Дорогие друзья! Рады очередной встрече с вами! Сегодня в выпуске…

Сотрудничество в области развития психотерапии

CBT Forum

Прием делегации из Казахстана

Институт психотерапии в лицах: Коровицин Виталий Викторович — менеджер проектов Института

Новости текущего цикла

Основы клинической психотерапии. Дифференциальная психологическая диагностика

Лаборатория психотерапии пограничных состояний

Институтская кухня: 8-й ежеквартальный Семинар по методологии и методике обучения психотерапии «КРИСТАЛЛ»

 

Сотрудничество в области развития психотерапии

CBT Forum

Дорогие коллеги! Как вам, возможно, известно, в настоящий момент в Санкт-Петербурге проходит важное для психотерапевтического сообщества ежегодное событие — CBT Forum, организованный дружественной нашему Институту Ассоциацией когнитивно-поведенческой психотерапии, под руководством Дмитрия Викторовича Ковпака. Форум собрал (очно и онлайн) около 800 участников и более 40 блестящих спикеров, в том числе таких мэтров психотерапии, как Аллен Р. Миллер, Мехмет Сунгур и Джудит Бэк (дистанционно). Принял участие в форуме и ректор нашего Института Равиль Каисович Назыров. Выступление Равиля Каисовича вместе с Виктором Анатольевичем Ташлыковым и Александром Петровичем Федоровым было центральным на круглом столе, посвященном областям пересечения и перспективам развития когнитивно-поведенческой и личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии. Равиль Каисович выделил как сходства, так и различия методов в аспекте их теории и практики. Резюмировать выступление нашего уважаемого ректора можно следующими тезисами.

  • И ЛОРП, и КПТ — «большие» психотерапевтические методы, имеющие отчетливые сходства.
  • ЛОРП и КПТ имеют различия, которые позволяют осуществлять более глубокую рефлексию самих методов и их дальнейшее развитие.
  • Основа различий состоит в понимании сути невротических явлений: ЛОРП рассматривает невротического расстройство в нелинейной логике, а КПТ в линейной (а следовательно, КП-терапевт убирает симптом, а ЛОРП-терапевт стремится разрешить интрапсихический конфликт, понимая, что симптом потом уйдет сам).
  • А значит, более точно могут быть определены показания к использованию методов: ЛОРП предназначена для лечения психогенных расстройств на начальном этапе клинической динамики, а КПТ — на отделенных этапах.

Равиль Каисович отметил теплую непринужденную атмосферу и блестящую организацию мероприятия. Особенно приятно было увидеть среди гостей форума слушателей нашего Института (а их на круглом столе оказалось более 40 человек!), в том числе участников прошедшего совсем недавно Апрельского Семинара по психотерапии и прикладной психологии — все они тепло приветствовали Равиля Каисовича. В целом круглый стол представил собой прекрасный образец сотрудничества для развития психотерапии!

Прием делегации из Казахстана

Минувшая неделя была полна сотрудничеством не только межметодическим, но и международным: в рамках очередного Съезда психиатров России нашу страну посетила крупная делегация из Казахстана, с представителями которой наш Институт давно поддерживает дружеские и профессиональные связи. С ними мы провели целый ряд мероприятий: встречу без галстуков с обсуждением планов сотрудничества, отчасти нарушенных пандемией коронавирусной инфекции; торжественное присуждение звания Почетного профессора одного из старейших медицинских учреждений нашей страны – Санкт-Петербургского химико-Фармацевтического университета — ректору Казахского Национального  медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, ведущего медицинского вуза Казахстана; несколько сессий обсуждения планов сотрудничества с Ассоциацией  специалистов в области охраны психического здоровья; и конечно же, дружеский вечер с бишбармаком !)))

Главным акцентом нашего сотрудничества, конечно, являются давние профессиональные и дружеские связи с Алтынбековым Сагатом Абылкаировичем, патриархом Казахской психиатрии, президентом Ассоциации специалистов в области охраны психического здоровья. В течение долгого времени Сагат Абылкаирович был директором Национального научного центра психиатрии и наркологии, а фактически остается главным специалистом в этой области и в настоящее время.

С Нургожиным Талгатом Сейджановичем, ректором Казахского Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, входящего в мировой рейтинг медицинских вузов (куда, к сожалению, ни один российский вуз не попал), нас также связывают длительные товарищеские отношения через. Университету наш Институт оказывал помощь в развитии корпоративного управления: несколько лет назад Равиль Каисович Назыров, Ирина Сергеевна Королева и Александр Александрович Климов провели здесь несколько сессий организационного консультирования и деловых игр для уточнения целей стратегического развития университета, так что в его высоком рейтинге несомненно есть и наша заслуга . Это наше участие ректорат вуза отметил серебряной медалью.

