Название цикла: Современная семья как объект психотерапии: семейная система, семейная психотерапия и когнитивно-поведенческие техники в семейной психотерапии.
Объем цикла: 144 уч. часа
Сроки проведения: 26 мая – 7 июня 2025
Время проведения занятий: 09:00 – 17:00 (по Мск)
Место проведения: On-line на платформе ZOOM
Стоимость:
30 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения
26 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 4 недели (22 дня) до начала обучения
22 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения
Документ об образовании:по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Приглашаем врачей и психологов принять участие в программе «Современная семья как объект психотерапии: семейная система, семейная психотерапия и когнитивно-поведенческие техники в семейной психотерапии»!
В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.
Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В программе:
1. «Современные представления о гармоничных и дисфункциональных семьях» — это, по сути, и есть психология современной семьи. Проблемой (и немалой) для формирования специалиста в семейной терапии является факт, что у каждого из нас в той или иной степени есть опыт семейственности. Соответственно, всегда возникает соблазн принять собственную норму семьи, или даже норму своего ближайшего окружения за универсальную и оказывать помощь, отталкиваясь от нее.
В не клиническом подходе это, возможно, не так критично, поскольку пока речь идет о помощи полностью гармоничному человеку специалист имеет право вообще не размышлять категориями нормы и «патологии» и просто следовать за своим клиентом. Но как только мы имеем дело с семьей, в которой есть болеющий или страдающий человек, или с семьей в кризисе, мы должны изменить парадигму помощи на клиническую – чтобы не было результата в стиле «по-прежнему болею, но теперь этим горжусь». А тут без понимания общей нормы и патологии обойтись сложно.
Единственной альтернативой индивидуальной норме на практике выступает профессиональное знание – обобщенный в устойчивых связях и понятиях результат исследования семьи как объекта психологической и психотерапевтической помощи. Именно с позиции психологии семьи специалисты в семейной помощи имеют возможность оценить функционирование семьи пациента и отделить уникальные предпочтения пациента от дисфункциональных семейных стереотипов.
2. «Основные подходы в помощи дисфункциональным семьям» – это базовые психотерапевтические умения, напрямую не привязанные ни к одному методу. Перед изучением сложных движений, составляющих танец или боевое искусство, хорошо бы освоить простые и произвести подготовку - как минимум укрепить мышцы, развить гибкость и научиться ходить по прямой, не отклоняясь и не падая.
Точно также происходит в семейной терапии – перед тем как изучать какие-то методы и техники, хорошо бы освоить базовые умения – как устанавливать с семьей контакт, как вовлекать и мотивировать на участие «сопротивляющихся» родственников, как помочь семье сформулировать цель терапии и создать систему договоренностей, обеспечивающих их реальное участие в терапии. Отдельным блоком выступает практика формулирования семейного диагноза, увязывающего отдельные параметры семьи и семейный симптом в целостную объяснительную схему, позволяющую создать программу помощи семье.
3. «Когнитивно-поведенческие техники в системной семейной психотерапии» представляет собой уникальный продукт – техничность и структурированность когнитивно-поведенческой психотерапии отлично дополняет системный подход к помощи семье, в котором всегда определяются наиболее точные мишени психотерапевтического воздействия. В результате специалисты в семейном подходе получат инструмент, позволяющий добиться реальных управляемых изменений в максимально короткие сроки прежде всего за счет точных поведенческих предписаний и экспериментов, воздействующих именно на те стороны семьи, которые вносят максимальный вклад в формирование патологического страдания одного или нескольких членов семьи.
Именно за счет такой позиции удается как сохранить уникальный стиль взаимодействия и цель и ценности семьи (за счет базовых умений, изучаемых в модуле «Основные подходы в помощи дисфункциональным семьям»), так и избежать искусственного затягивания терапевтического процесса в ожидании пока семья «сама дозреет и поймет как решить эту проблему». Вместо этого за счет активного участия в поведенческих и когнитивных экспериментах семья быстро обнаруживает наиболее удовлетворяющие ее способы жизни и устраняет нереалистичные представления, которые могли препятствовать использованию этих способов жизни раньше.
4. Группа семейного опыта – личностно-ориентированный и методический тренинг, позволяющий в безопасных условиях проанализировать как собственные, так и общечеловеческие наиболее распространенные стереотипы семейных отношений со всеми их плюсами и минусами через призму «модельной семьи», которую каждый участник создаст прямо на семинаре. В группе могут принимать участие настоящие семьи и супружеские пары!
