Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие слушатели! Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.

Сегодня мы расскажем вам о:

  • Третьей ежегодной общероссийской конференции;
  • защитах выпускных квалификационных работ в Институте;
  • первой ступени цикла «Когнитивно-поведенческая психотерапия».

 

Третья ежегодная общероссийская конференция

 

Дорогие читатели, 17 августа 2022 года в нашем Институте состоялось очередное грандиозное по своей значимости и масштабности и очень ожидаемое событие – Третья ежегодная общероссийская конференция с международным участием по клинической психотерапии «Развитие клинической психотерапии: функциональной диагноз и психотерапевтическая гипотеза в условиях новой модели классификации МКБ-11».

В начале мероприятия приветственное слово произнес Сагат Абылкаирович Алтынбеков, доктор медицинских наук, профессор, директор Института дополнительного образования, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Казахского национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, представитель нашего Института в странах Центральной Азии :

 «Современная биопсихосоциальная парадигма предполагает активное внедрение клинической психотерапии и клинической психологии в психиатрию и реабилитацию психических расстройств. Мы считаем, что психотерапия и клиническая психология будут активно внедряться в программы реабилитации, и особенно в лечении зависимостей, что очень актуально. Основным провайдером программ является Республиканский центр наркологии. Для нас очень важны сотрудничество и профессиональная дружба с Институтом им. Б. Д. Карвасарского, который создает все условия для нашего взаимного обогащения. Еще в 2002 году Равиль Каисович приезжал к нам и помогал выстроить эффективную модель реабилитации зависимых. Сегодня эту модель углубили и трансформировали, она носит профессиональный характер. В связи с переходом на новый квалификационный принцип МКБ-11 актуален вопрос интеграции психиатрии, клинической психотерапии и реабилитации различных групп».

Сагат Абылкаирович передал слово ректору нашего Института доктору медицинских наук Равилю Каисовичу Назырову.

Равиль Каисович тепло поприветствовал участников и напомнил о проведенной на предыдущей конференции научной рефлексии концепции клинической психотерапии, описанной 10 лет назад. Наш ректор  рассказал о сформулированной концепция клинической психотерапии и ее формуле, которая представляет собой сочетание функционального диагноза, психотерапевтиченской гипотезы, мишени психотерапии и индивидуальной программы.

Равиль Каисович пригласил спикеров, присутствующих на конференции, присоединиться к дискуссии и высказать свое мнение.

 

После выступления Равиля Каисовича плавно перешли к докладам, объединенным общей темой: «Современное представление о функциональной диагностике и психотерапевтической гипотезе для развития клинической психотерапии в условиях МКБ-11»

Первым выступил Александр Петрович Коцюбинский с докладом «Клиническая психотерапия в контексте биопсихосоциальной психиатрии».

 

Мышление психиатра и психотерапевта отличается, и очень важно найти точки соприкосновения, сказал Александр Петрович. Он представил участникам клиническую модель психотерапии, рассказал о врачебном акценте, биопсихоциальной концепции, а также о холистическом диагностическом подходе, сформулировав факторы, определяющие эффективность психотерапии. В завершение спикер выделил основные моменты, на которых необходимо сделать акцент для утверждения клинической психотерапии как науки.

Участники конференции выразили свое восхищение докладом и задали вопросы, на которые докладчик с видимым удовольствием ответил.

 

Следующим выступил Виктор Юрьевич Меновщиков с докладом «Психотерапевтическая гипотеза: ее место в процессе консультативной и психотерапевтической работы». Виктор Юрьевич начал доклад со слов благодарности организаторам, в частности Равилю Каисовичу. Он рассказал об основных процессах в работе консультанта и психотерапевта, о гипотезе в науке в целом, в психологическом консультировании и в психотерапии, об источниках построения гипотез в психотерапии, о различиях в психологическом и медицинском подходах и диагнозах.

 

После чего спикер ответил на вопрос проректора нашего Института Ирины Сергеевны Королевой о признаках хорошо сформулированной гипотезы и поблагодарил участников.

 

Екатерина Андреевна Колотильщикова представила доклад «Современные представления о функциональнорй диагностике и психотерапевтической гипотезе для развития клинической психотерапии в условиях МКБ-11». Екатерина Андреевна сделала акцент на изменениях, произошедших в МКБ-11.

