким значением группы семейных факторов в возникновении, развитии болезни и формировании симптомов, а также с патопластическим влиянием семьи на клиническую динамику расстройств. Для ряда клинических групп этиопатогенетическое значение семьи настолько велико, что некоторые семейные клинико-психологические феномены были закреплены «неофициальными», но образными и емкими терминами, используемыми даже в научном языке и позволяющими зафиксировать важные семейные механизмы расстройств. Это, например, «жена алкоголика», «шизофреногенная мать», «муж истерички», «невротическая семья». Участники нашей образовательной программы смогут изучить роль семьи в развитии болезни и освоить эффективные способы семейно-супружеской психотерапии.

В сложных клинических случаях даже у самых подготовленных специалистов периодически будут возникать проблемы и сложности при взаимодействии с семьей, в связи с чем необходима регулярная супервизия личных и профессиональных случаев семьи, позволяющая выявить как собственные нарушенные взаимоотношения, так и причины трудностей, возникающих при осуществлении семейной психотерапии.

Сама логика помощи таким пациентам представляет собой сочетание различных методов и форм психотерапии, а правила формирования подобной программы выходят за пределы данного цикла и должны изучаться отдельно на образовательных курсах по клинической психотерапии и циклах, посвященных отдельным клиническим группам.

Тем не менее, семейная форма психотерапии показала свою эффективность в помощи пациентам с невротическим расстройством, зависимостью, психосоматическим заболеванием, личностным расстройством, шизофренией и депрессией. Именно поэтому включать ее в программу помощи таким пациентам следует в обязательном порядке.

 

Ориентировочное расписание отдельных модулей программы и учебный план занятий

 

Модуль 1. Современные представления о системной семейной психотерапии. Первая психотерапевтическая встреча с семьей

 

Сроки проведения цикла: 20 - 22 января 2025 года

Объем цикла: 36 уч. часов

Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM

 

Дата

Наименование учебных пар

день 1

Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

Пара 2. Краткая история становления семейно-супружеской психотерапии. Подходы в семейной психотерапии. Семейная системная психотерапия:возможности и перспективы развития

Пара 3. Основные понятия семейной психотерапии. Семья как объект психотерапевтического вмешательства (кратко основные параметры).

Пара 4. Принципы работы с семьей. Принципы семейной коммуникации.

Пара 5. Принципы семейной коммуникации (практикум)

день 2

Пара 1. Этапы семейной психотерапии. Роль первой встречи в работе с семьей.

Пара 2. Методика проведения первой встречи: подготовка к встрече, особенности выбора ко-терапевта, структура сессии

Пара 3. Практикум по проведению первой встречи с семьей на модельных семьях

Пара 4. Практикум по проведению первой встречи с семьей на модельных семьях

день 3

Пара 1. Демонстрационная сессия с реальной семьей. Первая встреча с семьей

Пара 2. Демонстрационная сессия с реальной семьей. Первая встреча с семьей

Пара 3. Оформление заключения по результатам первой встречи с семьей.

Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля.

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Модуль 2. Типология современных семей. Особенности контакта с разными видами семей. Особенности выбора ко-терапевта для работы с разными видами семей.

 

Сроки проведения цикла: 27 февраля – 1 марта 2025 года

Объем цикла: 36 уч. часов

Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM

Дата

Наименование учебных пар

день 1

Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

Пара 2. Особенности профессиональной идентичности специалиста, выбирающего семью в качестве основного объекта психотерапевтической (психологической) деятельности

Пара 3. Современная семья, ее социо-экономические, психологические и клинические особенности. Виды современных семей

Пара 4. Практикум по определению вида семьи на кейсах слушателей

Пара 5. Практикум по определению вида семьи на кейсах слушателей

день 2

Пара 1. Нуклеарные и расширенные семьи: границы семьи, семейная структура, особенности контакта с семьей

Пара 2. Бездетные, однодетные, малодетные, многодетные семьи: границы семьи, семейная структура, особенности контакта с семьей

Пара 3. Полные и неполные семьи: границы семьи, семейная структура, особенности контакта с семьей

Пара 4. Неблагополучные семьи. Типы, границы семьи, семейная структура, особенности контакта с семьей

день 3

Пара 1. Клинико-психотерапевтический анализ семьи

Пара 2. Клинико-психотерапевтический анализ семьи

Пара 3. Профилактика эмоционального выгорания семейного терапевта.

Пара 4. Профилактика эмоционального выгорания семейного терапевта.

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Модуль 3. Психология семьи. Семья в норме.

 

Сроки проведения цикла: 10 - 12 апреля 2025 года

Объем цикла: 36 уч. часов

Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM

Дата

Наименование учебных пар

день 1

Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

Пара 2. Особенности профессиональной идентичности специалиста, выбирающего семью в качестве основного объекта психотерапевтической (психологической) деятельности

Пара 3. Семья в норме, представление о гармоничной и полностью функционирующей семье.

Пара 4. Границы семьи и ее подсистем. Структура семьи. Динамика семьи.

Пара 5. Функции семьи.

день 2

Пара 1. Семейные параметры: правила, мифы, стабилизаторы

Пара 2. Семейные механизмы: лидерство, планирование, функция распознавания признаков стресса, копинги.