Расписание
Дата |
Время |
Тема |
Преподаватель |
Модуль 1. Современные представления о гармоничных и дисфункциональных семьях |
|||
День 1 |
9:00-10:00 |
Знакомство, настройки на модуль |
КП |
День 1 |
10:00-11:30 |
Личностные и профессиональные компетенции, обеспечивающие качественное понимание современной семьи. |
Назыров Р.К. |
День 1 |
11:45-13:15 |
Особенности профессиональной идентичности специалиста при проведении семейной психотерапии. |
Назыров Р.К. |
День 1 |
14:15-15:45 |
Краткая история становления семейно-супружеской психотерапии. Современные подходы в семейной психотерапии. |
Колесникова Е.С. |
День 1 |
16:00-17:30 |
Семья как объект клинической психотерапии: семейная психотерапия в клинике. |
Колесникова Е.С. |
День 2 |
9:00-10:30 |
Психология современной семьи. Виды современных семей. Психологические признаки семьи. Цели семьи. |
Тихомирова Е.Н. |
День 2 |
10:45-12:15 |
Границы семьи и ее подсистем. Структура семьи и семейных ролей |
Коровицин В.В. |
День 2 |
13:15-14:45 |
Клинико-терапевтический анализ психотерапевтического случая (КАПС) |
Назыров Р.К., Чуфичева А.А. |
День 2 |
15:00-16:30 |
Клинико-терапевтический анализ психотерапевтического случая (КАПС) |
Назыров Р.К., Чуфичева А.А. |
День 3 |
9:00-10:30 |
Динамика семьи. Личностная динамика в контексте семьи. Кризисы семьи. |
Пономарева Ю.В. |
День 3 |
10:45-12:15 |
Функции семьи. |
Пономарева Ю.В. |
День 3 |
13:15-14:45 |
История семьи и семейный миф. Семейные механизмы: лидерство, планирование, копинги, распознавание признаков страдания и стресса. Патологические феномены. |
Колесникова Е.С. |
День 3 |
15:00-16:30 |
Подведение итогов модуля. Ответы на вопросы. |
Назыров Р.К., Колесникова Е.С. |
Модуль 2. Основные подходы в помощи дисфункциональным семьям |
|||
День 1 |
9:00-10:30 |
Личностные и профессиональные компетенции, обеспечивающие качественную профессиональную помощь современной семье |
Назыров Р.К., Колесникова Е.С. |
День 1 |
10:45-12:15 |
Особенности выбора ко-терапевта и формирования партнерских отношений. |
Колесникова Е.С. |
День 1 |
13:15-14:45 |
Первая встреча в формате семейной психотерапии. «Запуск» семейной системы. |
Тихомирова Е.Н. |
День 1 |
15:00-16:30 |
Принципы коммуникации с семьей. |
Тихомирова Е.Н. |
День 2 |
9:00-10:30 |
Определение границ семейной системы. |
Колесникова Е.С. |
День 2 |
10:45-12:15 |
Определение динамики, структуры и функций семьи. |
Колесникова Е.С. |
День 2 |
13:15-14:45 |
Диагностика основных семейных механизмов и параметров. |
Колесникова Е.С. |
День 2 |
15:00-16:30 |
Формулирование семейной психотерапевтической гипотезы. |
Колесникова Е.С. |
День 3 |
9:00-10:30 |
Формулирование согласованной семейной цели. Психотерапевтический контракт с семьей. Контекстная мотивация всех членов семьи. |
Тихомирова Е.Н. |
День 3 |
10:45-12:15 |
Типология семейных техник |
Тихомирова Е.Н. |
День 3 |
13:15-14:45 |
Демонстрация семейной техники |
Колесникова Е.С. |
День 3 |
15:00-16:30 |
Завершение модуля. Ответы на вопросы |
Назыров Р.К., Колесникова Е.С. |
Модуль 3. Когнитивно-поведенческие техники в системной семейной психотерапии. Практико-ориентированный модуль |
|||
День 1 |
9:00-10:30 |
Личностные и профессиональные компетенции в системной семейной психотерапии |
Бубнова И.В. |
День 1 |
10:45-12:15 |
Семейная системная психотерапия. Этапы семейной психотерапии, принципы качественной семейной психотерапии. |
Бубнова И.В. |
День 1 |
13:15-14:45 |
Основные группы когнитивно-поведенческих техник в системной семейной психотерапии. |
Бубнова И.В. |
День 1 |
15:00-16:30 |
Техники мотивации семьи и помощи в формулировании согласованных семейных целей. |
Бубнова И.В. |
День 2 |
9:00-10:30 |
Техники уточнения семейных границ. |
Дикова Е.П. |
День 2 |
10:45-12:15 |
Техники, направленные на улучшения коммуникации. |
