Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем врачей, психологов и студентов старших курсов профильных вузов принять участие в программе «Современная семейная психотерапия»! Понимая роль семьи в возникновении и развитии большинства пограничных психических и психосоматических расстройств, значение семейной психотерапии в их лечении трудно переоценить. Поэтому подготовка в данном методе просто необходим каждому современному психотерапевту!
Стоимость:
80 000 рублей при оплате частями (10000 рублей за каждую ступень)
72 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения (9000 рублей за каждую ступень)
64 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 4 недели (22 дня) до начала обучения (8000 рублей за каждую ступень)
56 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения (7000 рублей за каждую ступень)
Условия приема: принимаются врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, клинические (медицинские) психологи, общие и социальные психологи.
В соответствии с современным законодательством, в дополнительных образовательных программах могут принимать участие студенты старших курсов профильных вузов (медицинских и психологических) с получением подтверждающей справки, которая впоследствии (после получении диплома о высшем образовании) будет заменена на удостоверение о повышении квалификации.
Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации ИПМП им. Б.Д. Карвасарского установленного законодательством образца.
Содержание программы
Модуль 1. Семейная психотерапия. Современные представления о системной семейной психотерапии
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
15 - 17 января 2024 года
29 апреля 2024 - 01 мая 2024 года
12 - 14 августа 2024 года
20 - 22 января 2025 года
Модуль 2. Психология семьи. Семья в норме и патологии
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
4 - 6 марта 2024 года
27 февраля – 1 марта 2025 года
Модуль 3. Психотерапевтическая коммуникация в семейной психотерапии
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
22 - 24 апреля 2024 года
10 - 12 апреля 2025 года
Модуль 4. Диагностика семейной системы. Описание семейной системы
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
09 - 11 ноября 2023 года
10 - 12 июня 2024 года
22 - 24 мая 2025 года
Модуль 5. Основные техники семейной психотерапии
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
25 - 27 декабря 2023 года
29 - 31 июля 2024 года
3 - 5 июля 2025 года
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
5 - 7 февраля 2024 года
16 - 18 сентября 2024 года
14 - 16 августа 2025 года
Модуль 7. Семейная психотерапия в помощи пациентам различных клинических групп
Объем модуля: 36 академических часов
Даты проведения:
21 - 23 марта 2024 года
4 - 6 ноября 2024 года
25 - 27 сентября 2025 года
Модуль 8. Группа семейного опыта
Объем модуля: 72 академических часов
Даты проведения:
8 - 13 апреля 2024 года (Очно)
20 - 25 мая 2024 года (On-line на платформе ZOOM)
23 - 28 декабря 2024 года
20 - 25 октября 2025 года (ОЧНО)
10 - 15 ноября 2025 года (ZOOM)
После каждого модуля будут проходить межцикловые встречи, где Вы сможете отработать полученные навыки, получить ответы на вопросы и обменяться опытом с коллегами.
Встречи разделяются на 3 типа:
1. Группа поддержки по типу балинтовской группы
2. Читательский клуб
3. Разбор реальных кейсов (случаев) в образовательном формате
Об Институте и команде, курирующий образовательную программу
Мы команда Санкт-Петербургского Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, который на протяжении многих лет является лидером по подготовке психотерапевтов и медицинских психологов в России и странах постсоветского пространства. Наш преподавательский состав включает докторов и кандидатов наук, ведущих практиков в области современной психотерапии и медицинской психологии.
НАЗЫРОВ Равиль Каисович
Врач-психотерапевт, врач-психиатр, врач-нарколог.
Доктор медицинских наук. Ректор Института психотерапии и медицинской психологии. Экс-Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», автор 14 монографий и учебников, в т.ч. учебников для ВУЗов «Клиническая психология» и «Психотерапия». (СПб, 2012)
СОБОЛЕВСКАЯ Алина Равильевна
Клинический (медицинский) психолог. Директор Центра психотерапии на Басковом 34 (СПб). Преподаватель Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского. Соавтор модели семейной детско-родительской психотерапии. Имеет практический опыт работы с пациентами с пограничными расстройствами, в том числе в условиях СПБ ПБ СТИН. Специализируется на индивидуальной, семейной и групповой форме психотерапии.
Тихомирова Евгения Николаевна
Клинический психолог, эксперт по семейным, детско-родительским и профессиональным отношениям, преподаватель Института Карвасарского, координатор Лаборатории психотерапевтической лингвистики Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского.
Колесникова Екатерина Сергеевна
Психотерапевт, психиатр.