Другая важная часть сотрудничества с Университетом – планирование подготовки медицинских психологов и последипломная подготовка врачей-психотерапевтов. В Казахстане медицинской психологии как специальности пока нет вообще, и наш Институт проводит консультирование с целью ее утверждения и оказывает содействие казахским коллегам в разработке программ для обучения будущих специалистов. Еще один важный акцент: в настоящее время к Университету им. С.Д. Асфендиярова присоединились целых пять научно-исследовательских институтов, в том числе онкологии и институт кардиологии, и мы планируем проведение клинических исследований психотерапии в этих медицинских областях.

Отдельную линию сотрудничества составляет обучение специалистов клинической психотерапии и реабилитации на базе психиатрических и наркологических клиник. Надеюсь, что новая фаза сотрудничества поможем нам усовершенствовать систему клинической психотерапии в психиатрии и наркологии.

Институт психотерапии в лицах: Коровицин Виталий Викторович — менеджер проектов Института

Гость нашего сегодняшнего выпуска – Виталий Викторович Коровицин, менеджер проектов Института психотерапии.

В нашем Институте Виталий Викторович относительно недавно, но за несколько месяцев плодотворной работы успел многое сделать: он является одним из тех людей, при участии которых открылся и успешно начал функционировать совершенно новый проект — Вечерний Институт Психотерапии. Виталий — практикующий врач-психиатр и психотерапевт. Еще со студенческой скамьи его профессиональной мечтой было превратить психотерапию в действительно научную специальность и гуманистическую основу медицины, во многом именно это и привело его в наш Институт. «Клинический подход к психотерапии, реализация ее медицинской модели, упор на доказательность и воспроизводимость – вот то, что принципиально отличает Институт Карвасарского от других образовательных учреждений, — рассказывает наш гость. — Кроме того, образование в Институте находится на краю науки, оно не только включает в себя классический лекционный компонент и передовые научные данные, но и стимулирует слушателей к исследованию непознанного».

Вечерний Институт Психотерапии — особая интегрирующая образовательная среда. Важнейшие составляющие его концепции Виталий Викторович понимает и реализует следующим образом. Во-первых, Вечерний Институт — это место, где специалист может найти для себя практически любые образовательные продукты (видеолекцию, мастер-класс, группы различной направленности, тематическую учебную неделю, целый учебный модуль или даже полную программу профессиональной подготовки) и постепенно составить из них, словно мозаику, собственную систему усовершенствования. А во-вторых, в Вечерний Институт со своим вопросом или запросом может прийти человек, не имеющий профессионального образования. И здесь он получит грамотный ответ (например, о том, что такое психотерапия вообще и как отличить настоящую научную психотерапию от шаманства, эстрасенсорики и прочих мистификаций, кому психотерапия показана, чем различаются психолог, психотерапевт и психиатр, как выбрать своего специалиста), а может быть, и необходимый импульс, чтобы начать свой путь в профессию! С учетом этих концептуальных особенностей Виталий Викторович воплощает в жизнь стратегию продвижения данного проекта, принципы сопровождения слушателей и гостей Вечернего Института и форму реализации его продуктов в виде интернет-магазина. И, согласно отзывам людей, которые с обучением в Вечернем Институте уже соприкоснулись, пока все идет отлично! 

 

Новости текущих циклов

В прошлый понедельник в нашем Институте стартовал цикл «Основы клинической психотерапии. Дифференциальная психологическая диагностика». Впервые за долгое время коронавирусной пандемии наш Институт принял слушателей в формате оффлайн. Возможность участия онлайн через платформу ZOOM также была сохранена. Слушатели распределились по профессиональным семьям; следует отметить, что между некоторыми участниками цикла связь существовала еще с предшествующих образовательных программ – так что наш Институт позволяет создавать действительно устойчивые профессиональные контакты! 

С беседы о направлениях и моделях психотерапии, необходимых личностных и профессиональных компетенциях современного клинического психолога и психотерапевта первый модуль цикла, «Основы клинической психотерапии», начал Александр Александрович Климов, директор центра образования Института. После разбора случаев, представленных участниками, день продолжился лекцией Равиля Каисовича Назырова, ректора Института, о доказательной психотерапии: он рассмотрел со слушателями возможность научного анализа психотерапии, критерии научной обоснованности, проблему эффективного терапевта, различные пути развития психотерапии как области науки и практики и предметную область клинической психотерапии.

Второй день модуля включал работу с кейсами участников: вместе с Равилем Каисовичем после необходимой теоретической подготовки слушатели потренировались в создании индивидуальных психотерапевтических программ.  Во второй половине дня слушатели смогли применить полученные компетенции в работе с реальным пациентом в ходе клинического анализа психотерапевтического случая.

