Название программы: Психология семьи. Семья в норме и патологии

Сроки проведения цикла: 04 - 06 марта 2024 года

Объем цикла: 36 уч. часов

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00 (по Мск)

Место проведения:  On-line на платформе ZOOM

Стоимость: 15 500 рублей

 

Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

 
 

Принять участие

 
 

О программе

 

При системном подходе к семейной психотерапии «пациентом» становится не отдельный человек, а семья в целом. Проблемы и возникшие в семье трудности рассматриваются с трех позиций: функционализма (симптом имеет приспособительную, адаптационную природу), конструктивизма (способы описания проблемы членами семьи во многом определяют проблему) и системного подхода (в создании симптома участвуют все члены семьи).

Дисфункциональная семья характеризуется нарушением возможности семьи удовлетворять значимые потребности ее участников, наименее приспособленный из которых вынужден формировать патологическую (симптоматическую) адаптацию и рассматривается остальными в качестве «идентифицированного пациента».

Системная семейная психотерапия оказывается эффективна прежде всего потому, что способна предложить семье взгляд «с высоты птичьего полета» с указанием роли и ответственности каждого из ее членов в формировании семейной дисфункции. Таким образом, удается конфронтировать с представлениями семьи о том, что лечить (помогать) нужно только наиболее страдающему члену семьи («носителю симптома»), а остальные могут продолжать жить обычной жизнью в ожидании результата.

Стандарт современной семейной психотерапии предполагает работу с котерапевтом противоположного пола, выбор которого является непростой задачей. Эта задача требует понимания критериев отбора и умения распределить роли в котерапевтической паре. Однако в сработавшейся паре эффективность воздействия, а также степень свободы в терапии, существенно превышают индивидуальную форму помощи.

Лечение большинства психических расстройств и соматических заболеваний по современным преставлениям включает семейную психотерапию в качестве обязательного компонента индивидуальной психотерапевтической программы. Это связано с чрезвычайно высоким значением группы семейных факторов в возникновении, развитии болезни и формировании симптомов, а также с патопластическим влиянием семьи на клиническую динамику расстройств. Для ряда клинических групп этиопатогенетическое значение семьи настолько велико, что некоторые семейные клинико-психологические феномены были закреплены «неофициальными», но образными и емкими терминами, используемыми даже в научном языке и позволяющими зафиксировать важные семейные механизмы расстройств. Это, например, «жена алкоголика», «шизофреногенная мать», «муж истерички», «невротическая семья». Участники нашей образовательной программы смогут изучить роль семьи в развитии болезни и освоить эффективные способы семейно-супружеской психотерапии.

В сложных клинических случаях даже у самых подготовленных специалистов периодически будут возникать проблемы и сложности при взаимодействии с семьей, в связи с чем необходима регулярная супервизия личных и профессиональных случаев семьи, позволяющая выявить как собственные нарушенные взаимоотношения, так и причины трудностей, возникающих при осуществлении семейной психотерапии.

Сама логика помощи таким пациентам представляет собой сочетание различных методов и форм психотерапии, а правила формирования подобной программы выходят за пределы данного цикла и должны изучаться отдельно на образовательных курсах по клинической психотерапии и циклах, посвященных отдельным клиническим группам.

Тем не менее, семейная форма психотерапии показала свою эффективность в помощи пациентам с невротическим расстройством, зависимостью, психосоматическим заболеванием, личностным расстройством, шизофренией и депрессией. Именно поэтому включать ее в программу помощи таким пациентам следует в обязательном порядке.

 

Расписание занятий

 

Дата

Наименование разделов

Наименование учебных пар

04 марта 2024

Современная семья в норме и патологии

Пара 1: Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

Пара 2: Особенности профессиональной идентичности специалиста, выбирающего семью в качестве основного объекта психотерапевтической (психологической) деятельности

Пара 3: Современная семья, ее социо-экономические, психологические и клинические особенности. Современные подходы к изучению семьи как объекта психотерапии

Пара 4: Семья в норме, представление о гармоничной и полностью функционирующей семье. Семья в болезни, представление о дисфункциональной семье. Семья, как объект клинической психотерапии: семейная психотерапия в клинике

05 марта 2024

Психология семьи. Динамика и история семьи. Семейные мифы, структура, функции, семейные механизмы

Пара 1: Психология современной семьи. Виды современных семей. Психологические признаки семьи. Цели семьи

Пара 2: Границы семьи и ее подсистем. Структура семьи. Динамика семьи. Личностная динамика в контексте семьи. История семьи. Миф семьи. Правила семьи

Пара 3: Функции семьи. Синергия семейной целостности

Пара 4: Семейные механизмы: лидерство, планирование, копинги, кризисы, патологические феномены

06 марта 2024

Семья в болезни и болезни семьи. Специфика семейных функций, границ, механизмов и иных семейных параметров при расстройствах различных клинических групп

Пара 1: Изменение семейных параметров как ответ на болезнь

Пара 2: Влияние дисфункциональной семьи на возникновение и развитие расстройства

Пара 3: Клинико-психотерапевтический анализ семьи с идентифицированным пациентом

Пара 4: Клинико-психотерапевтический анализ семьи с идентифицированным пациентом. Завершение модуля, итоговая аттестация

* Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Об Институте и команде, курирующий образовательную программу

 

Мы команда Санкт-Петербургского Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, который на протяжении многих лет является лидером по подготовке психотерапевтов и медицинских психологов в России и странах постсоветского пространства. Наш преподавательский состав включает докторов и кандидатов наук, ведущих практиков в области современной психотерапии и медицинской психологии.

 

 

НАЗЫРОВ Равиль Каисович

Врач-психотерапевт, врач-психиатр, врач-нарколог.

Доктор медицинских наук. Ректор Института психотерапии и медицинской психологии. Экс-Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», автор 14 монографий и учебников, в т.ч. учебников для ВУЗов «Клиническая психология» и «Психотерапия». (СПб, 2012)

 

 

СОБОЛЕВСКАЯ Алина Равильевнач

Клинический (медицинский) психолог. Директор Центра психотерапии на Басковом 34 (СПб). Преподаватель Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского. Соавтор модели семейной детско-родительской психотерапии. Имеет практический опыт работы с пациентами с пограничными расстройствами, в том числе в условиях СПБ ПБ СТИН. Специализируется на индивидуальной, семейной и групповой форме психотерапии.

 

 

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».