При системном подходе к семейной психотерапии «пациентом» становится не отдельный человек, а семья в целом. Проблемы и возникшие в семье трудности рассматриваются с трех позиций: функционализма (симптом имеет приспособительную, адаптационную природу), конструктивизма (способы описания проблемы членами семьи во многом определяют проблему) и системного подхода (в создании симптома участвуют все члены семьи).
Дисфункциональная семья характеризуется нарушением возможности семьи удовлетворять значимые потребности ее участников, наименее приспособленный из которых вынужден формировать патологическую (симптоматическую) адаптацию и рассматривается остальными в качестве «идентифицированного пациента».
Системная семейная психотерапия оказывается эффективна прежде всего потому, что способна предложить семье взгляд «с высоты птичьего полета» с указанием роли и ответственности каждого из ее членов в формировании семейной дисфункции. Таким образом, удается конфронтировать с представлениями семьи о том, что лечить (помогать) нужно только наиболее страдающему члену семьи («носителю симптома»), а остальные могут продолжать жить обычной жизнью в ожидании результата.
Стандарт современной семейной психотерапии предполагает работу с котерапевтом противоположного пола, выбор которого является непростой задачей. Эта задача требует понимания критериев отбора и умения распределить роли в котерапевтической паре. Однако в сработавшейся паре эффективность воздействия, а также степень свободы в терапии, существенно превышают индивидуальную форму помощи.
Лечение большинства психических расстройств и соматических заболеваний по современным преставлениям включает семейную психотерапию в качестве обязательного компонента индивидуальной психотерапевтической программы. Это связано с чрезвычайно высоким значением группы семейных факторов в возникновении, развитии болезни и формировании симптомов, а также с патопластическим влиянием семьи на клиническую динамику расстройств. Для ряда клинических групп этиопатогенетическое значение семьи настолько велико, что некоторые семейные клинико-психологические феномены были закреплены «неофициальными», но образными и емкими терминами, используемыми даже в научном языке и позволяющими зафиксировать важные семейные механизмы расстройств. Это, например, «жена алкоголика», «шизофреногенная мать», «муж истерички», «невротическая семья». Участники нашей образовательной программы смогут изучить роль семьи в развитии болезни и освоить эффективные способы семейно-супружеской психотерапии.
В сложных клинических случаях даже у самых подготовленных специалистов периодически будут возникать проблемы и сложности при взаимодействии с семьей, в связи с чем необходима регулярная супервизия личных и профессиональных случаев семьи, позволяющая выявить как собственные нарушенные взаимоотношения, так и причины трудностей, возникающих при осуществлении семейной психотерапии.
Сама логика помощи таким пациентам представляет собой сочетание различных методов и форм психотерапии, а правила формирования подобной программы выходят за пределы данного цикла и должны изучаться отдельно на образовательных курсах по клинической психотерапии и циклах, посвященных отдельным клиническим группам.
Тем не менее, семейная форма психотерапии показала свою эффективность в помощи пациентам с невротическим расстройством, зависимостью, психосоматическим заболеванием, личностным расстройством, шизофренией и депрессией. Именно поэтому включать ее в программу помощи таким пациентам следует в обязательном порядке.
Ориентировочное расписание отдельных модулей программы и учебный план занятий
1. Семейная психотерапия. Современные представления о системной семейной психотерапии.
Сроки проведения цикла: 19-21 сентября 2022 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
19 сентября 2022 |
Семья как объект психотерапии |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Краткая история становления семейно-супружеской психотерапии. Подходы в семейной психотерапии. Семейная системная психотерапия. Возможности и перспективы создания семейной ЛОРП. Основные понятия семейной психотерапии. Значение семейной психотерапии в клинике. Семья как объект психотерапевтического вмешательства. Динамика семейной системы: семейные кризисы |
||
Пара 3. Семья как объект психотерапии: границы семейной системы, критерии их определения |
||
Пара 4. Особенности семейного функционирования с позиции системной семейной психотерапии: структура семьи, функции семьи, семейные механизмы. Динамика семейной системы: семейные кризисы |
||
20 сентября 2022 |
Диагностика в семейной психотерапии |
Пара 1. Принципы семейной коммуникации |
Пара 2. Основы диагностики в семейной системной психотерапии: нарушение семейной структуры, функций и основных семейных механизмов |
||
Пара 3. Семейные механизмы этиопатогенеза расстройства идентифицированного пациента и пациента с сексуальными расстройствами |
||
Пара 4. Мишени семейной психотерапии |
||
21 сентября 2022 |
Этапы и техники семейной психотерапии |
Пара 1. Принципы семейной коммуникации. Тренировка умения устанавливать контакт с семьей и заключать психотерапевтической контракт |
Пара 2. Формирование и совершенствование компетенции в семейной терапии: этапы семейной психотерапии, значимость диагностического этапа; принципы качественной семейной психотерапии Основные техники и методические приемы семейной психотерапии |
||
Пара 3. Клинико-психотерапевтический анализ семьи с идентифицированным пациентом |
||
Пара 4. Клинико-психотерапевтический анализ семьи с идентифицированным пациентом. Завершение модуля, итоговая аттестация |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
2. Психология семьи. Семья в норме и патологии.
