Дорогие коллеги!



Вот уже вторую неделю в нашем Институте идет цикл «Современная психотерапия: избранные технологии психотерапевтического воздействия». Этот цикл проводится дважды в год и является одним из главных пунктов реализуемой нами программы переподготовки по специальности «Психотерапия» для врачей и «Клиническая психология» для психологов. Этот цикл, как и другие регулярные программы, хоть и идет по традиционному плану, но, конечно же, каждый раз читается и слушается по-разному. И в этот раз слушателей тоже ждало много нового.

Цикл собрал около 30 специалистов из разных городов России, а также из Белоруссии и Казахстана. Для большинства из них данная программа является частью профессиональной переподготовки. Особенность программ нашего Института заключается в том, что их аудитория не бывает гомогенной: и речь не только о том, что здесь одновременно собираются и врачи, и психологи, и социальные специалисты. Важно, что некоторые участники находятся в начале профессионального пути, другие — уже имеют обширный опыт и собственные наработки. Иногда на части лекций и обсуждений в нашем Институте присутствуют даже пациенты! Все это создает условия для творческого сотрудничества и реального взаимодействия, которое наши выпускники в последующем переносят в жизнь и практику, образуя не формально декларируемые, а действительно работающие полипрофессиональные бригады, команды и сообщества!

Интересно, что на данном модуле соотношение врачей (психиатров и психиатров-наркологов, будущих психотерапевтов) и психологов составляет 1:3. Именно такое значение (т.е. 3-4 врача на 10 клинических психологов) ректор нашего Института, Равиль Каисович Назыров, считает оптимальным для эффективной психотерапевтической работы, когда различные специалисты ведут пациентов вместе, встречаются, вместе формируют психотерапевтическую гипотезу и функциональный диагноз.

Первый модуль цикла, «Современная психотерапия: средства психотерапевтического воздействия», под руководством опытного компетентностного преподавателя Евгении Александровны Рыбаковой начался с упражнений, позволяющих настроиться на усвоение материала («7d профиль компетенций», «Мой пациент»). Следует отметить, что чередование компетентностных упражнений с содержательным теоретическим материалом и практикой является еще одной особенностью (если хотите, даже фишкой), нашего Института — мы прикладываем все усилия, чтобы весь тот материал, который дают наши преподаватели, не проглатывался слушателями просто так, становясь пусть интересным и занимательным, но каким-то абстрактным, обособленным новым знанием. Мы создаем для него особую почву, в которой он прорастает в компетенции, необходимые для расширения профессиональных границ именно этому слушателю, именно сейчас, именно в его ситуации и именно в желаемом направлении! Если говорить конкретно о текущем цикле, благодаря компетентностном подходу три его главных общих задачи — усвоить, что такое «психотерапевтическое воздействие», понять, какие условия нужны, чтобы сделать его эффективным, и выбрать излюбленный прием установления и поддержания психотерапевтического контакта — для каждого слушателя приобретут личный, особенный смысл в свете историй его пациентов, его профессиональных задач и жизненных планов.

Но пора поговорить о цикле и содержательно. Первый его день был посвящен общим вопросам психотерапии, взгляду на нее с научных позиций (в том числе с позиции постнеклассического научного знания), структуре психического в аспекте уровня приложения психотерапевтического воздействия и, конечно же, пониманию личности с позиции Ленинградской школы психотерапии. Разобраться в этих вопросах слушателям помогали Равиль Каисович Назыров и Александр Александрович Климов, директор центра образования нашего Института.

Беседа о личности с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии и в свете теории отношений В.Н. Мясищева во второй день обучения была продолжена разговором о понимании неврозов и разбором вопросов неврозогенеза. Число преподавателей пополнил практикующий психолог Александр Вадимович Никулин, который вместе с Равилем Каисовичем чутко направлял работу слушателей с реальным пациентом. Основной задачей для участников цикла при этом было собрать анамнез и сформулировать для данного случая психотерапевтическую гипотезу.

Врач-психиатр, психотерапевт Владимир Викторович Брылёв, перенявший образовательную эстафету в конце дня, раскрыл слушателям представление о биопсихосоциальной парадигме в современной психиатрии и осветил другие ее актуальные вопросы.

