Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие слушатели! Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.

 

Сегодня мы расскажем вам о:

  • цикле «Основы клинической психотерапии. Дифференциальная психологическая диагностика»;
  • тренинге профессиональной коммуникации в рамках вышеназванного цикла;
  • очередной встрече в нашем киноклубе.

 

Новости текущего цикла: «Основы клинической психотерапии. Дифференциальная психологическая диагностика»

В системе подготовки клинических психологов этот цикл является важнейшим, поскольку позволяет получить специалисту компетенции в области психотерапии, психиатрии и патопсихологической диагностики. Преподаватели цикла – Назыров Равиль Каисович и Бубнова Ирина Викторовна. Число слушателей – 68–74 человека. Состав участников разный: от начинающих, только прошедших обучение психологов и психиатров до опытных, с большим стажем и имеющих свою практику.

Открывая цикл, Равиль Каисович Назыров, ректор Института, подчеркнул значимость данной программы для практикующих специалистов, приведя примеры того, какие негативные последствия может иметь психотерапевтическое воздействие в случае, если оно реализовано без понимания функционального диагноза пациента и грамотного построения психотерапевтической гипотезы. Так, казалось бы, безобидные арт-терапевтические методики в определенных случаях могут вызвать усиление эпилептической активности, а неверно подобранный тип дыхания в гипнотическом состоянии для пациента, страдающего бронхиальной астмой, может усугубить приступы.

Первый модуль цикла «Основы клинической психотерапии» прошел 16–18 мая 2022 г.

Большинство слушателей отметили, что нацелены на развитие компетенции в определении нозологии. Внимание специалистов, предпочитающих индивидуальный формат терапии и заинтересованных в работе с такими категориями пациентов, как пациенты с зависимостями и дети, было обращено на то, что данные категории требуют работы с семейной системой, в связи с чем специалисту необходимо развитие соответствующих компетенций.

 

Упражнение «Точки А-Б» помогло слушателям более точно определить фокусные вопросы. В частности:

  1. Как балансировать между контактом и директивностью, чтобы приблизиться к эффективной терапии с клиентом с ОКР?
  2. Существуют ли протоколы психотерапевтической работы при различных психических нозологиях?
  3. Как у людей с психическими нарушениями отличить симптомы диагноза от манипуляции?
  4. Каковы показания и противопоказания КПТ для разных нозологических групп?

Центральными темами модуля явились темы формирования психотерапевтической гипотезы и определения терапевтической мишени, которые были практически отработаны в рамках КАПС на второй и третий дни модуля. Работа слушателей на КАПС шла достаточно интенсивно, развернувшиеся в рамках группового обсуждения кейсов дискуссии потребовали тонкой обоснованной дифференцировки различных нозологий и внимательного анализа социальной ситуации развития пациентов. Прямой контакт с пациентами позволил отработать навык предоставления обратной связи (разъяснения пациенту его состояния и рекомендаций) в   доступном для понимания обычным человеком виде.

По итогам трех дней участники отметили следующее:

– появилось понимание того, как должен мыслить клинический психолог;

– определились, с какой категорией пациентов можно работать в дальнейшем, а с какой нозологией перенаправлять к другим специалистам;

 – выявилась необходимость больше внимания уделять этапу работы, посвященному сбору информации и формированию психотерапевтической гипотезы;

– произошло осознавание границ собственных компетенций, появилась уверенность в себе как в специалисте;

– пришла мысль, что всегда нужно четко осознавать собственные профессиональные границы, фокусируясь на психотерапевтической гипотезе, а не уповать в более сложных случаях на психиатров.

 

Второй модуль «Введение в общую и частную психиатрию» состоялся 19–21 мая 2022 года. В первый день были постановлены задачи на модуль и сформулированы вопросы преподавателю. Прозвучали вопросы о том, на что обратить внимание в клиническом интервью, чтобы предположить/заподозрить психиатрическую историю. Обсудили, в каких случаях может ошибиться патопсихологическое исследование, какие психические процессы нарушаются и при каких психических нарушениях, как они проявляются и какие у них признаки. Слушателей интересовало, как обнаружить психиатрию при условиях социальной адаптации у клиента, отличить индивидуальные особенности акцентуации от психиатрии.

