Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие слушатели! Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.
Сегодня мы расскажем вам о:
Институтская кухня: «Возможности ЛОРП в психологической и профилактической помощи здоровым»
9–11 мая 2022 г. в нашем Институте прошел модуль «Возможности ЛОРП в психологической и профилактической помощи здоровым».
Преподаватели модуля – Зотова Екатерина, Чмутов Алексей, компетентностные преподаватели – Краснова Юлия, Пузырев Михаил
Модуль начался с проведения традиционных настроечных упражнений («Мой сложный пациент» и «Точки А-Б»), которые позволили слушателям актуализировать вопросы, возникающие в практике работы с клиентами/пациентами, в том числе сосредоточиться на вопросах в работе с теми клиентами/пациентами, которые не имеют сформировавшихся невротических симптомов и условно могут быть отнесены к категории здоровых. В частности, это такие вопросы:
На эти и ряд других вопросов преподавателями были даны подробные теоретические разъяснения с приведением наглядных практических примеров в рамках следующих блоков модуля:
Особую ценность для слушателей составило участие в реальной работе с клиентами/пациентами, приглашенными на КАПС во второй и третий дни модуля, и возможность обсудить данные кейсы с коллегами в профессиональных семьях. Вопросы, поднятые слушателями по результатам интервизии, касались не только тематики модуля, но и содержания ранее прослушанных лекций, что способствовало включению вновь приобретенных знаний в общую структуру знаний о ЛОРП, углублению понимания концепции отношений В. Н. Мясищева и этиопатогенеза неврозов.
В рамках подведения итогов слушатели неоднократно отметили важность того, что глубина психотерапевтического воздействия должна соответствовать уровню запроса клиента/пациента, а также необходимость устранять в собственной практике следование исключительно за личными интерпретациями.
Кроме того, слушатели подчеркнули значимость дифференциальной диагностики и навыка концептуализации клиентского случая. Также отметили важность приведенных классификаций для дифференциации состояний недоневроза/предневроза/невроза и их отличия от личностных трудностей и выразили интерес к материалу о копинг-стратегиях и копинг-ресурсах, а также желание интегрировать данные знания в практику работы с клиентами.
Акцентировали внимание на том, что формирование программы работы с клиентом/пациентом имеет существенное значение для удержания определенной направленности работы.
Новости текущего цикла: группа семейного опыта
23–28 мая 2022 г. слушатели Института встретились в рамках работы группы семейного опыта.
В работе группы приняли участие 12 человек, остальные участники были наблюдателями. В начале встречи Равиль Каисович представил ведущих группы, сказал вступительное слово. Далее он прочитал лекцию об истории групповой терапии супружеских пар, о теоретических подходах в работе с супружескими парами, а также о методике проведения группы семейного опыта.
Далее участники создавали пары и проясняли свои личные цели на группу и цели пары.
Поднимались вопросы взаимоотношений супругов, умения договариваться в паре, выстраивать здоровые отношения. Говорили о вопросах выстраивания внешних и внутренних границ пары, о том, как позволить себе проявляться, быть замеченным и принятым внутри пары, как быть вместе, оставаясь разными. Также обсуждались взаимоотношения между родителями и взрослыми детьми.
В процессе работы группы участники учились давать конструктивную обратную связь, выполняли упражнение "Диалог супругов". Далее каждая пара представляла группе свой случай, взаимодействовала и получала обратную связь от других пар. Работа группы в течение этих шести дней была динамичной, порой драматичной. Возникало много эмоций и сложных переживаний.
По итогам группы участники отметили, что эти шесть дней были не простыми, но принесли большую пользу. Слушатели говорили о ценной обратной связи, которую они получили, об уникальной возможности посмотреть со стороны и осознать собственные стратегии поведения. Кроме того, участники собрали много материала для размышления и дальнейшей работы над собой.
Психотерапевтическая техника недели: техника спонтанного танца
Как вы уже знаете, дорогие читатели, при правильной работе с телом можно оздоровить сознание. Многие тревоги, страхи, подавленные эмоции живут в виде мышечных блоков и зажимов. Мы не можем спонтанно двигаться, теряем гибкость, появляются ограничения, которые передаются психике по принципу подобия.
Спонтанный танец — это и диагностика, и лечение в одном флаконе. Эта техника представляет собой мощный инструмент, особенно для мужчин, так как у многих из них есть внутренняя установка: танцы — это для девочек. А как раз раскрепощение — путь к изменению автоматических и порой мешающих приятно жить шаблонов.
Спонтанные движения являются диагностикой различного рода напряжений и блоков в теле. Попробуйте встать ровно, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, закройте глаза и отпустите контроль равновесия. В какой-то момент тело начнёт слегка покачиваться. Ваша задача – понаблюдать за тем, куда идет движение: вперёд, назад или, может, это круговые движения в сторону. Через какое-то время вы заметите, что характер покачивания однотипен. Если попробовать сконцентрировать свой фокус внимания на линии движения и представить, куда эта линия идёт, то можно обнаружить в теле точку, место или область, которая требует внимания. Это как маленький эпицентр, вокруг которого идет движение всех структур тела. Если вас четко заваливает вперед или назад, то также, погружаясь вниманием в тело, можно попробовать понять, какая часть "тяжелее" и увлекает тело за собой.
В спонтанном танце к телесным ощущениям добавляются ещё чувства за счёт моторики движения. Мы начинаем не только диагностировать, но и изменять тот или иной телесный блок. Как это происходит? На самом деле та защита, которую выставляет тело на определённую психологическую "агрессию" внешнего мира, — это не плохо, организм должен себя защищать и на уровне физического тела, и на уровне психического здоровья. Проблема заключается в том, что достаточно быстро это становится автоматизмом. Человек уже не замечает, как он постоянно зажимает грудную клетку, удерживает звук в горле, поджимает копчик, опускает голову и т. д. И когда эти новые паттерны становятся автоматическими, тело начинает эти положения воспринимать своими. В танце мы научаем тело видеть – что ему совсем не нужно, что может быть лучше и по-другому.
Давайте рассмотрим несколько вариантов техники:
Если вы чувствуете дисгармонию в движениях между этими областями, возможно, есть расщепление. Сделайте тряску: встаньте так, чтобы ноги оказались шире плеч, положение устойчивое, колени слегка согнуты, начинайте поднимать пятки на 1 см над полом и несильно ударять их об пол, подключая всё тело так, чтобы вибрация проходила сквозь расщепленные части и делала движения в обеих синхронными и гармоничными.
В конце практики можно лечь на коврик в позу «Шавасаны» — полного расслабления: ноги слегка раскинуты, стопы смотрят наружу, руки лежат ладонями вверх, глаза закрыты.
В следующих наших выпусках, дорогие читатели, мы познакомим вас с другими психотерапевтическими техниками, которые позволят вам избавиться от тревожности, справиться с негативными эмоциями и проработать свои проблемы. Следите за нашими публикациями и оставайтесь спокойными и счастливыми!
Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.
Узнать больше о нас:
https://vk.com/institute_of_psychotherapy
https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/
Наши программы:
https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta
Записаться на обучение:
WhatsApp +7 (812) 467-48-87
+7 (812) 467-47-90