Она рассказала о фазах функциональной диагностики, о проблемах перевода диагностической полезности в терапевтическую полезность, которые, на ее взгляд, и призвана решить психотерапевтическая гипотеза. После своего прекрасного выступления лектор ответила на вопросы участников.

 

Далее выступила Гульнара Ивановна Алтынбекова. Свой доклад «Размышления о психотерапевтической гипотезе в клинической психотерапии» Гульнара Ивановна предварила словами благодарности организаторам конференции, с которыми она сотрудничает уже более 20 лет.

 

«Помочь в развитии клинической психотерапии – мой профессиональный и дружеский долг, тем более сейчас мы сотрудничаем по развитию программ обучения клинических психотерапевтов и клинических психологов», – сказала Гульнара Ивановна. Она привела в докладе примеры из своей обширной практики, поделилась опытом, поразмышляла о психотерапевтической гипотезе как прообразе психотерапевтического диагноза.

 

Затем слово предоставили Екатерине Николаевне Базаровой, которая высказала свои суждения о психотерапевтической гипотезе: «Сама гипотеза дисциплинирует. Есть разные понятия гипотез – имперические и универсальные. В рамках своей школы специалист выстраивает отдельную гипотезу в отношении каждого пациента. Для разработки гипотезы нужно описать иррациональные процессы. Это сложная, но жизнеспособная задача».

 

Следующим спикером стала Лилия Ивановна Кабанова: «Я выделила три траектории описания психотерапевтической гипотезы: математическая, теоретическая и художественная. Все они взаимосвязаны, как психотерапия, психолог, философия, медицина. Гипотеза – это форма научного познания, динамическая пружина науки, инициирующая движение от догадки к науке».

Лилия Ивановна выделила основные признаки гипотезы, порассуждала о ее возникновении с точки зрения философии.

Доклад Лаборатории клинической психотерапии, которая выступила инициатором конференции, представила Ирина Викторовна Бубнова. Были подведены результаты научной рефлексии, сформулированы признаки психотерапевтической гипотезы как системы, формы научного познания, а также были поставлены вопросы для спикеров и гостей конференции.

 

Выступление вызвало живое обсуждение.

Следующим спикером стал Алексей Чмутов с докладом «Психотерапевтическая гипотеза в терминах ЛОРП, подтверждение наличия согласованной триады «личность – ситуация – болезнь». Алексей представил ситуации с описанием симптомов и проанализировал их.

 

После того как были заслушаны все доклады, Равиль Каисович предложил участникам поразмышлять над следующими вопросами: как вы представляете себе устройство гипотезы и как гипотеза создается? Каждому спикеру и желающим участникам было предоставлено слово, обсуждения были очень живыми и свидетельствовали об общей заинтересованности и актуальности темы.

 

В завершение конференции первый проректор Института Ирина Сергеевна Королева отметила глубину дискуссий, широкий диапазон высказываний, разные подходы и поблагодарила всех присутствующих.

 

Защита выпускных квалификационных работ

 

 Дорогие друзья, сегодня мы хотим представить вам Анастасию Сергеевну Колбенову, нашу выпускницу, которая .17 августа с успехом защитила свою выпускную квалификационную работу. Анастасия 15 лет работает со взрослыми людьми, попавшими в сложные жизненные ситуации, и с эмоциональными поведенческими трудностями.

 

Вот что рассказала нам Анастасия: «Для расширения объема знаний я решила пройти переподготовку по клинической психологии в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского. Итогом обучения в Институте традиционно является написание дипломной или проектной работы. Тема моей работы «Невротическое расстройство с неврастеническим типом внутриличностного конфликта». Моя работа направлена на практическую деятельность клинического психолога. Я рассматривала клинико-биологические, психологические и социальные блоки функционального диагноза, что позволяет увидеть целостную картину и выстроить наиболее эффективную индивидуальную программу психотерапии».