Дикова Е.П. |
День 2 |
13:15-14:45 |
Техники, направленные на оптимизацию семейных функций. |
Дикова Е.П. |
День 2 |
15:00-16:30 |
Техники, направленные на оптимизацию подсистем. |
Дикова Е.П. |
День 3 |
9:00-10:30 |
Техники оптимизации механизма решения проблем. |
Дорофеева Л.В. |
День 3 |
10:45-12:15 |
Техники коррекции патологических стереотипов. |
Дорофеева Л.В. |
День 3 |
13:15-14:45 |
Нарративные семейные техники. |
Дорофеева Л.В. |
День 3 |
15:00-16:30 |
Подведение итогов цикла. |
Назыров Р.К., Королёва И.С. |
Модуль 4. Группа семейного опыта |
|||
День 1 |
9:00-16:30 |
«Группа семейного опыта» - личностная и методическая группа для семейных терапевтов |
Коровицин В.В., Колесникова Е.С. |
День 2 |
9:00-16:30 |
«Группа семейного опыта» - личностная и методическая группа для семейных терапевтов |
Коровицин В.В., Колесникова Е.С. |
День 3 |
9:00-16:30 |
«Группа семейного опыта» - личностная и методическая группа для семейных терапевтов |
Коровицин В.В., Колесникова Е.С. |
Небольшая справка:
При системной подходе к семейной психотерапии «пациентом» становится не отдельный человек, а семья в целом. Проблемы и возникшие в семье трудности рассматриваются с трех позиций: функционализма (симптом имеет приспособительную, адаптационную природу), конструктивизма (способы описания членами семьи проблему во многом определяют проблему), системного подхода (в создании симптома участвуют все члены семьи).
Дисфункциональная семья характеризуется нарушением в возможности семьи удовлетворять значимые потребности ее участников, наименее приспособленный из которых вынужден формировать патологическую (симптоматическую) адаптацию и рассматривается остальными в качестве «идентифицированного пациента».
Системная семейная психотерапия оказывается эффективна прежде всего потому, что способна предложить семье взгляд «с высоты птичьего полета» с указанием роли и ответственности каждого в формирование семейной дисфункции. Таким образом удается конфронтировать с представлениями семьи о том, что лечить (помогать) нужно только наиболее страдающему члену семьи («носителю симптома») а остальные могут продолжать жить обычной жизнью в ожидании результата.
Стандарт современной семейной психотерапии предполагает работу с ко-терапевтом противоположного пола, выбор которого является непростой задачей, требующей понимание критериев отбора и умение распределить роли в ко-терапевтической паре, однако в сработавшейся паре эффективность воздействия, а также степень свободы в терапии существенно превышает индивидуальную форму помощи.
В сложных клинических случаях даже у самых подготовленных специалистов периодически будут возникать проблемы и сложности при взаимодействии с семьей, поэтому периодически необходима супервизия личных и профессиональных случаев семьи, позволяющая выявить как собственные нарушенные взаимоотношения, так и причины трудностей, возникающие при осуществлении семейной психотерапии.
Сама логика помощи таким пациентам представляет собой сочетание различных методов и форм психотерапии, а правила формирования такой программы выходят за пределы этого цикла должны изучаться отдельно на циклах по клинической психотерапии и циклах, посвященных отдельным клиническим группам.
Тем не менее, семейная форма психотерапии показала свою эффективность в помощи пациентам с невротическим расстройством, зависимостью, психосоматическим заболеванием, личностным расстройством, шизофренией и депрессией и в обязательном порядке должна быть включена в программу помощи таким пациентам.
Для тех, кто никогда не работал с семьями – Вы сможете:
Завершив программу, Вы сможете:
В роли участника группы семейного опыта у Вас есть возможность:
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:
+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».