Сроки проведения цикла: 7-9 ноября 2022 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
07 ноября 2022 |
Современная семья в норме и патологии |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Особенности профессиональной идентичности специалиста, выбирающего семью в качестве основного объекта психотерапевтической (психологической) деятельности |
||
Пара 3. Современная семья, ее социо-экономические, психологические и клинические особенности. Современные подходы к изучению семьи как объекта психотерапии |
||
Пара 4. Семья в норме, представление о гармоничной и полностью функционирующей семье. Семья в болезни, представление о дисфункциональной семье. Семья, как объект клинической психотерапии: семейная психотерапия в клинике |
||
08 ноября 2022 |
Психология семьи. Динамика и история семьи. Семейные мифы, структура, функции, семейные механизмы |
Пара 1. Психология современной семьи. Виды современных семей. Психологические признаки семьи. Цели семьи |
Пара 2. Границы семьи и ее подсистем. Структура семьи. Динамика семьи. Личностная динамика в контексте семьи. История семьи. Миф семьи. Правила семьи |
||
Пара 3. Функции семьи. Синергия семейной целостности |
||
Пара 4. Семейные механизмы: лидерство, планирование, копинги, кризисы, патологические феномены |
||
09 ноября 2022 |
Семья в болезни и болезни семьи. Специфика семейных функций, границ, механизмов и иных семейных параметров при расстройствах различных клинических групп |
Пара 1. Изменение семейных параметров как ответ на болезнь |
Пара 2. Влияние дисфункциональной семьи на возникновение и развитие расстройства |
||
Пара 3. Клинико-психотерапевтический анализ семьи с идентифицированным пациентом |
||
Пара 4. Клинико-психотерапевтический анализ семьи с идентифицированным пациентом. Завершение модуля, итоговая аттестация |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
3. Психотерапевтическая коммуникация в семейной психотерапии.
Сроки проведения цикла: 19-21 декабря 2022 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
19 декабря 2022 |
Тренинг: выбор котерапевта. Первая встреча. «Запуск» семейной системы |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Особенности выбора котерапевта и формирования партнерских отношений |
||
Пара 3. Первая встреча в формате семейной психотерапии. «Запуск» семейной системы |
||
Пара 4. Практикум проведения первой встречи на модельных семьях в условиях тренинга |
||
20 декабря 2022 |
Тренинг: принципы коммуникации с семьей |
Пара 1. Основные принципы коммуникации в семейной психотерапии. Нейтральность, гипотетичность, циркулярность |
Пара 2. Практикум семейной коммуникации на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 3. Практикум семейной коммуникации на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 4. Практикум семейной коммуникации на модельных семьях в условиях тренинга |
||
21 декабря 2022 |
Тренинг: контракт в семейной психотерапии |
Пара 1. Контракт в семейной психотерапии |
Пара 2. Практикум контракта в семейной психотерапии на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 3. Практикум контракта в семейной психотерапии на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 4. Основные ошибки в коммуникации с семьей. Завершение модуля |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
4. Диагностика семейной системы. Описание семейной системы
Сроки проведения цикла: 9-11 февраля 2023 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
09 февраля 2023 |
Основные мишени диагностики в семейной психотерапии. Диагностика границ семьи |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Основные мишени диагностики в семейной психотерапии. Клинико-психологическая диагностика в семейной психотерапии |
||
Пара 3. Определение границ семейной системы. Практикум диагностики семейных границ на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 4. Практикум диагностики семейных границ на модельных семьях (модель «большой» семьи и семьи с детьми от прошлых браков) в условиях тренинга |
||
10 февраля 2023 |
Тренинг: определение динамики, структуры, функций семьи, семейных механизмов и параметров |
Пара 1. Определение динамики, структуры и функций семьи. Практикум диагностики динамики, структуры и функций семьи на модельных семьях в условиях тренинга |
Пара 2. Практикум диагностики динамики, структуры и функций семьи на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 3. Диагностика основных семейных механизмов и параметров. Практикум диагностики основных семейных механизмов и параметров на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 4. Практикум диагностики основных семейных механизмов и параметров на модельных семьях в условиях тренинга |
||
11 февраля 2023 |
Диагностика в семейной психотерапии (практикум) |
Пара 1. КАПС (клинический анализ психотерапевтического случая) |
Пара 2. КАПС |
||
Пара 3. КАПС с позиции семейной психотерапии. Семейный диагноз |
||
Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
5. Основные техники семейной психотерапии.