Далее Юлия Владиславовна Пономарева рассказала об основах общей психопатологии и клинической диагностики. Слушатели были активно заинтересованы и задавали очень много вопросов по теме. Возникли сложности с тем, как на основе дифференциальной диагностики различать разные нозологии и выстраивать стратегию работы с пациентами.

Преподаватель прояснила все моменты.

Во второй день Юлия Владиславовна рассказала об основах частной психиатрии и структуре клинической диагностики. Было выполнено упражнение в профессиональных семьях, где на основе кейсов, предоставленных слушателями, в 2 колонки выписывали, какие симптомы и синдромы увидел бы психиатр, а какие факторы видит психолог для выстраивания коммуникации в понятийном, а не терминологическом поле между психиатром и клиническим психологом. Слушатели отметили, что лучше стали понимать, что и как нужно диагностировать в беседе с клиентами/пациентами.  Но и была некоторая путаница в определении симптомов и синдромов различных заболеваний.

Вторую пару проводила Юлия Игоревна Тархова, которая рассказала о соматоформных и диссоциативных расстройствах и здоровой психосоматике.

В третий день модуля Анна Евгеньевна Гурова рассказала о влиянии психотропных препаратов на психические процессы, а также о ведении практики в рамках полипрофессиональной бригады. Подробно разобрали мифы о фармакотерапии. После этого возникла оживленная дискуссия с обсуждением того, насколько принципы психофармакотерапии учитываются психиатрами в реальности, как определить дефицит нейромедиаторов, ведут ли пациенты дневники самонаблюдения.

Было выполнено упражнение на решение клинических задач с выделением ведущих симптомов и дальнейшей тактикой. В ходе выполнения необходимо было ответить на вопрос, что такое персонализированный подход, и описать, в чем он проявляется. Также участникам предлагалось определить, на что врач может опираться при выборе препарата и от чего зависит выбор формы, в которой используется лекарство. Слушатели обсудили свои варианты в группах и описали принципы действия психофармакологических препаратов.

 

Подводя итоги, слушатели отметили важность комплексного полибригадного подхода к клиентам/пациентам.  Участники приобрели новые знания по теме общей и частной психопатологии, появилось структурированное понимание влияния психотропных препаратов на психические процессы.

Третий модуль «Дифференциальная психологическая диагностика. Основы психологической экспертизы» прошел 23–25 мая 2022 года. Программа модуля состояла из описания общих принципов патопсихологической диагностики (разделение нормы и патологии, методы исследования) и специфических характеристик различных ППС (патопсихологических синдромов). Также уделялось внимание техническим аспектам процесса диагностики – выбору и обработке методов (опросники, пробы и прочие способы исследования особенностей познавательных процессов и личности пациента), написанию заключения по результатам диагностики и организации сеттинга для психодиагностики (взаимодействие психолога и пациента в процессе, рекомендуемое время проведения диагностики и т. п.)

Основные вопросы, поставленные слушателями:

  1. Как мотивировать пациента на психодиагностику (работа с боязнью диагноза, негативным отношением к психиатрии)?
  2. Как проводить точную (дифференцированную) диагностику в рамках консультационного сеттинга (определение границ компетенций)?
  3. Каким образом можно улучшить свою консультативную практику с помощью психодиагностики (определение мишеней терапии)?

 

Методические элементы модуля:

  1. Самостоятельная работа с кейсами (примеры заключений с задачей определения ППС по описанию; завершение незаконченного заключения – описание и интерпретация представленных результатов).
  2. Работа в группах с кейсами.

 

Слушатели были глубоко вовлечены в процесс, задавали множество вопросов, обратная связь по материалу модуля была крайне положительная.

 

26–28 мая 2022 прошел тренинг профессиональной коммуникации в рамках цикла «Основы клинической психотерапии. Дифференциальная психологическая диагностика». Вели тренинг Назыров Равиль Каисович и Рейман Мария Сергеевна.

В тренинге приняли участие 62 человека, группа состояла исключительно из психологов и обучающихся на психологов.

