Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие слушатели! Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.

Сегодня мы расскажем вам о:

  • второй ступени «Симптомцентрированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности процесса, этапы, техники»;
  • большом цикле «Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств»;
  • ведении дневника эмоций.

 

Институтская кухня: «Симптомцентрированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности процесса, этапы, техники»

Вторая ступень большого цикла «Когнитивно-поведенческая психотерапия» состоялась 2–4 июня 2022 года.

Когнитивно-поведенческая психотерапия считается одним из наиболее научно обоснованных и технологически выверенных психотерапевтических направлений. Ее методы все чаще не только входят в арсенал современного психотерапевта, но и занимают в нем ведущее место.

Вторая ступень данной уникальной семиступенчатой программы посвящена теоретическим и практическим основам поведенческой терапии на базе трех видов научения — классического, оперантного и социального. Большое внимание уделяется сочетанию когнитивных и поведенческих приемов для формирования и закрепления навыков адаптивного реагирования и способов совладающего поведения.

Группа состояла из 80 участников, состав разный – от начинающих, только прошедших обучение психологов, психиатров до опытных, с большим стажем и имеющих свою практику.

В первый день были постановлены задачи на модуль и сформулированы вопросы преподавателю. В частности, прозвучали вопросы:

– Как мотивировать клиента/пациента на самопомощь?

– Как работать с психологическими защитами?

– Как перевести запрос в заказ на психотерапию?

– Как определить уровень развития базовых навыков? 

После постановки вопросов Ирина Викторовна Бубнова рассказала про современное понимание психотерапевтического процесса в КПТ. Было проведено упражнение: «Назвать и объяснить чувства пациенту, подкрепить минимальные конструктивные проявления». После этого разобрали вопросы слушателей по исторической перспективе, ее целям, альтернативным мыслям и долженствованиям. Слушатели были активно заинтересованы и задавали очень много вопросов по теме.

 

Второй день был посвящен критериям психологического и психического здоровья в КПТ. Были проведены упражнения в парах: работа с дисфункциональными переживаниями и помощь в выгрузке эмоций. Слушатели активно включались в работу, задавали очень много вопросов, учились устанавливать причинно-следственные связи между когнитивными схемами, событиями в жизни и формированием самой гипотезы.

Ирина Викторовна отвечала на все вопросы участников.

В течение третьего дня Ирина Викторовна рассказала о технологии и нюансах когнитивной реструктуризации. Были проведены упражнения в двойках по переформулированию негативного убеждения о себе, изменению долженствований, а также работа с ожиданиями. Слушатели отметили, что работа с ожиданиями помогла более реалистично смотреть на окружающее. Много вопросов задавали по структуре проведении протоколов.

 

Подводя итоги, участники выделили важность комплексного полибригадногого подхода к клиентам/пациентам. Участники расширили свои знания по эмоциональному интеллекту и отметили, что концепция, которую предлагал модуль, логична и универсальна. Появился структурированный подход к использованию разных техник. Слушатели увидели свои «слепые пятна», стали задавать себе другие вопросы. Появилось желание пройти другие циклы для получения уже других знаний.

 

Новости текущего цикла «Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств»

В нашем институте в период с 30 мая по 11 июня прошел очередной цикл «Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств». Цикл состоит из 4 модулей и является инновационным образовательным продуктом, позволяющим уточнять и совершенствовать личностные и профессиональные компетенции, необходимые в психотерапевтической деятельности, а также обеспечить повышение эффективности работы с пациентами.

Обучение слушателей направлено на актуализацию и практическое освоение медицинской модели психотерапии и ее научного содержания – клинической психотерапии.

Слушатели цикла освоили технологии понимания, диагностики и лечения невротических расстройств с позиции современных представителей основных психотерапевтических парадигм – психодинамической, когнитивно-поведенческой, экзистенциально-гуманистической, а также новейших подходов нарративной психотерапии.

Особое место в программе занимает диагностика и психотерапия невротических расстройств с позиции личностно ориентированной (реконструктивной) психотерапии по Б. Д. Карвасарскому, В. А. Ташлыкову, Г. Л. Исуриной. В этой лечебной системе, как известно, есть специальные критерии для диагностики невротического расстройства, принципы выбора психотерапевтических интервенций, а также определение показаний к индивидуальной и групповой психотерапии.

Первый модуль «Клиническая психотерапия: стратегии лечения и реабилитации пациентов основных клинических групп» направлен на изучение принципов и технологий современной клинической психотерапии. Участники модуля после его прохождения могут уверенно применять психотерапевтические подходы в медицинской модели психотерапии, проводить клиническую функциональную диагностику или участвовать в ней, разрабатывать индивидуальную психотерапевтическую программу, включающую основной и вспомогательные методы психотерапии.

 

Группа состояла из 18 человек, состав участников разный – от начинающих, только прошедших обучение психологов, психиатров до опытных, с большим стажем и имеющих свою практику.

