Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие слушатели! Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.

Сегодня мы расскажем вам о:

  • цикле «Групповая психотерапия в модели ЛОРП и ее место в программах лечения невротических и других пограничных расстройств»;
  • открытом психотерапевтическом консилиуме;
  • Дне открытых дверей.

 

«Групповая психотерапия в модели ЛОРП и ее место в программах лечения невротических и других пограничных расстройств»

В нашем Институте в период с 27 по 29 июня прошел цикл «Групповая психотерапия в модели ЛОРП и ее место в программах лечения невротических и других пограничных расстройств». Программа посвящена методу ЛОРП в групповой психотерапии.

Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (ЛОРП) – это основной психотерапевтический метод Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, который, на наш взгляд, является лучшим и наиболее научно обоснованным психотерапевтическим методом. Один из авторов и ведущих программы – носитель этого метода, ректор нашего Института Равиль Каисович Назыров.

Группа состояла из 18 человек. Основной состав – психологи.  Группу разделили на две части: те участники, что завершали годовой курс по обучению ЛОРП, и те, что пришли на модуль как на отдельную тему. И те и другие, с их слов, мало что знали о групповой работе в принципе и в методе ЛОРП в частности. Единогласный вывод, который сделали участники: групповая терапия – это не страшно, и они будут пробовать вести группы, хотя изначально этого совершенно не планировали.

 

Были рассмотрены виды групп. Разобрали, какие есть этапы работы группы, что должен делать ведущий группы на каждом из этих этапов. Участники практиковались в разных методах работы группы — психодрама, проективный рисунок. Модуль начали с разбора клинического случая пациентки, которая обратилась за кризисной помощью. Она дала богатый материал для обсуждения, в том числе в профессиональных семьях. Пациентка получила вполне практичные рекомендации.

Вопросы слушателей можно разделить на две категории – в целом о методе и о работе с группой. Среди вопросов прозвучали в числе прочих следующие:

  • Как реагировать, если отказываются обсуждать?
  • По каким признакам распознать критерии псевдосплоченности?
  • Как понять, что фаза завершения не состоялась и что с этим делать дальше?
  • Как я могу уйти от «поглаживаний», чтобы не тормозить групповую динамику?
  • Как не бояться выражать настоящие чувства, оберегая других, но в то же время оставаясь искренним в процессе?
  • Каковы варианты реагирования терапевта на агрессию участников?

 Упражнение «Мой пациент» выполнили немного позже запланированного, и это тоже имело определенный эффект. Участники посмотрели на разбор клинического случая, получили после этого теоретические знания и выбрали своего «пациента». Интересно, что это вызвало личные реакции. Групповые процессы многих задели за живое, и, говоря о своём сложном пациенте, многие говорили о себе. Была прекрасная демонстрация метода психодрамы, когда одна из участниц представила свой случай: выбрала участников этого случая из числа слушателей, и они разыграли для неё сценку, в которой общались так, как считали нужным, исходя из своей роли. Метод проективного рисунка и его трактовка тоже вызвали очень бурную дискуссию и повышенный интерес.

 

Вот какой отзыв оставил о модуле компетентностный преподаватель:

«В целом группа мне понравилась, она была довольно включенной, несмотря на то что два-три человека довольно долго отсутствовали в первый и второй день. Приятно видеть, как содержательные преподаватели, следя за тем, что происходит с группой, в нужные моменты останавливась и предлагали сделать определенные упражнения. И это усиливало включенность и становилось примером для дальнейших лекционных занятий. Больше всего понравилось, что преподаватель управляет процессом и взаимодействует с группой, а не просто начитывает материал».

 

Открытый психотерапевтический консилиум по сложному психотерапевтическому случаю

Постановка психотерапевтом, работающим с пациентами, страдающими психическими расстройствами, клинического функционального диагноза является важнейшим шагом при формировании психотерапевтической гипотезы, определении психотерапевтических мишеней и выработке стратегии и тактики психотерапевтического лечения.

В сложных случаях психотерапии для установления диагноза незаменима роль консилиума как высшей точки психотерапевтической диагностики. 6 июля в нашем Институте состоялся открытый консилиум с участием опытных специалистом под руководством ведущего эксперта – ректора Института психотерапии доктора медицинских наук Равиля Назырова. В рамках консилиума была проанализирована медицинская документация, психодиагностические заключения, впечатления специалистов, проводящих пробную психотерапию, участников интервизорской группы.

Пробная психотерапия – очень важный компонент современной психотерапевтической диагностики. Она помогает понять, как пациент реагирует на подобранное лечение.

 

Консилиум является вершиной коллегиальной мысли специалистов. В данном сложном психотерапевтическом случае пробная психотерапия проводилась в двух формах: индивидуальная и супружеская.

Консилиум дал ответы на вопросы, которые ставит перед специалистами сложный психотерапевтический случай:

1. Каким расстройством страдает пациент?

