Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем врачей, психологов и студентов старших курсов профильных вузов принять участие в программе «Современная семейная психотерапия»! Понимая роль семьи в возникновении и развитии большинства пограничных психических и психосоматических расстройств, значение семейной психотерапии в их лечении трудно переоценить. Поэтому подготовка в данном методе просто необходим каждому современному психотерапевту!
Стоимость:
80 000 рублей при оплате частями (10000 рублей за каждую ступень)
72 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения (9000 рублей за каждую ступень)
64 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 4 недели (22 дня) до начала обучения (8000 рублей за каждую ступень)
56 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения (7000 рублей за каждую ступень)
Условия приема: принимаются врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, клинические (медицинские) психологи, общие и социальные психологи.
В соответствии с современным законодательством, в дополнительных образовательных программах могут принимать участие студенты старших курсов профильных вузов (медицинских и психологических) с получением подтверждающей справки, которая впоследствии (после получении диплома о высшем образовании) будет заменена на удостоверение о повышении квалификации.
Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации ИПМП им. Б.Д. Карвасарского установленного законодательством образца.
Содержание программы
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
20 - 22 января 2025 года
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
27 февраля – 1 марта 2025 года
Модуль 3. Психология семьи. Семья в норме
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
10 - 12 апреля 2025 года
Модуль 4. Диагностика семейной системы
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
22 - 24 мая 2025 года
Модуль 5. Основные техники семейной психотерапии
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
3 - 5 июля 2025 года
Модуль 6. Концептуализация семейного случая. Семейный диагноз. Контракт в семейной психотерапии
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
14 - 16 августа 2025 года
Модуль 7. Семейная психотерапия в помощи пациентам различных клинических групп
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
25 - 27 сентября 2025 года
Модуль 8. Группа семейного опыта
Объем модуля: 72 академических часов
Даты проведения:
20 - 25 октября 2025 года (ОЧНО)
10 - 15 ноября 2025 года (ZOOM)
После каждого модуля будут проходить межцикловые встречи, где Вы сможете отработать полученные навыки, получить ответы на вопросы и обменяться опытом с коллегами.
Встречи разделяются на 3 типа:
1. Группа поддержки по типу балинтовской группы
2. Читательский клуб
3. Разбор реальных кейсов (случаев) в образовательном формате
Об Институте и команде, курирующий образовательную программу
Мы команда Санкт-Петербургского Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, который на протяжении многих лет является лидером по подготовке психотерапевтов и медицинских психологов в России и странах постсоветского пространства. Наш преподавательский состав включает докторов и кандидатов наук, ведущих практиков в области современной психотерапии и медицинской психологии.
НАЗЫРОВ Равиль Каисович
Врач-психотерапевт, врач-психиатр, врач-нарколог.
Доктор медицинских наук. Ректор Института психотерапии и медицинской психологии. Экс-Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», автор 14 монографий и учебников, в т.ч. учебников для ВУЗов «Клиническая психология» и «Психотерапия». (СПб, 2012)
Колесникова Екатерина Сергеевна
Психотерапевт, психиатр.
СОБОЛЕВСКАЯ Алина Равильевна
Клинический (медицинский) психолог. Директор Центра психотерапии на Басковом 34 (СПб). Преподаватель Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского. Соавтор модели семейной детско-родительской психотерапии. Имеет практический опыт работы с пациентами с пограничными расстройствами, в том числе в условиях СПБ ПБ СТИН. Специализируется на индивидуальной, семейной и групповой форме психотерапии.
Тихомирова Евгения Николаевна
Клинический психолог, эксперт по семейным, детско-родительским и профессиональным отношениям, преподаватель Института Карвасарского, координатор Лаборатории психотерапевтической лингвистики Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
При системном подходе к семейной психотерапии «пациентом» становится не отдельный человек, а семья в целом. Проблемы и возникшие в семье трудности рассматриваются с трех позиций: функционализма (симптом имеет приспособительную, адаптационную природу), конструктивизма (способы описания проблемы членами семьи во многом определяют проблему) и системного подхода (в создании симптома участвуют все члены семьи).
