Название цикла: Личностные расстройства как объект психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия.

Объем цикла:  144 уч. часа

Сроки проведения:
18 - 30 августа 2025
07 – 19 сентября 2026

Время проведения занятий: 9.00–17.00 (по Мск)

Место проведения: On-line на платформе ZOOM

Стоимость (в т.ч. НДС 5%):

34 500 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней̆) до начала обучения
29 900 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 4 недели (22 дня) до начала обучения
25 300 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней̆) до начала обучения

 

Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 
 

Принять участие

 
 

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей и психологов принять участие в цикле повышения квалификации «Личностные расстройства как объект психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия»!

В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.

 

 

В программе

 

Модуль 1. Современные представления о личностных расстройствах. В ходе этого модуля вы познакомитесь с ролью и местом представлений о личностных расстройствах с позиций основных современных теорий в структуре компетенций врача-психотерапевта и клинического (медицинского) психолога, значением и особенностями клинико-психологического, клинико-биографического и экспериментально-психологического методов в диагностике расстройств личности, научитесь обобщать их результаты, что особенно важно в условиях реальной клинической практики, освоите особенности профессиональной коммуникации с пациентами данной клинической группы, отработаете навыки и укрепите знания в ходе коммуникативного тренинга и разбора клинических случаев.

 

Модуль 2. Клиническая психотерапия психопатизированного пациента. На данном модуле вы получите представление о функциональном диагнозе, научитесь устанавливать функциональный диагноз для пациента с личностным расстройством, включая все три его плоскости — клиническую, психологическую и социальную; научитесь формировать психотерапевтическую гипотезу на основе этиопатогенетических факторов и выбирать мишени психотерапии для психопатизированного пациента, а также составлять индивидуальную программу психотерапии для пациента с личностным расстройством и коморбидного пациента с личностным расстройством в качестве одного из диагнозов.

 

Модуль 3. Когнитивно-поведенческая психотерапия личностных расстройств. Данный модуль позволит вам освоить все этапы помощи психопатизированному пациенту методами когнитивно-поведенческой психотерапии: вы узнаете об особенностях коммуникации, о способах преодоления алекситимии, модификации неадаптивных способов обращения с эмоциями и повышения уровня саморефлексии у пациента с личностным расстройством методами КПТ на подготовительном этапе лечения; об особенностях формирования психотерапевтического контракта, применения ABCDE-техники, техник когнитивного прояснения и когнитивного реструктурирования в работе с пациентом с личностным расстройством; научитесь выбирать мишени психотерапевтического воздействия (фиксированные формы поведения, особенности обработки обратной связи в отношениях, организация образа жизни с учётом диагноза) на различных этапах лечения для формирования ответственности за контроль заболевания и за собственную социальную успешность.

 

Модуль 4. Группа социального опыта. ТСО представляет собой современную психотерапевтическую методику, которая реализуется в условиях психотерапевтической среды. Фактически он позволяет осуществить психотерапевтическую трансформацию социальной среды в лечебных (коррекционных) целях, целенаправленно используя всю совокупность отношений и взаимодействий участников тренинга. ТСО направлен на получение, осознание и переживание опыта социального взаимодействия, а также коррекцию индивидуально-психологических механизмов социального функционирования личности. В ходе данного модуля вы сможете как поучаствовать в тренинге, так и научиться организовывать подобный тренинг в своём учреждении, и получите «в руки» психотерапевтический инструмент, позволяющий осуществлять воздействие на социальные факторы болезни! 

 

 

Дни

Наименование разделов

Время

Тема

Преподаватель

МОДУЛЬ 1. «Современные представления о личностных расстройствах»

День 1 Личностные расстройства с позиции основных современных теорий

9:00 - 10:00

Знакомство, настройки на цикл и модуль

Компетентностный преподаватель

10:00-11:30

Роль и место представлений о личностных расстройствах в структуре компетенций врача-психотерапевта и клинического (медицинского) психолога.

 

11:45-13:15

Разбор клинических случаев на модели кейсов участников

14:15-15:45

Основные подходы к пониманию и классификации личностных расстройств

 

16:00-17:30

Личностные расстройства с позиции Ленинградской школы психиатрии

 

День 2 Психологическая диагностика личностных расстройств. Коммуникация с пациентом с личностным расстройством

9:00-10:30

Клинико-психологическая диагностика пациента с личностным расстройством. Клинико-психологический и клинико-биографический метод в диагностике расстройств личности

 

10:45-12:15

Особенности экспериментально-психологического метода в диагностике расстройств личности

13:15-14:45

Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) (расстройство личности)

 

15:00-16:30

Клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) (расстройство личности)

День 3 Особенности клинической диагностики пациента с личностным расстройством в условиях реальной практики

9:00-10:30

Особенности профессиональной коммуникации с пациентом с личностным расстройством

 

10:45-12:15

Тренинг профессиональной коммуникации с пациентом с личностным расстройством

13:15-14:45

Особенности диагностики личностного расстройства: обобщение результатов диагностического этапа

15:00-16:30

Практикум – разбор сложных случаев на примере кейсов обучающихся. Подведение итогов модуля.