Анастасия поделилась с вами, дорогие читатели, своими эмоциями по поводу атмосферы, царящей на защитах в нашем Институте, впечатлениями от обучения и своими планами: «На защите была поддерживающая теплая атмосфера, при этом, безусловно, ценно было получить обратную связь от председателей и членов государственной аттестационной комиссии. Я считаю, что Институт дает образовательную программу на наивысшем уровне и даже после обучения всегда рядом. Это очень ценно, помогает наладить эффективную психологическую помощь в работе и в государственных, и в частных клиниках, и в личной практике, предлагая лаборатории, интервизии, супервизии, продолжение научной деятельности. Возможностей очень много! Я планирую продолжать взаимодействие с Институтом и с точки зрения научной работы – вплоть до диссертации – и планирую вести преподавательскую деятельность в связи с тем, что меня пригласили».

Вот что посоветовала Анастасия тем, кто еще сомневается, стоит ли обучаться в Институте или считает имеющиеся у него компетенции исчерпывающими: «Любому специалисту, даже с большим опытом работы, нужно узнавать новые методы, самосовершенствоваться. Институт идет в ногу со временем, постоянно реализует новые программы, это полезно интересно. И я всем рекомендую пройти обучение в Институте!»

Спасибо, Анастасия, за то, что поделились с читателями своим опытом обучения в Институте и защиты ВКР! Мы, в свою очередь, желаем вам успехов и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!  

 

 

«Когнитивно-поведенческая психотерапия (7 ступеней)»

 

11августа в нашем Институте стартовала уникальная семиступенчатая программа по когнитивно-поведенческой психотерапии, разработанная по вашим многочисленным просьбам. Первая ступень цикла «Когнитивно-поведенческая терапия: суть, принципы и особенности» посвящена месту когнитивно-поведенческой психотерапии среди других направлений психотерапии. Данный модуль предполагает подробное изучение и анализ методологии и теоретических основ когнитивно-поведенческой психотерапии. Большое внимание уделяется процессуальным принципам, этапам, профессиональному контакту и психотерапевтическому контракту в современной когнитивно-поведенческой психотерапии.

 

Группа состояла из 51 слушателя – специалистов с разным опытом работы. Содержательный преподаватель модуля – Ирина Викторовна Бубнова, компетентностный преподаватель – Екатерина Дикова.

Большинство участников впервые обучались в нашем институте, поэтому были приятно удивлены личностно-ориентированному подходу.

Первый день начался с настроек на модуль: слушатели узнали нюансы и особенности обучения в ИПМП, какие есть инструменты для максимально эффективного процесса обучения, после чего приступили к упражнениям "Мой сложный пациент" и "Точки А – В". В профессиональных семьях слушатели ставили вопросы на модуль, используя для общения привычный и удобный, учитывая наполненность аудитории на модулях КПТ и стремительный темп, формат общения в чатах. Все вопросы были переданы содержательному преподавателю, а ответы на них слушатели получали по ходу работы.

В первый день было много теории, но слушатели активно задавали вопросы, на которые оперативно получали ответы. Много вопросов возникло по теме контакта и контракта.

После обеда началась практическая работа в тройках. После упражнения слушатели были разведены по профсемьям, чтобы сформировать вопросы по итогам тренировки техники. В конце дня Ирина Викторовна отвечала на них.

 

Второй день начался с ответов Ирины Викторовны на вопросы по теме упражнений первого дня обучения.

Этот день был самый насыщенный с точки зрения практики. Осваивались различные техники: работа в парах, далее в профсемьях. Самую активную позицию занимали начинающие психологи. Они заметно вдохновлялись инструментами, которые им показал содержательный преподаватель, находясь в проактивной позиции, заряжали инициативой более опытных слушателей.

Первые два дня слушатели вникали в философию КПТ, учились искать автоматические и промежуточные мысли, подходили к технологии концептуализации. На третий день учились подходить к глубинным убеждениям разными способами, в том числе освоив технологию "падающая стрела" в разных интерпретациях.

Подводя итоги модуля, большинство слушателей отказались от неуверенности в начинаниях в качестве психолога, а опытные – от неуверенности в общении с клиентом. Легальная мягкая директивность в КПТ избавила многих слушателей от необходимости интуитивно строить программу.

Подробно ознакомиться с программой цикла можно, перейдя по ссылке https://clck.ru/QAVym   

 

 

 

 

Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/

Наши программы:

https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta

Записаться на обучение:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-47-90

client@ipmp-spb.ru