Третий день модуля слушатели провели с Александром Александровичем Климовым, изучая клиническую психотерапию при различных расстройствах — психических заболеваниях, зависимостях и неврозах.

Второй модуль цикла был посвящен введению в общую и частную психиатрию. Врач-психиатр, психотерапевт Антон Андреевич Линник прочитал слушателям лекцию о группах психотропных препаратов. Поскольку подавляющее большинство участников цикла — психологи и клинические психологи, акценты в лекции были поставлены на влиянии лекарственных средств на психические процессы пациентов и полипрофессиональном взаимодействии.

Следующие два дня слушатели провели вместе с Владимиром Викторовичем Брылевым, врачом-психиатром, психотерапевтом. Преподаватель погрузил участников цикла в вопросы психиатрической пропедевтики (в том числе роли патопсихологического обследования в диагностике психического заболевания), классификации психических расстройств, общей психопатологии (расстройства ощущений, восприятий и представлений, памяти и интеллекта, мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания, самосознания и личности) и частной психиатрии.

Следующий аналогичный цикл пройдет в Институте с 1 по 13 ноября. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие можно на сайте: https://ipmp-spb.ru/osnovy-klinicheskoj-psihoterapii-differentsialnaya-psihologicheskaya-diagnostika

 

Лаборатория психотерапии пограничных состояний

 

Очередное заседание лаборатории было посвящено обсуждению антисоциального личностного расстройства. Посыл, высказанный участниками перед докладом спикера, был таков: если пытаться отрицать зло, закрывать на него глаза, оно никуда не исчезает, поэтому нужно научиться понимать его и влиять на него, т.е. конструктивно с ним взаимодействовать.

Представила антисоциальное личностное расстройство Ольга Фартушная, постоянная участница лаборатории и специалист центра образования нашего Института. Вводная информация об этиопатогенетических факторах и соотношении генетической предрасположенности и семейного воспитания (в том числе эпизодов насилия) продолжилась описанием нозологии на примере реального человека. В семейной истории этого пациента четко прослеживалась склонность к криминальным действиям — многие его родственники находились в местах лишения свободы за различные преступления; нарушения поведения (кражи, порча имущества, жестокость по отношению к животным) проявились еще в раннем детстве, а в подростковом возрасте он уже был привлечен за разбой, но благодаря семье избежал тюремного заключения. Отслужив в армии, участвовав в боевых действиях, не мог в последующем адаптироваться в обществе — неразумно тратил деньги, организовал притон в квартире и лишился жилья. Проявлял импульсивные реакции (мог угнать машину, несмотря на наличие собственной), был склонен к беспричинной лжи, промышлял воровством, похищением людей, разбоем. В итоге в 24-летнем возрасте попал в тюрьму.

Ольга отметила, что описываемый субъект при постоянной тяге к нарушению правил наиболее спокойно себя чувствовал там, где правила и рамки были наиболее жесткими. В особенностях личности наблюдались базовое недоверие к людям, зависимость от адреналина, склонность к промискуитету со страхом впасть в зависимость от партнера, харизматичность и витальность как способность к выживанию в любых условиях.  В аспекте психотерапии Ольга подчеркнула значение установления контакта, возможную позитивную роль психоанализа с последующей когнитивно-поведенческой психотерапией с целью обучения планированию своих действий и торможения аффекта.

За докладом последовало активное обсуждение: участники лаборатории в качестве возможных мишеней и способов психотерапевтического вмешательства предложили воздействие через самооценку, установление жесткой рамки с первоначальным формированием уважения к терапевту как личности, которую такой пациент не может сломать, и демонстрирование иной картины мира.

 

Институтская кухня: 8-й ежеквартальный Семинар по методологии и методике обучения психотерапии «КРИСТАЛЛ»

Совсем скоро, уже 27 мая 2021 года, в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского состоится 8-й ежеквартальный Семинар по методологии и методике обучения психотерапии «КРИСТАЛЛ» на тему: «Об использовании концепции эмоционального интеллекта в системе последипломной подготовки психотерапевтов и медицинских психологов».

На семинаре будут рассмотрены эмоциональные процессы и состояния человека в норме и при патологии, классификация эмоций и чувств. Вместе с вами мы:

  • определим, какой подход к выделению необходимо использовать под задачи психотерапии;
  • уточним инструменты развития эмоционального интеллекта в последипломном образовании врачей-психотерапевтов и клинических психологов;
  • разберем структуру, способы формирования и развития и значение для психотерапевтического процесса эмоционального интеллекта;
  • попробуем оптимизировать «Перечень чувств» и разработать линейку обучающих мероприятий.

    Присоединяйтесь, дорогие коллеги, будем очень рады вашему участию! Оставить заявку на участие: https://clck.ru/UqNdk