Тренинг направлен на приобретение компетенции заключения психотерапевтического контракта. Участникам было предложено выполнить упражнения на установление контакта с клиентами и описать этапы заключения контракта.

Слушатели поставили свои вопросы, ответы на которые были получены с помощью методических элементов, техник, упражнений.

Участники выполняли упражнение на эмоциональную согласованность: необходимо было поддержать человека в группе, дать обратную связь.  Акцент был сделан на том, что для первого контакта важно поддержать вежливо, корректно. Целью было научиться выстраивать первый контакт.

 

Упражнение «Мой идеальный пациент» было призвано сформировать основные черты идеального пациента.

Идеальный клиент для каждого разный, это может быть:

– клиент со сложным терапевтическим случаем;

– клиент, с которым интересно;

– клиент, с которым установлен контакт и доверительные отношения;

– клиент, который готов брать ответственность на себя;

– клиент, готовый платить за терапию;

– клиент, который к нам не придет, и т. д.

Кроме того, участники работали в профессиональных семьях: прорабатывали посредством упражнений возможные сложности при заключении контракта.

В контексте контракта разобрали, что берем в работу:

– желание избавиться от тревоги;

– желание научиться отстаивать свои границы;

– потребность выйти из деструктивных отношений;

– желание быть счастливым;

– стремление к саморазвитию;

– проработка отношений с мамой;

– преодоление страха общения с людьми;

– боязнь летать на самолетах;

– построение отношений;

– проработка проблем с самооценкой;

– поиск ресурса для отношений.

 

В рандомной группе состояли 4 человека: психотерапевт, пациент, два интервизора. Нужно было понять, в чем страдания пациента, и поддержать человека, а также зафиксировать страдания. Кроме того, участникам предлагалось дать в группе обратную связь и выяснить, в чем была сложность работы.

В процессе выполнения упражнения «Аквариум» слушатели под руководством двух психотерапевтов разбирали случай студента с целью выяснения запроса.

По итогам тренинга слушатели отметили, что КАПСы бесценны и способствуют приобретению опыта. Также был отмечен интересный формат работы и максимальное количество практики, что является несомненным плюсом и позволит в процессе работы сформировать качественный контакт с пациентом.

Сроки проведения следующего цикла «Основы клинической психотерапии. Дифференциальная психологическая диагностика» – 31 октября – 12 ноября 2022 года. Приглашаем вас принять участие в нашей образовательной программе и получить новые компетенции!

 

Институтская кухня: очередная встреча в киноклубе

28 мая прошла завершающая встреча киноклуба по циклу «Семейная проблематика». Участники совместно с Екатериной Николаевной Базаровой подвергли анализу фильм «Всё о моей матери» (1999 год) режиссера Педро Альмодовара. Эта кинолента получила огромное количество наград: в ее копилке «Оскар», «Золотой глобус», а также 16 других престижных наград в области киноискусства.  «Всё о моей матери» – тот фильм, который не оставит равнодушным ни одного зрителя.

История разворачивается вокруг довольно ярких и неоднозначных персонажей, жизнь каждого из которых складывается своим удивительным образом. Это фильм о женщинах – незаурядных, ярких, которых так любит режиссер. Это фильм о самой жизни. Благодаря проницательному взгляду Екатерины Николаевны в самую суть участники получили море удовольствия, инсайты и душевный отклик. Екатерина Николаевна вела участников киноклуба по дорожкам жизни героев кинокартины, обращая их внимание на незначительные на первый взгляд, но такие важные для общего понимания нюансы.

 

«Екатерина Николаевна – потрясающий педагог и психотерапевт! Бережно, глубоко и захватывающе с первых минут встречи!» – вот как отзываются участники о ведущей киноклуба. Встреча оказалась поистине трогательной и глубокой, а смыслы и интерпретации вызвали бурный эмоциональный отклик у всех.

Приглашаем вас, дорогие читатели, присоединиться к встречам в нашем киноклубе! Вы получите не только незабываемые впечатления, но и приобретете уникальную возможность под руководством опытного преподавателя погрузиться в мир психологического анализа. Будем ждать встреч с вами!

 

Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/

Наши программы:

https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta

Записаться на обучение:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-47-90

client@ipmp-spb.ru