Дисфункциональная семья характеризуется нарушением возможности семьи удовлетворять значимые потребности ее участников, наименее приспособленный из которых вынужден формировать патологическую (симптоматическую) адаптацию и рассматривается остальными в качестве «идентифицированного пациента».
Системная семейная психотерапия оказывается эффективна прежде всего потому, что способна предложить семье взгляд «с высоты птичьего полета» с указанием роли и ответственности каждого из ее членов в формировании семейной дисфункции. Таким образом, удается конфронтировать с представлениями семьи о том, что лечить (помогать) нужно только наиболее страдающему члену семьи («носителю симптома»), а остальные могут продолжать жить обычной жизнью в ожидании результата.
Стандарт современной семейной психотерапии предполагает работу с котерапевтом противоположного пола, выбор которого является непростой задачей. Эта задача требует понимания критериев отбора и умения распределить роли в котерапевтической паре. Однако в сработавшейся паре эффективность воздействия, а также степень свободы в терапии, существенно превышают индивидуальную форму помощи.
Лечение большинства психических расстройств и соматических заболеваний по современным преставлениям включает семейную психотерапию в качестве обязательного компонента индивидуальной психотерапевтической программы. Это связано с чрезвычайно высоким значением группы семейных факторов в возникновении, развитии болезни и формировании симптомов, а также с патопластическим влиянием семьи на клиническую динамику расстройств. Для ряда клинических групп этиопатогенетическое значение семьи настолько велико, что некоторые семейные клинико-психологические феномены были закреплены «неофициальными», но образными и емкими терминами, используемыми даже в научном языке и позволяющими зафиксировать важные семейные механизмы расстройств. Это, например, «жена алкоголика», «шизофреногенная мать», «муж истерички», «невротическая семья». Участники нашей образовательной программы смогут изучить роль семьи в развитии болезни и освоить эффективные способы семейно-супружеской психотерапии.
В сложных клинических случаях даже у самых подготовленных специалистов периодически будут возникать проблемы и сложности при взаимодействии с семьей, в связи с чем необходима регулярная супервизия личных и профессиональных случаев семьи, позволяющая выявить как собственные нарушенные взаимоотношения, так и причины трудностей, возникающих при осуществлении семейной психотерапии.
Сама логика помощи таким пациентам представляет собой сочетание различных методов и форм психотерапии, а правила формирования подобной программы выходят за пределы данного цикла и должны изучаться отдельно на образовательных курсах по клинической психотерапии и циклах, посвященных отдельным клиническим группам.
Тем не менее, семейная форма психотерапии показала свою эффективность в помощи пациентам с невротическим расстройством, зависимостью, психосоматическим заболеванием, личностным расстройством, шизофренией и депрессией. Именно поэтому включать ее в программу помощи таким пациентам следует в обязательном порядке.
Ориентировочное расписание отдельных модулей программы и учебный план занятий
Модуль 1. Современные представления о системной семейной психотерапии. Первая психотерапевтическая встреча с семьей
Сроки проведения цикла: 20 - 22 января 2025 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование учебных пар |
день 1 |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Краткая история становления семейно-супружеской психотерапии. Подходы в семейной психотерапии. Семейная системная психотерапия:возможности и перспективы развития |
|
Пара 3. Основные понятия семейной психотерапии. Семья как объект психотерапевтического вмешательства (кратко основные параметры). |
|
Пара 4. Принципы работы с семьей. Принципы семейной коммуникации. |
|
Пара 5. Принципы семейной коммуникации (практикум) |
|
день 2 |
Пара 1. Этапы семейной психотерапии. Роль первой встречи в работе с семьей. |
Пара 2. Методика проведения первой встречи: подготовка к встрече, особенности выбора ко-терапевта, структура сессии |
|
Пара 3. Практикум по проведению первой встречи с семьей на модельных семьях |
|
Пара 4. Практикум по проведению первой встречи с семьей на модельных семьях |
|
день 3 |
Пара 1. Демонстрационная сессия с реальной семьей. Первая встреча с семьей |
Пара 2. Демонстрационная сессия с реальной семьей. Первая встреча с семьей |
|
Пара 3. Оформление заключения по результатам первой встречи с семьей. |
|
Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля. |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Модуль 2. Типология современных семей. Особенности контакта с разными видами семей. Особенности выбора ко-терапевта для работы с разными видами семей.
