Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие слушатели! Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.

 

Сегодня мы расскажем вам о:

  • большом образовательном цикле, прошедшем в нашем институте в период со 2 по 14 мая и включающем в себя 4 модуля;
  • новой встрече в нашем киноклубе.

 

Вести с полей: цикл «Клинико-психологическое вмешательство в лечении пациентов с психическими расстройствами и зависимостями»

Со 2 по 14 мая 2022 года в нашем Институте прошел образовательный цикл «Клинико-психологическое вмешательство в лечении пациентов с психическими расстройствами и зависимостями». Курс предусматривает проведение 4 модулей в количестве 144 часов. Он включен в программу профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая психология», а также является самостоятельным циклом повышения квалификации для врачей и психологов.
4 мая 2022 года завершился первый модуль «Клинико-психологическое вмешательство в лечении и реабилитации пациентов с зависимостью», стартовавший 2 мая 2022 г.

Преподаватели образовательного модуля: д. м. н. Назыров Равиль Каисович, Бубнова Ирина Викоровна, Кирилловых Вера Григорьевна, компетентностный преподаватель Суслова Елена Григорьевна.
Группа слушателей состояла из специалистов разных направлений– врачей-психиатров и психотерапевтов, психологов общей практики и клинических психологов.

Первый модуль открывали Назыров Равиль Каисович и Суслова Елена Григорьевна. Они помогли слушателям сформировать личностные и профессиональные компетенции клинического психолога, участвующего в лечении и реабилитации пациентов с зависимостью.
Бубнова Ирина Викторовна дала слушателям материал по теме экспериментально-психологического метода в дифференциальной диагностике зависимостей. Кроме того, Ирина Викторовна подробно рассказала о методиках диагностики клинико-психологических механизмов формирования аддикций, о типах пациентов с зависимостью, а также о психологических и социальных факторах, способствующих формированию аддикций.  Говорилось о биопсихосоциальной модели зависимого поведения и личностных особенностях зависимых пациентов.

Кирилловых Вера Григорьевна прочитала лекцию об основных и современных теориях зависимого поведения (теория Попова и Короленко), о модели реабилитационных систем, а также о подходах к лечению и реабилитации пациентов с зависимостью, в том числе о «Кировской модели».

Помимо теоретического материала, программа предусматривает и практикум. В процессе практических занятий слушатели познакомились и создали свои профессиональные семьи для совместной работы по типу полипрофессиональной бригады, существующей в медицинской модели в лечении пациентов.
Модуль 2 «Клинико-психологическое вмешательство в лечении и реабилитации пациентов с органическим заболеванием головного мозга и умственной отсталостью» прошел с 5 по 7 мая.

Присутствовали 14–18 человек. Состав участников – врачи-психиатры, проходящие переподготовку по психотерапии, и психологи, проходящие переподготовку по клинической психологии.

В первый день ректор Института Назыров Равиль Каисович ответил на вопросы группы. Говорили о возможности религиозного подхода, современном понятии души в психотерапии, о будущем, возможностях и рисках развития психотерапии в нашей стране в связи с происходящими изменениями в экономических, социальных и политических процессах. Далее Равиль Каисович сказал вступительное слово по теме модуля, слушатели вспомнили свои сложные случаи и сформулировали вопросы на модуль. Основные из них – диагностика пациентов с олигофренией и умственной отсталостью, а также возможности и методы лечения таких пациентов.
После этого Наталья Алексеевна Ряузова прочитала лекцию о дифференциальной клинико-психологической диагностике олигофренического, экзогенно-органического и эндогенно-органического патопсихологических симптомокомплексов.

Во второй день Анастасия Анатольевна Чуфичева рассказала о классической поведенческой терапии пациентов с органическими поражениями головного мозга. Также состоялся практикум по проведению поведенческой группы. Во второй половине дня Колотильщикова Екатерина Андреевна рассказала об интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман.

В третий день Москалев Петр Васильевич рассказал о психотерапевтической гипотезе и мишени психотерапии в лечении и реабилитации пациента с органическим поражением головного мозга и умственной отсталостью и составлении индивидуальной психотерапевитической программы для таких пациентов. После чего прошел семинар-тренинг по проведению открытой студийной арт-терапевитической группы для пациентов указанной группы.

При подведении итогов модуля слушатели отмечали структурность подачи материала модуля, пользу и ценность информации, что позволило сложить картину дифференциальной диагностики симптомокомплексов и возможностей работы с данной группой пациентов. Говорили о ценности практической части модуля для отработки навыков.

Модуль 3 «Клинико-психологическое вмешательство в лечении и реабилитации   пациентов с депрессивным расстройством, шизофренией и шизотипическим расстройством» прошел 9–11 мая.

Модуль начался с постановки слушателями личностных целей на обучение. Определили ресурсные моменты, помогающие в работе, и получили необходимые компетенции по теме модуля. Также были сформулированы вопросы на модуль для содержательного преподавателя. Для этого слушатели в профессиональных семьях выполняли упражнение «Мой сложный пациент» и «Точка А Б».

