Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие слушатели! Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.

Сегодня мы расскажем вам о:

  • модуле «Возможности ЛОРП в психологической и профилактической помощи здоровым»;
  • работе группы семейного опыта;
  • технике спонтанного танца.

 

Институтская кухня: «Возможности ЛОРП в психологической и профилактической помощи здоровым»

9–11 мая 2022 г. в нашем Институте прошел модуль «Возможности ЛОРП в психологической и профилактической помощи здоровым».

Преподаватели модуля – Зотова Екатерина, Чмутов Алексей, компетентностные преподаватели – Краснова Юлия, Пузырев Михаил

Модуль начался с проведения традиционных настроечных упражнений («Мой сложный пациент» и «Точки А-Б»), которые позволили слушателям актуализировать вопросы, возникающие в практике работы с клиентами/пациентами, в том числе сосредоточиться на вопросах в работе с теми клиентами/пациентами, которые не имеют сформировавшихся невротических симптомов и условно могут быть отнесены к категории здоровых. В частности, это такие вопросы:

  • как работать с сопротивлением в ЛОРП?
  • как работать в ЛОРП с клиентами, обращающимися периодически по запросу в рамках консультирования (для решения ситуативных проблем)?
  • как работать в ЛОРП-подходе с целеполаганием с подростками и юношами до 25 лет?

На эти и ряд других вопросов преподавателями были даны подробные теоретические разъяснения с приведением наглядных практических примеров в рамках следующих блоков модуля:

  • принципы применения ЛОРП в психологической помощи здоровым (с описанием критериев, позволяющих делать вывод о личностном здоровье, и признаков, позволяющих говорить о том, что структура отношений личности имеет, с точки зрения ЛОРП, черты патологии);
  • специфика применения ЛОРП в работе с преневротическими расстройствами (с разбором особенностей состояний недоневроза и предневроза, а также тех аспектов личности, которые так или иначе отражают этиогенез);
  • применение ЛОРП как психокоррекционной интервенции (с разбором характеристик копинг-поведения и особенностей формирования программы ЛОРП-профилактики при различных типах психологических проблем).

Особую ценность для слушателей составило участие в реальной работе с клиентами/пациентами, приглашенными на КАПС во второй и третий дни модуля, и возможность обсудить данные кейсы с коллегами в профессиональных семьях. Вопросы, поднятые слушателями по результатам интервизии, касались не только тематики модуля, но и содержания ранее прослушанных лекций, что способствовало включению вновь приобретенных знаний в общую структуру знаний о ЛОРП, углублению понимания концепции отношений В. Н. Мясищева и этиопатогенеза неврозов.

В рамках подведения итогов слушатели неоднократно отметили важность того, что глубина психотерапевтического воздействия должна соответствовать уровню запроса клиента/пациента, а также необходимость устранять в собственной практике следование исключительно за личными интерпретациями.

Кроме того, слушатели подчеркнули значимость дифференциальной диагностики и навыка концептуализации клиентского случая. Также отметили важность приведенных классификаций для дифференциации состояний недоневроза/предневроза/невроза и их отличия от личностных трудностей и выразили интерес к материалу о копинг-стратегиях и копинг-ресурсах, а также желание интегрировать данные знания в практику работы с клиентами.

Акцентировали внимание на том, что формирование программы работы с клиентом/пациентом имеет существенное значение для удержания определенной направленности работы.

 

Новости текущего цикла: группа семейного опыта

23–28 мая 2022 г. слушатели Института встретились в рамках работы группы семейного опыта.

В работе группы приняли участие 12 человек, остальные участники были наблюдателями. В начале встречи Равиль Каисович представил ведущих группы, сказал вступительное слово. Далее он прочитал лекцию об истории групповой терапии супружеских пар, о теоретических подходах в работе с супружескими парами, а также о методике проведения группы семейного опыта.

Далее участники создавали пары и проясняли свои личные цели на группу и цели пары.

Поднимались вопросы взаимоотношений супругов, умения договариваться в паре, выстраивать здоровые отношения. Говорили о вопросах выстраивания внешних и внутренних границ пары, о том, как позволить себе проявляться, быть замеченным и принятым внутри пары, как быть вместе, оставаясь разными. Также обсуждались взаимоотношения между родителями и взрослыми детьми.

В процессе работы группы участники учились давать конструктивную обратную связь, выполняли упражнение "Диалог супругов". Далее каждая пара представляла группе свой случай, взаимодействовала и получала обратную связь от других пар. Работа группы в течение этих шести дней была динамичной, порой драматичной. Возникало много эмоций и сложных переживаний.

По итогам группы участники отметили, что эти шесть дней были не простыми, но принесли большую пользу. Слушатели говорили о ценной обратной связи, которую они получили, об уникальной возможности посмотреть со стороны и осознать собственные стратегии поведения. Кроме того, участники собрали много материала для размышления и дальнейшей работы над собой.

 

Психотерапевтическая техника недели: техника спонтанного танца

Как вы уже знаете, дорогие читатели, при правильной работе с телом можно оздоровить сознание. Многие тревоги, страхи, подавленные эмоции живут в виде мышечных блоков и зажимов. Мы не можем спонтанно двигаться, теряем гибкость, появляются ограничения, которые передаются психике по принципу подобия.