Сроки проведения цикла: 20-22 марта 2023 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
20 марта 2023 |
Техники в семейной психотерапии. Классификация техник семейной психотерапии. Семейные техники, направленные на повышение целостности семейной системы |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Семейная системная психотерапия. Этапы семейной психотерапии, принципы качественной семейной психотерапии. Основные группы техник в системной семейной психотерапии |
||
Пара 3. Техники, направленные на улучшение качества общего функционирования семьи |
||
Пара 4. Техники мотивации семьи и помощи в формулировании согласованных семейных целей |
||
21 марта 2023 |
Техники семейной терапии, направленные на уточнение границ семьи и семейных подсистем, оптимизацию функций |
Пара 1. Техники уточнения семейных границ |
Пара 2. Техники, направленные на улучшение коммуникации |
||
Пара 3. Техники, направленные на оптимизацию семейных функций |
||
Пара 4. Техники, направленные на оптимизацию подсистем |
||
22 марта 2023 |
Техники семейной терапии, направленные на оптимизацию семейных механизмов |
Пара 1. Техники оптимизации механизма решения проблем |
Пара 2. Техники коррекции патологических стереотипов, связанных с лидерством, распознаванием признаков дисфункции членов семьи, планированием. Нарративные семейные техники |
||
Пара 3. Проверка готовности к самостоятельной практике в семейной форме психотерапии: практикум коммуникации с реальным пациентом |
||
Пара 4. Проверка готовности к самостоятельной практике в семейной форме психотерапии: практикум коммуникации с реальным пациентом. Завершение модуля |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
6. Концептуализация семейного случая. Семейный диагноз. Формирование программы семейной психотерапии
Сроки проведения цикла: 22-24 мая 2023 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
22 мая 2023 |
Тренинг: концептуализация семейного случая |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
Пара 2. Основные критерии качественного семейного диагноза. Принципы верификации и фальсификации в формировании семейной гипотезы |
||
Пара 3. Практикум концептуализации семейного случая на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 4. Практикум концептуализации семейного случая на модельных семьях в условиях тренинга |
||
23 мая 2023 |
Тренинг: формирование программы семейной терапии. Предложение и согласование программы психотерапии |
Пара 1. Практикум концептуализации семейного случая и формирования программы семейной терапии на модельных семьях в условиях тренинга |
Пара 2. Практикум информирования семьи на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 3. Практикум работы с возражениями на модельных семьях в условиях тренинга |
||
Пара 4. Основные критерии выбора технических приемов, исходя из семейного диагноза |
||
24 мая 2023 |
Клиническая практика: диагностика семьи |
Пара 1. Клиническая практика: «запуск» семейной системы, диагностика семейной системы на модели реальной семьи |
Пара 2. Клиническая практика: диагностика семейной системы на модели реальной семьи |
||
Пара 3. Клиническая практика: формирование программы семейной терапии. Предложение программы, контракт на семейную терапию |
||
Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
7. Семейная психотерапия в помощи пациентам различных клинических групп.
Сроки проведения цикла: 10-12 июля 2023 года
Объем цикла: 36 уч. часов
Форма проведения: ОНЛАЙН через платформу ZOOM
Дата |
Наименование разделов |
Наименование учебных пар |
10 июля 2023 |
Семейная психотерапия в помощи пациенту в кризисном состоянии, пациенту с личностным инфантилизмом, личностным расстройством |
Пара 1. Формирование образовательных задач и вопросов на модуль. Понятие о клинической семейной психотерапии. Роль семейной психотерапии в лечении и реабилитации расстройств |
Пара 2. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту в кризисном состоянии |
||
Пара 3. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с личностным инфантилизмом |
||
Пара 4. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с личностным расстройством |
||
11 июля 2023 |
Семейная психотерапия в помощи пациенту с зависимостью, психосоматическим заболеванием, депрессией, шизофренией |
Пара 1. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с зависимостью |
Пара 2. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с психосоматическим заболеванием |
||
Пара 3. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с депрессией |
||
Пара 4. Возможности семейной психотерапии в помощи пациенту с шизофренией |
||
12 июля 2023 |
Формирование программы семейной психотерапии для пациентов различных клинических групп |
Пара 1. КАПС |
Пара 2. КАПС |
||
Пара 3. Формирование программы семейной психотерапии на модели кейсов слушателей |
||
Пара 4. Ответы на вопросы. Подведение итогов модуля |
* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:
+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».