Сроки проведения цикла: 27 февраля – 1 марта 2025 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование учебных пар |
день 1 |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Особенности профессиональной идентичности специалиста, выбирающего семью в качестве основного объекта психотерапевтической (психологической) деятельности |
|
Пара 3. Современная семья, ее социо-экономические, психологические и клинические особенности. Виды современных семей |
|
Пара 4. Практикум по определению вида семьи на кейсах слушателей |
|
Пара 5. Практикум по определению вида семьи на кейсах слушателей |
|
день 2 |
Пара 1. Нуклеарные и расширенные семьи: границы семьи, семейная структура, особенности контакта с семьей |
Пара 2. Бездетные, однодетные, малодетные, многодетные семьи: границы семьи, семейная структура, особенности контакта с семьей |
|
Пара 3. Полные и неполные семьи: границы семьи, семейная структура, особенности контакта с семьей |
|
Пара 4. Неблагополучные семьи. Типы, границы семьи, семейная структура, особенности контакта с семьей |
|
день 3 |
Пара 1. Клинико-психотерапевтический анализ семьи |
Пара 2. Клинико-психотерапевтический анализ семьи |
|
Пара 3. Профилактика эмоционального выгорания семейного терапевта. |
|
Пара 4. Профилактика эмоционального выгорания семейного терапевта. |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Модуль 3. Психология семьи. Семья в норме.
Сроки проведения цикла: 10 - 12 апреля 2025 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование учебных пар |
день 1 |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Особенности профессиональной идентичности специалиста, выбирающего семью в качестве основного объекта психотерапевтической (психологической) деятельности |
|
Пара 3. Семья в норме, представление о гармоничной и полностью функционирующей семье. |
|
Пара 4. Границы семьи и ее подсистем. Структура семьи. Динамика семьи. |
|
Пара 5. Функции семьи. |
|
день 2 |
Пара 1. Семейные параметры: правила, мифы, стабилизаторы |
Пара 2. Семейные механизмы: лидерство, планирование, функция распознавания признаков стресса, копинги. |
|
Пара 3. Практикум диагностики основных семейных механизмов и параметров на модельных семьях в условиях тренинга |
|
Пара 4. Практикум диагностики основных семейных механизмов и параметров на модельных семьях в условиях тренинга |
|
день 3 |
Пара 1. КАПС (гармоничная семья) |
Пара 2. КАПС |
|
Пара 3. Место семейного консультирования в практике клинического семейного терапевта. |
|
Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля. |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Модуль 4. Диагностика семейной системы
Сроки проведения цикла: 22 - 24 мая 2025 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование учебных пар |
день 1 |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Роль диагностического этапа в работе с семьей. |
|
Пара 3. Основные мишени диагностики в семейной психотерапии. Клинико-психологическая диагностика в семейной психотерапии |
|
Пара 4. Дополнительные диагностические инструменты в семейной психотерапии. Генограмма как один из диагностических инструментов семейной психотерапии |
|
Пара 5. Семейная социограмма — анализ структуры семьи, семейной иерархии |
|
день 2 |
Пара 1. Методики экспресс-диагностики семьи. Опросник удовлетворенностью браком. Методика "Анализ семейного воспитания". |
Пара 2. Особенности диагностического этапа семейной психотерапии семей с детьми |
|
Пара 3. Практикум диагностики "сложного случая" в семейной психотерапии (модель «большой» семьи) |
|
Пара 4. Практикум диагностики "сложного случая" в семейной психотерапии (модель «большой» семьи) |
|
день 3 |
Пара 1. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) |
Пара 2.Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) |
|
Пара 3. Формирование заключения по диагностическому этапу семейной психотерапии на примере кейсов слушателей |
|
Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля. |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
5. Основные техники семейной психотерапии.