Спонтанный танец — это и диагностика, и лечение в одном флаконе. Эта техника представляет собой мощный инструмент, особенно для мужчин, так как у многих из них есть внутренняя установка: танцы — это для девочек. А как раз раскрепощение — путь к изменению автоматических и порой мешающих приятно жить шаблонов.

Спонтанные движения являются диагностикой различного рода напряжений и блоков в теле. Попробуйте встать ровно, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, закройте глаза и отпустите контроль равновесия. В какой-то момент тело начнёт слегка покачиваться. Ваша задача – понаблюдать за тем, куда идет движение: вперёд, назад или, может, это круговые движения в сторону. Через какое-то время вы заметите, что характер покачивания однотипен. Если попробовать сконцентрировать свой фокус внимания на линии движения и представить, куда эта линия идёт, то можно обнаружить в теле точку, место или область, которая требует внимания. Это как маленький эпицентр, вокруг которого идет движение всех структур тела. Если вас четко заваливает вперед или назад, то также, погружаясь вниманием в тело, можно попробовать понять, какая часть "тяжелее" и увлекает тело за собой.

В спонтанном танце к телесным ощущениям добавляются ещё чувства за счёт моторики движения. Мы начинаем не только диагностировать, но и изменять тот или иной телесный блок. Как это происходит? На самом деле та защита, которую выставляет тело на определённую психологическую "агрессию" внешнего мира, — это не плохо, организм должен себя защищать и на уровне физического тела, и на уровне психического здоровья. Проблема заключается в том, что достаточно быстро это становится автоматизмом. Человек уже не замечает, как он постоянно зажимает грудную клетку, удерживает звук в горле, поджимает копчик, опускает голову и т. д. И когда эти новые паттерны становятся автоматическими, тело начинает эти положения воспринимать своими. В танце мы научаем тело видеть – что ему совсем не нужно, что может быть лучше и по-другому.

Давайте рассмотрим несколько вариантов техники:

  1. В спонтанном танце можно двигаться как под музыку, так и без. Если же вы выбираете движение под музыку, то попробуйте включать небольшие 3–4-минутные отрезки из разных жанров. Можно закрыть глаза, перенести фокус внимания в тело, немного подышать следующим образом — сначала несколько обычных вдохов и выдохов, затем дыхание делайте более глубоким, включайте и живот, и грудную клетку. Далее на вдохе вы разворачиваете плечи, раскрывая грудную клетку, немного прогибаясь в грудном отделе, на выдохе скругляете спину, а плечи заворачиваете вовнутрь. Начните движение, пуская музыку в своё тело, наблюдайте всё время за тем, что происходит внутри — в ногах, руках, грудной клетке, пояснице, верхней части спины, шее и голове — где движение есть, где музыка течёт. Может быть, не сразу, но через какое-то время вы почувствуете область в теле, где есть застой. Когда это произойдет, сделайте следующее: остановитесь на секунду, начните движение именно в этой области застоя, покажите телу, что там оно тоже может жить. Снова танцуйте, можно попробовать добавить движение, не останавливаясь. Пускайте музыку в эту область. Там, где будет музыка в теле, – там ваше внимание, а значит, и сознательное движение. Мы как бы говорим телу: "Смотри, как здорово, может быть и по-другому!". Потихоньку, раз за разом, мы вырабатываем у себя новые схемы, убираем автоматизмы.
  2. Ещё стоит обратить внимание на внутреннюю гармонию между такими частями, как:
  • голова, шея и корпус,
  • верхняя часть корпуса и ноги,
  • руки и тело

Если вы чувствуете дисгармонию в движениях между этими областями, возможно, есть расщепление. Сделайте тряску: встаньте так, чтобы ноги оказались шире плеч, положение устойчивое, колени слегка согнуты, начинайте поднимать пятки на 1 см над полом и несильно ударять их об пол, подключая всё тело так, чтобы вибрация проходила сквозь расщепленные части и делала движения в обеих синхронными и гармоничными.

В конце практики можно лечь на коврик в позу «Шавасаны» — полного расслабления: ноги слегка раскинуты, стопы смотрят наружу, руки лежат ладонями вверх, глаза закрыты.

  1. Техника работы с внутренним ребенком. Аспект "Дитя" — это творчество, радость, непосредственность, спонтанность, это тот ресурс, в котором мы черпаем свою энергию для движения и развития. Если сравнивать этот аспект с теорией Фрейда, то ему соответствует бессознательное. А взаимодействовать с ним мы можем через рисунок, метафору или сказку, через сон и, конечно, через танец. Просто начните танцевать, позволяя музыке проникать в тело и в сознание, примите себя и все движения такими, какие они есть, позвольте себе погрузиться в танцевальный транс. В этот момент ваше бессознательное покажет вам себя образами, воспоминаниями, движениями тела. Вкладывайте в танец свой запрос, тогда вы сможете получить энергию на дальнейшую его реализацию.

В следующих наших выпусках, дорогие читатели, мы познакомим вас с другими психотерапевтическими техниками, которые позволят вам избавиться от тревожности, справиться с негативными эмоциями и проработать свои проблемы. Следите за нашими публикациями и оставайтесь спокойными и счастливыми!

 

Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/

Наши программы:

https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta

Записаться на обучение:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-47-90

client@ipmp-spb.ru