В первый день состоялась постановка задач на модуль и формулирование вопросов преподавателю. Вопросы модуля:

– На что обратить внимание при создании психотерапевтического альянса с пациентами разных нозологий?

– Какова стратегия у пациентов с различными расстройствами, если симптоматическая терапия не помогает?

– Как работать со специфическими фобиями?

– Как строить психотерапию и отношения в ситуациях, когда родители или родственники против терапии?

После этого Ирина Викторовна Бубнова рассказала про клиническую психотерапию невротических расстройств. Разобрали, как формировать психотерапевтическую гипотезу, что такое психотерапевтические мишени и как создавать ИПП. Слушатели были активно заинтересованы и задавали очень много вопросов по теме.

 

Во второй день Равиль Каисович Назыров рассказал об особенностях клинической психотерапии в лечении пациентов разных нозологических групп. Далее была проведена работа в профессиональных семьях с разбором клинического случая реального пациента с психосоматикой по теме модуля от слушательницы. Слушатели были активно заинтересованы и вовлечены в процесс. Предполагалось определить психотерапевтическую гипотезу, выделить мишени психотерапии и создать ИПП.  Слушатели отметили, что после разбора стали гораздо лучше понимать, как вести терапию своих клиентов/пациентов, оценили важность полибригадного подхода.

В третий день был проведен КАПС (невротический пациент) в профессиональных семьях. Были поставлены вопросы о том, какая в данном случае психотерапевтическая гипотеза, в чем особенность коммуникаций и какие можно внести коррективы в терапию. После этого возникла оживленная дискуссия с обсуждением гипотезы, мишеней и индивидуальной психотерапевтической программы. В завершение Равиль Каисович остановился на подробном объяснении 8 шагов для создания ИПП.

Подводя итоги, слушатели отметили важность комплексного полибригадногого подхода к клиентам/пациентам. Отметили, что появился структурированный подход к постановке функционального диагноза, что концепция, которую предлагал модуль, логична и универсальна. Слушатели увидели свои «слепые пятна», стали задавать себе другие вопросы, у них появилось желание пройти другие циклы для получения уже других знаний.

 

Второй модуль «Невротические расстройства с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии» стартовал 02.06.2022 года. Этот модуль цикла был посвящен практическому применению психотерапии при лечении невротических расстройств с позиции различных школ. Слушатели освоили тонкости применения основного метода Петербургской (Ленинградской) школы – личностно ориентированную (реконструктивную) психотерапию по Б. Д. Карвасарскому, В. А. Ташлыкову, Г. Л. Исуриной. Этот метод доказал свою эффективность при лечении невротических и других пограничных психических расстройств. Важным элементом обучения на этом модуле стало изучение и практическое освоение методов современной психотерапии кризисных состояний.

Группа состояла из 21 человека, в составе – психологи, врачи-психотерапевты.

Вопросы на модуль от слушателей:

– Где находится конфликт, он интрапсихический или внешний семейный?

– Как различить невроз и социальную дезадаптацию здорового человека? Может ли здоровый человек быть социально дезадаптирован (не в период кризиса, а пролонгированно)?

– Как работать со страхом возвращения симптома? Как выстраивать психотерапию, если симптом вернулся?

Кроме того, участников интересовал вопрос дифференциальной диагностики невроза и психосоматики.

 

В рамках модуля прошли лекции, семинары, слушатели выполняли упражнения «Рефлексивное слушание» и «Проблемно-решающая интервенция».

Участники отметили богатую теоретическую часть и решили, что будут вносить изменения в свою работу с клиентами по направлениям диагностики, установлению контакта и непосредственно в ИПП.

Подведение итогов модуля состоялось 4.06.2022 года. Слушатели модуля отметили, что приобрели опыт в конкретных клинических случаях, сформировали более структурное понятие о неврозах, а также получили практические навыки в работе с неврозами. Кроме того, пришло понимание того, какие симптомы могут проявляться в различных типах неврозов и как правильно задавать вопросы клиентам.

 

Состоявшийся 6–8 июня 2022 третий модуль «Современная групповая психотерапия в клинике» погрузил слушателей в освоение интереснейшей темы современной психотерапии – различных методов и подходов групповой психотерапии, без которой практически невозможно справиться с большей частью невротических расстройств.

В модуле приняли участие 22 человека – практикующие психологи и обучающиеся на психолога.

Основные вопросы, поставленные слушателями:

– Какие бывают группы?

– Какой основной действующий механизм в каждой из типов групп?

– Есть ли правила безопасности ведения группы?

– Для какой нозологии какой тип группы более подходящий? 

 

Применяемые способы обучения (методические элементы, техники, упражнения) помогли в полной мере раскрыть эти вопросы и ответить на них. Слушатели узнали о современной классификации групповой психотерапии, освоили основные технологические элементы моделей групповой психотерапии: поведенческой (когнитивно-поведенческой), динамической и экзистенциальной, методики сбора пациентов (клиентов) на психотерапевтические группы.