МОДУЛЬ 2. Клиническая психотерапия психопатизированного пациента

День 1 Функциональный диагноз в лечении пациента с личностным расстройством

9:00 - 10:30

Роль и место представлений о клинической психотерапии личностных расстройствах в структуре компетенций врача-психотерапевта и клинического (медицинского) психолога. Основные представления о функциональном диагнозе в психотерапии личностных расстройств

 

10:45-12:15

Клиническая плоскость функционального диагноза применительно к пациенту с личностным расстройством

13:15-14:45

Психологическая плоскость функционального диагноза применительно к пациенту с личностным расстройством

 

15:00-16:30

Социальная плоскость функционального диагноза применительно к пациенту с личностным расстройством

 

День 2 Психотерапевтическая гипотеза в работе с пациентом с личностным расстройством. Мишени психотерапии

9:00-10:30

Принципы формирования психотерапевтической гипотезы. Содержание основных групп мишеней психотерапии в работе с пациентом с личностным расстройством на основании психотерапевтической гипотезы

 

10:45-12:15

Практикум описания основных мишеней на основании психотерапевтической гипотезы психотерапии в работе с пациентом с личностным расстройством на модели кейсов обучающихся

 

13:15-14:45

Основные этапы программы психотерапии пациента с личностным расстройством и их содержание.

 

15:00-16:30

Практикум формирования программы психотерапии в работе с пациентом с личностным расстройством на модели кейсов обучающихся

День 3 Программа психотерапии пациента с личностным расстройством

9:00-10:30

Программа психотерапии коморбидного пациента личностным расстройством в качестве одного из диагнозов.

 

10:45-12:15

Обсуждение клинических примеров.

13:15-14:45

Основные этиопатогенетические факторы формирования личностного расстройства. Этиопатогенетические факторы формирования различных типов расстройств личности

15:00-16:30

Практикум формирования психотерапевтической гипотезы личностных расстройств на модели кейсов обучающихся. Завершение модуля.

МОДУЛЬ 3. Когнитивно-поведенческая психотерапия личностных расстройств

День 1 Подготовка к психотерапии техниками КПТ

9:00-10:30

Личностные и профессиональные компетенции в КПТ личностных расстройств

 

10:45-12:15

Особенности коммуникации с пациентом с личностным расстройством на этапе подготовки к психотерапии методами КПТ. Договор на участие;

13:15-14:45

Особенности психотерапевтического контакта и контракта в КПТ

 

15:00-16:30

Особенности применения ABCDE в психотерапии с пациентами с личностным расстройством

День 2 Применение технологий КПТ в работе с личностны расстройством

9:00-10:30

Особенности преодоления алекситимии и неадаптивных способов обращения с эмоциями у пациента с личностным расстройством методами КПТ

 

10:45-12:15

Особенности повышения уровня саморефлексии у пациента с личностным расстройством методами КПТ

13:15-14:45

Техники когнитивного прояснения в работе с пациентами с личностным расстройством

 

15:00-16:30

Техники когнитивного реструктурирования в работе с пациентами с личностным расстройством

День 3 Основные этапы КПТ личностных расстройств и техники на каждом из них

9:00-10:30

Основные мишени психотерапевтического воздействия в помощи пациенту с личностным расстройством методами КПТ: фиксированные формы поведения, особенности обработки обратной связи в отношениях, организация образа жизни с учетом диагноза

 

10:45-12:15

Этап формирования ответственности за контроль заболевания: основные техники КПТ

13:15-14:45

Этап формирования ответственности за социальную успешность: основные техники КПТ

15:00-16:30

Подведение итогов цикла

 

3 дня Группа социального опыта

9:00-16:30

Группа социального опыта

 

*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

О программе

 

Психотерапевтическое лечение пациентов с различными расстройствами личности обсуждалось с самого момента возникновения психотерапии. Характерологические проблемы пациентов с нарушениями личности имеют долгосрочную природу, среди них распространено уклонение от психотерапии, зачастую они приходят на лечение под давлением семьи или требований закона и сами не желают или не способны меняться. Это одни из наиболее трудных пациентов в клинической психотерапевтической практике. Они требуют большей работы в пределах сессии, более продолжительного времени для психотерапии, большего напряжения сил, энергии и терпения психотерапевта, чем большинство других пациентов, ввиду чего эффект психотерапии порой бывает невелик, возникают трудности в получении согласия на лечение и наблюдаются невысокие темпы изменений и низкий уровень удовлетворенности как психотерапевта, так и пациента.

Часто психопатизированные пациенты, обращаясь за помощью, жалуются на такие симптомы, как тревога и депрессия, различные зависимости, которые могут либо не иметь отношения к личностному расстройству, либо проистекать из него и поддерживаться им. Терапия коморбидного пациента (с аффективной патологией, аддикцией), естественно, сложнее. Должны быть изменены продолжительность лечения, частота психотерапевтических сессий, цели и ожидания психотерапевта и пациента, а также доступные методы и стратегии.

Преодолеть все описанные трудности помогает модифицированный когнитивный подход к психотерапии расстройств личности, способствующий значительному улучшению состояния таких пациентов.

В рамках нашего цикла вы получите целостный и системный взгляд на сущность и происхождение личностных расстройств и подход к их психотерапевтическому лечению!

 

Завершив, программу вы:

1) будете иметь чёткое представление о личностных расстройствах с позиции различных школ психотерапии;

2) сможете диагностировать личностные расстройства, в том числе с использованием клинико-биографического, клинико-психологического и экспериментально-психологического методов;

3) овладеете специфическими навыками коммуникации с пациентами данной клинической группы;

4) научитесь устанавливать функциональный диагноз для психопатизированного пациента в клинической, психологической и социальной плоскостях;

5) сможете формулировать психотерапевтическую гипотезу и выбирать мишени психотерапевтического воздействия для пациента с личностным расстройством;

6) научитесь составлять индивидуальную психотерапевтическую программу для психопатизированного пациента, в том числе имеющего коморбидные психические расстройства;

7) освоите различные технологии когнитивно-поведенческой терапии и научитесь правильно подбирать их и вписывать психотерапевтическую программу в зависимости от выбранных мишеней воздействия и этапа лечения;

8) получите опыт участия в группе социального опыта, овладеете осознанными представлениями о собственных социальных стратегиях и сможете организовать подобную группу в своём учреждении с целью создания в нём психотерапевтической среды.

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

 

Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».