Пара 3. Практикум диагностики основных семейных механизмов и параметров на модельных семьях в условиях тренинга

Пара 4. Практикум диагностики основных семейных механизмов и параметров на модельных семьях в условиях тренинга

день 3

Пара 1. КАПС (гармоничная семья)

Пара 2. КАПС

Пара 3. Место семейного консультирования в практике клинического семейного терапевта.

Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля.

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Модуль 4. Диагностика семейной системы

 

Сроки проведения цикла: 22 - 24 мая 2025 года

Объем цикла: 36 уч. часов

Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM

Дата

Наименование учебных пар

день 1

Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

Пара 2. Роль диагностического этапа в работе с семьей.

Пара 3. Основные мишени диагностики в семейной психотерапии. Клинико-психологическая диагностика в семейной психотерапии

Пара 4. Дополнительные диагностические инструменты в семейной психотерапии. Генограмма как один из диагностических инструментов семейной психотерапии

Пара 5. Семейная социограмма — анализ структуры семьи, семейной иерархии

день 2

Пара 1. Методики экспресс-диагностики семьи. Опросник удовлетворенностью браком. Методика "Анализ семейного воспитания".

Пара 2. Особенности диагностического этапа семейной психотерапии семей с детьми

Пара 3. Практикум диагностики "сложного случая" в семейной психотерапии (модель «большой» семьи)

Пара 4. Практикум диагностики "сложного случая" в семейной психотерапии (модель «большой» семьи)

день 3

Пара 1. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС)

Пара 2.Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС)

Пара 3. Формирование заключения по диагностическому этапу семейной психотерапии на примере кейсов слушателей

Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля.

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

5. Основные техники семейной психотерапии.

 

Сроки проведения цикла: 3 - 5 июля 2025 года

Объем цикла: 36 уч. часов

Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM

 

Дата

Наименование учебных пар

день 1

Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

Пара 2. Семейная системная психотерапия. Этапы семейной психотерапии, принципы качественной семейной психотерапии.

Пара 3. Основные группы техник в системной семейной психотерапии

Пара 4. Техники, направленные на улучшение качества общего функционирования семьи

Пара 5. Техники мотивации семьи и помощи в формулировании согласованных семейных целей

день 2

Пара 1. Техники уточнения семейных границ

Пара 2. Техники, направленные на улучшение коммуникации

Пара 3. Техники, направленные на оптимизацию семейных функций

Пара 4. Техники, направленные на оптимизацию подсистем

день 3

Пара 1. Техники оптимизации механизма решения проблем

Пара 2. Техники коррекции патологических стереотипов, связанных с лидерством, распознаванием признаков дисфункции членов семьи, планированием. Нарративные семейные техники

Пара 3. Особенности работы на завершающем этапе семейной психотерапии.

Пара 4. Ответы на вопросы. Завершение модуля.

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Модуль 6. Концептуализация семейного случая. Семейный диагноз. Контракт в семейной психотерапии

 

Сроки проведения цикла: 14 - 16 августа 2025 года

Объем цикла: 36 уч. часов

Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM

 

Дата

Наименование учебных пар

день 1

Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

Пара 2. Основные критерии качественного семейного диагноза. Принципы верификации и фальсификации в формировании семейной гипотезы

Пара 3. Мишени в системной семейной психотерапии.

Пара 4. Практикум концептуализации семейного случая на модельных семьях в условиях тренинга

Пара 5. Практикум концептуализации семейного случая на модельных семьях в условиях тренинга

день 2

Пара 1. Формирование и предложение семье программы семейной психотерапии.

Пара 2. Практикум предложения программы семейной психотерапии на модельных семьях в условиях тренинга

Пара 3. Практикум работы с возражениями на модельных семьях в условиях тренинга

Пара 4. Контракт в семейной психотерапии

день 3

Пара 1. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС)

Пара 2. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС)

Пара 3. Основные ошибки в коммуникации с семьей на этапе предложения программы семейной психотерапии и контрактирования

Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Модуль 7. Семейная психотерапия в помощи пациентам различных клинических групп

 

Сроки проведения цикла: 25 - 27 сентября 2025 года

Объем цикла: 36 уч. часов

Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM

Дата

Наименование учебных пар

день 1

Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

Пара 2. Понятие о клинической семейной психотерапии

Пара 3. Идентифицированный пациент в семье. Роль семейной психотерапии в лечении и реабилитации расстройств

Пара 4. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту в кризисном состоянии

Пара 5. Возможности семейной психотерапии в помощи пациентам с личностным инфантилизмом и личностным расстройством

день 2

Пара 1. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с зависимостью

Пара 2. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с психосоматическим заболеванием

Пара 3. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с депрессией

Пара 4. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с шизофренией

день 3

Пара 1. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС)

Пара 2. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС)

Пара 3. Формирование программы семейной психотерапии на модели кейсов слушателей

Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Модуль 8. Группа семейного опыта

 

Сроки проведения цикла: 20 - 25 октября 2025 года (ОЧНО), 10 - 15 ноября 2025 года (ZOOM)

Объем цикла: 36 уч. часов

Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM

Дата

Наименование учебных пар

день 1-6

Группа семейного опыта

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

 

Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».