 

Четвертый модуль «Методический тренинг: модель динамической психотерапевтической группы» проводился 10–11 июня 2022 г. в форме методического тренинга динамической психотерапевтической группы – самой сложной групповой технологии. Эта модель позволила получить личную практику проведения групповой динамической психотерапии.

Участников было 14–15 человек.

В первый день отработки навыка ведения, сталкиваясь с определенными затруднениями, участники непосредственно в процессе обращались к преподавателю с вопросами, как поступать ведущему в той или иной ситуации. Во второй и третий дни модуля слушатели самостоятельно организовали работу в психодинамической группе, последовательно передавая функцию ведения группы друг другу (роль ведущих отрабатывается в паре).

Организация отработки личных запросов поначалу напоминала аналитический разбор кейсов, а не психодинамическую группу, но в какой-то момент участники это осознали (в том числе принимая во внимание обратную связь от преподавателя) и более внимательно начали отслеживать то, насколько в группе соблюдаются принципы ведения групп данного формата.

 

В начале третьего дня модуля участники фокусировали внимание на вопросе «Кто для меня на группе сложный человек?» Многие отмечают запустившуюся в результате первого дня динамику. Участники больше, по сравнению со вторым днем, говорили о чувствах, с которыми соприкасаются, вступив в контакт друг с другом, более успешно пользовались группой. Ведущие получали все больше позитивных откликов и меньше корректирующих замечаний преподавателя.

В рамках модуля каждый из слушателей 2–3 раза попробовал себя в роли ведущего группы, а также прожил опыт участника.

 

Обратная связь по результатам модуля – слова благодарности друг другу, оценка значимости и ценности участия в подобной групповой работе. Таким образом, все участники побывали в кресле ведущего динамической группы, поэкспериментировали с выбором ко-терапевтов, а также получили опыт самостоятельного ведения группы, достаточный для начала собственной практики.

 

Психотерапевтическая техника недели: дневник эмоций

Эмоции — важная составляющая нашей жизни, которой уделяется немало времени в культуре, но при этом нам редко рассказывают, как с ними работать. Зачастую работа с эмоциями ограничивается замечаниями родителей в детстве: нужно себя контролировать, не давать эмоциям выплескиваться на окружающих. Но никто не объясняет, как это сделать без вреда для себя, и обычно работа с эмоциями у взрослых людей сводится к тому, чтобы их загнать поглубже — пусть не мешают жить и действовать рационально. К сожалению, такой подход приводит к стрессам, выгоранию и ухудшению коммуникации с окружающими: как понять других, если мы старательно учимся игнорировать себя?

Эмоции — это обратная связь, реакция нашего тела и нашей психики на то, как удовлетворяются наши потребности, а также индикатор нашего состояния. Поэтому первый шаг к тому, чтобы научиться их контролировать, — попытаться лучше понять себя. Для этого можно использовать практику ведения дневника эмоций.

Дневник эмоций позволяет отследить всплески ярких эмоций в течение дня и их возможные причины, понять, что происходит с вашим телом в эти моменты. Если вы ведете дневник регулярно, сможете выяснить некоторые тенденции:

  • что вы делаете или, о чем думаете, когда у вас хорошее настроение? А когда плохое?
  • с какими условиями окружающей среды (обстановка, уровень шума/тишины, даже погода) связаны наибольшие/наименьшие провалы в продуктивности?
  •  какие действия (практики) по изменению ситуации действуют для вас, а какие — нет?

Заодно дневник может помочь восстановить связь с вашим телом и бережнее относиться к расходованию ресурса здоровья: меньше переутомляться, чаще отдыхать, понимать, как ваше физическое здоровье связано с эмоциональным самочувствием.

Метод ведения дневника достаточно прост. Сначала вы описываете ситуацию, в которой проявились ваши эмоции, причем описываете только факты. В следующую колонку можно выписать уже ваше отношение к ситуации (вашу оценку и суждения. В следующей колонке — ваши телесные ощущения, которые возникают, когда вы думаете о ситуации: сжимается желудок, мышцы в области живота, напрягаются плечи и т. п. И наконец, в последней колонке — эмоция, которая ассоциируется у вас с данной ситуацией и этими ощущениями в теле. Что вы чувствуете? Быть может, вину или стыд из-за этой ситуации? Тревогу? Тут можно еще раз вернуться к колонке с суждениями/оценками и проанализировать, какие именно из ваших представлений (суждений) о ситуации вызывают эти эмоции.

Дневник позволит избежать ложной памяти. Вы будете лучше понимать себя, свое восприятия и те события, которые вас могут волновать.

Для психолога или психотерапевта, с которым вы работаете, изучение вашего письма, манеры речи, семантики слов, вашего понимания этих слов позволит лучше понять ваше эмоциональное состояние, отслеживать его и, конечно, выбрать необходимое направление психотерапии для лучшего лечения.

Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/

Наши программы:

https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta

Записаться на обучение:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-47-90

client@ipmp-spb.ru