Сроки проведения цикла: 3 - 5 июля 2025 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование учебных пар |
день 1 |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Семейная системная психотерапия. Этапы семейной психотерапии, принципы качественной семейной психотерапии. |
|
Пара 3. Основные группы техник в системной семейной психотерапии |
|
Пара 4. Техники, направленные на улучшение качества общего функционирования семьи |
|
Пара 5. Техники мотивации семьи и помощи в формулировании согласованных семейных целей |
|
день 2 |
Пара 1. Техники уточнения семейных границ |
Пара 2. Техники, направленные на улучшение коммуникации |
|
Пара 3. Техники, направленные на оптимизацию семейных функций |
|
Пара 4. Техники, направленные на оптимизацию подсистем |
|
день 3 |
Пара 1. Техники оптимизации механизма решения проблем |
Пара 2. Техники коррекции патологических стереотипов, связанных с лидерством, распознаванием признаков дисфункции членов семьи, планированием. Нарративные семейные техники |
|
Пара 3. Особенности работы на завершающем этапе семейной психотерапии. |
|
Пара 4. Ответы на вопросы. Завершение модуля. |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Модуль 6. Концептуализация семейного случая. Семейный диагноз. Контракт в семейной психотерапии
Сроки проведения цикла: 14 - 16 августа 2025 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование учебных пар |
день 1 |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Основные критерии качественного семейного диагноза. Принципы верификации и фальсификации в формировании семейной гипотезы |
|
Пара 3. Мишени в системной семейной психотерапии. |
|
Пара 4. Практикум концептуализации семейного случая на модельных семьях в условиях тренинга |
|
Пара 5. Практикум концептуализации семейного случая на модельных семьях в условиях тренинга |
|
день 2 |
Пара 1. Формирование и предложение семье программы семейной психотерапии. |
Пара 2. Практикум предложения программы семейной психотерапии на модельных семьях в условиях тренинга |
|
Пара 3. Практикум работы с возражениями на модельных семьях в условиях тренинга |
|
Пара 4. Контракт в семейной психотерапии |
|
день 3 |
Пара 1. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) |
Пара 2. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) |
|
Пара 3. Основные ошибки в коммуникации с семьей на этапе предложения программы семейной психотерапии и контрактирования |
|
Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Модуль 7. Семейная психотерапия в помощи пациентам различных клинических групп
Сроки проведения цикла: 25 - 27 сентября 2025 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование учебных пар |
день 1 |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Понятие о клинической семейной психотерапии |
|
Пара 3. Идентифицированный пациент в семье. Роль семейной психотерапии в лечении и реабилитации расстройств |
|
Пара 4. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту в кризисном состоянии |
|
Пара 5. Возможности семейной психотерапии в помощи пациентам с личностным инфантилизмом и личностным расстройством |
|
день 2 |
Пара 1. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с зависимостью |
Пара 2. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с психосоматическим заболеванием |
|
Пара 3. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с депрессией |
|
Пара 4. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с шизофренией |
|
день 3 |
Пара 1. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) |
Пара 2. Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) |
|
Пара 3. Формирование программы семейной психотерапии на модели кейсов слушателей |
|
Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Модуль 8. Группа семейного опыта
Сроки проведения цикла: 20 - 25 октября 2025 года (ОЧНО), 10 - 15 ноября 2025 года (ZOOM)
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование учебных пар |
день 1-6 |
Группа семейного опыта |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:
+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».