Третий день цикла был полностью посвящен трем основным направлениям современной психотерапии, при этом каждое направление было представлено носителем, активно практикующим его специалистом: когнитивно-поведенческое — Ириной Викторовной Бубновой, клиническим психологом и руководителем соответствующего направления нашего Института; психодинамическое — Екатериной Николаевной Базаровой, заслуженным врачом Республики Карелия , психотерапевтом-психоаналитиком; экзистенциально-гуманистическое — кандидатом медицинских наук, врачом-психотерапевтом, гештальт-терапевтом Еленой Викторовной Шляхетко. Важными моментами были возможность примерить на себя роль аналитика и проинтерпретировать написанную реальным пациентом сказку, а также понаблюдать за демонстрационной сессией в гештальт-подходе.

Атмосфера в ходе модуля позволяла слушателям не только задавать собственные вопросы и отвечать на вопросы преподавателей, но и делиться своими переживаниями, опасениями, сложностями и даже критикой. Примером могут служить высказанные при выполнении компетентностного упражнения «Точка А и В» мысли о преждевременности постановки вопросов преподавателям до непосредственного теоретического разбора темы. Или трудности в разделении уровней психического с выбором области воздействия психотерапии. Наши преподаватели всегда помогают разобраться и преодолеть затруднения и делают это порой, используя изящные метафоры и поучительные истории. Равиль Каисович, к примеру, сравнил уровни психического и приложение к ним психотерапии с игрой в карты: есть карточный стол как вполне осязаемая твердая опора (нервная ткань), есть четыре масти и наименования (шестерки и семерки, короли и тузы), которые по сути являются условностями, для удобства нанесенными яркими красками на листочки картона (психика), и есть сама игра, которая при ограниченном количестве мастей и числа карт может быть разной, в зависимости от того, во что, с кем и как (честно или не очень) вы играете (личность и точка приложения психотерапии!)))

Второй модуль минувшей недели, «Контакт и контракт», начался с ответов Равиля Каисовича на вопросы слушателей.

Этот пункт учебной программы является продолжением практиковавшейся ранее традиции «Ответы академика», когда профессор, доктор психологических наук академик Генрих Владиславович Залевский отвечал на вопросы участников цикла. К сожалению, в самом начале этого года Генрих Владиславович ушел из жизни. Мы глубоко скорбим, всей душой соболезнуем его близким, чтим его память и продолжаем дело! Поэтому традиция «Ответов…» будет продолжена традицией «Вопросов ректору» — именно вопросов, потому что мы вместе с Равилем Каисовичем убеждены, что есть такие вопросы, сформулировав и задав которые, мы сразу получаем определенный ресурс, толчок или вектор движения в своей жизни и деятельности.

Проиллюстрировать важность описываемой традиции позволяет самый первый вопрос, сформулированный присоединившимся к участникам Александром Никулиным. Он звучит так: «Есть ли у психотерапевта совесть? И если есть, является ли она ориентиром или ограничением? На каком основании — методическом, научном или религиозном — строятся этические кодексы, и кто кому судья?». Предлагаем вам подумать над ответом, а ответы Равиля Каисовича (вместе с ответами на другие вопросы, касавшиеся профессионального выгорания, интеграции в профессиональные сообщества и др.) и размышления участников учебной группы мы обязательно приведем в отдельной публикации.

Следующие 2,5 учебных дня модуля были полностью посвящены погружению в тему контакта и контракта с помощью тренингов и показательных сессий под руководством Александра Александровича Климова и Александра Вадимовича Никулина.

Компетентностным преподавателем данного модуля была Мария Ивановна Кадюкова. Завершила модуль она следующим наблюдением: «Страх практики уходит только с постоянной практикой, когда привыкаешь, когда это становится привычным»… Нельзя не согласиться)))

Дорогие коллеги, следующий аналогичный цикл состоится 16—28 августа 2021 г. Познакомиться с его программой и расписанием, а также подать заявку на участие, можно на нашем сайте: https://ipmp-spb.ru/sovremennaya-psihoterapiya-izbran... Будем рады видеть вас!

(Текст взят из "Еженедельника Института психотерапии", выпуск 2/2021, с полной версией еженедельника вы можете ознакомиться по ссылке: https://vk.com/@institute_of_psychotherapy-ezhenedeln..)

Подписывайтесь на рассылку, чтобы быть в курсе всех наших новостей: https://vk.com/institute_of_psychotherapy?w=app574883..