2. Как можно сформулировать психотерапевтическую гипотезу?

3. Что в поведении пациента помогает, а что мешает проведению психотерапевтической работы?

4. Каково должно быть содержание индивидуальной психотерапевтической программы?

Участие в консилиуме помогло нашим участникам:

  • понять, как работать со сложным пациентом;
  • определиться с логикой формирования психотерапевтической гипотезы;
  • получить опыт участия в клиническом консилиуме с постановкой диагноза и составлением плана лечения для сложного психотерапевтического случая;
  • проанализировать работу опытных специалистов;
  • убедиться, что неразрешимых случаев для коллективного разума не бывает.

Начался разбор с представления случая пациента от Равиля Каисовича Назырова как лечащего врача. Он донес приблизительный анамнез жизни и болезни пациента, историю лечения до настоящего момента. После этого выступили психологи со своими заключениями по результатам диагностики, обследования основных психических функций (память, мышление, внимание и т. д.) и личностного профиля. Составили некоторое свое заключение по результату с примерными выводами и предположением, невротическое это расстройство либо личностное. Выступили психологи Е. С. Зотова (как семейный терапевт пациента) и А. А. Чмутов (как индивидуальный терапевт) по результатам беседы с пациентом. Также было представлено заключение от нейропсихолога А. Ю. Егорова по результатам нейропсихологического обследования. После каждого доклада звучали вопросы от слушателей, а также были заданы вопросы пациенту, его супруге, и в конце слушатели дали свои комментарии по трем пунктам:

  • Какой диагноз пациента, невротическое это или личностное расстройство?
  • Почему нет значимого эффекта от терапии и состояние пациента, согласно самоотчету, не улучшается?
  • Предложения по терапии, ваши советы по ее улучшению?

У слушателей были разные позиции и версии в зависимости от их профессиональных парадигм. По итогам консилиума была поставлена цель – наметить последующий план терапии на основании всех комментариев и выводов.

Вот как прокомментировала событие первый проректор Института Ирина Сергеевна Королева: «Открытый клинический психотерапевтический консилиум прошел в Институте в первый раз, и это совершенно знаковое событие для нас. Интервизионная группа работала больше года с одним и тем же пациентом, завершением чего стал всесторонний анализ этого случая. Были приглашены эксперты от психиатрии и неврологии, была выполнена клинико-психологическая диагностика. В течение трех часов группа из 100 человек решала, что с пациентом и каков удельный вес психосоциальных факторов в биопсихосоциальной парадигме. Это было интереснейшее, увлекательнейшее мероприятие! 14 слушателей изъявили желание предъявить свою собственную версию, обсудить случай. Такая вовлеченность и высокий уровень активности слушателей – участников конференции говорит о том, что подобные мероприятия очень нужны, что это и есть та самая клиническая практика, причем не рутинная. Это прекрасный пример того, как можно тонко и глубоко, широко и объемно разбираться с клиническим случаем; как неоднозначно то, что на первый взгляд выглядит очевидным; сколько слоев нужно снять, разбираясь; и как не медикаментозная психотерапевтическая помощь может творить чудеса и вылечивать человека. Что касается нашего пациента, консилиум пришел к выводу, что в данном случае, безусловно, есть психосоциальный фактор, но присутствует и резидуальная органика. Иными словами, совершенно точно есть биологический страдающий субстрат, а значит, невозможно вылечить этого пациента полностью только при помощи слова. Это яркий пример биопсихосоциальной парадигмы в действии, где возможно использовать ее для того, чтобы наилучшим образом помогать страдающему человеку. Пациент нуждается в фармакотерапии, тогда психотерапия будет более действенной».

 

Дорогие друзья, уважаемые коллеги, наши нынешние и будущие слушатели!

Приглашаем вас на День открытых дверей, который состоится в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского 27 июля 2022 года. День открытых дверей пройдет в онлайн-формате на платфороме Zoom. В рамках мероприятия предполагается не только рассказать гостям об институте, но и выяснить ожидания слушателей.

Программа Дня открытых дверей:

  • Вы познакомитесь с возможностями института и его конфигурацией.
  • Мы расскажем об отличиях Института от других учебных заведений и о том, каких принципов мы придерживаемся.
  • Вы узнаете о бесплатных и платных программах института.
  • Мы анонсируем для вас новые программы Института – будет интересно не только новым слушателям, но и уже знакомым с Институтом.
  • Мы ответим на вопросы присутствующих. Для нас очень важно, что интересует наших слушателей, мы открыты всему новому и ориентированы на развитие института.
  • И наконец, вы первыми узнаете о новом уникальном спецкурсе нашего Института – Школе Клинической психотерапии Равиля Назырова!

Начало мероприятия – в 17.00. Вход свободный! Ждем вас!

 

Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/

Наши программы:

https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta

Записаться на обучение:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-47-90

client@ipmp-spb.ru