Продолжился модуль лекцией Колотильщиковой Екатерины Андреевны о роли клинического психолога в работе с данными состояниями и ознакомлением с современными подходами к вопросам первичной, вторичной и третичной профилактики в работе с пациентом с депрессивным расстройством, шизофренией, шизотипическим расстройством.

Следующим докладчиком была Бубнова Ирина Викторовна, которая рассказывала о том, с помощью каких методов дифференциальной диагностики клинический психолог может разграничивать данные состояния, какие психотерапевтические методы применяются в работе с данной нозологической группой, их возможности и ограничения. Также рассмотрели особенности контакта и контракта и позиции специалиста в психотерапевтической интервенции, «мишени» психотерапевтической работы.

Кроме того, участники в практической работе попробовали определять нозологические критерии на основе реальных примеров, сформулированных в начале модуля, что помогло интегрировать полученные знания в практику.

Основные вопросы слушателей касались компетенций специалиста в работе с данной нозологической группой, методов дифференциальной диагностики, работе с преодолением анозогнозии, особенностей работы в полипрофессиональной бригаде.

Третий день был посвящен возможности применить полученные знания и компетенции на практике (КАПС). Врач-психотерапевт Чуфичева Анастасия Анатольевна представила пациента, который вызывал у нее сложности в работе. Анастасия описала проведенную с пациенткой работу и выделила интересующие вопросы. Также пациентка представила свою историю жизни и поставила перед группой специалистов вопросы, на которые хотела получить ответ. Дальше слушатели под руководством ректора Института Назырова Равиля Каисовича в профессиональных семьях составляли индивидуальную программу для работы с данной пациенткой и отвечали на поставленные психотерапевтом и клиенткой вопросы.

Завершила модуль Королева Ирина Сергеевна, первый проректор Института. Слушатели делились тем, что важного они приобрели на данном модуле, как изменились их взгляды после его прохождения и что они будут применять в практике. Дальше Ирина Сергеевна познакомила слушателей с возможностями сотрудничества с Институтом в аспекте научной, практической и преподавательской деятельности. 

Первый день 4 модуля «Тренинг социального опыта» начался довольно активно. На первой паре ректор Института доктор медицинских наук Равиль Каисович провел вводную лекцию для слушателей, в ходе которой рассказал, что ждет слушателей в ближайшие три дня на тренинге социального опыта. Также лектор привел пример того, как данный тренинг может быть полезен в условиях стационара при работе с пациентами с психическими расстройствами и зависимостями.

 

На второй паре начался этап отбора участников исходя из запросов. Двое участников изъявили желание попробовать себя в качестве ведущих на данном тренинге, в чем и практиковались три дня под руководством опытного ведущего Равиля Каисовича.

 

После этапа отбора и определения ролей ведущих Равиль Каисович предложил участникам тренинга разминочное упражнение, которое все восприняли с энтузиазмом. Упражнение помогло быстрее включиться в рабочий процесс. Далее по определенному принципу были сформированы группы, началась активная работа. Завершился день шерингом в общем зале, где участники обменялись своими впечатлениями и ожиданиями по поводу предстоящих двух дней.

 

Второй день начался с некоторых нововведений ведущих, что внесло динамику в работу группы и вызвало затруднения у некоторых её участников. Но в итоге на работе это сказалось положительно, начали разворачиваться новые процессы, касаемые как группы в целом, так и участников по отдельности. Один из ведущих сказал фразу, о которой всем нам время от времени стоило бы задумываться: «Нужно уметь соизмерять свои запросы с обществом…»

 

Было интересно наблюдать за тем, как разворачивалась работа в группах: менялись роли, состав участников, формировались новые группы, возникали идеи, проекты. Было заметно, что участники сплотились и стали более открытыми как в малых группах, так и в общем рабочем пространстве. На шеринге участники поделились состоянием и пожеланиями, касающимися организации работы в заключающий день тренинга.

 

Третий день тренинга начался с неожиданных новостей: три группы расформировались, включая группу ведущих. Но участники активно включились в процесс, довольно быстро сформировали новые группы по интересам и ценностям, началась работа. В целом можно сказать, что в третий день было сделано больше, чем в предыдущие два дня. Практически всем участникам удалось представить свои кейсы. В завершение тренинга участники обменялись обратной связью и состоянием. Как метко заметил один из участников, “социальная компетентность – это умение использовать общие правила на своё благо”. Именно этому слушатели и обучались на тренинге.

Следующий цикл «Клинико-психологическое вмешательство в лечении пациентов с психическими расстройствами и зависимостями» состоится 1–13 мая 2023 года. Приглашаем желающих присоединиться к обучению!

 

Институтская кухня: встреча в киноклубе института

 

В продолжение разбора аспектов семейной проблематики на прошедшем киноклубе мы

обсуждали драму «Осенняя соната» Ингмара Бергмана.

Эва, жена деревенского пастора, приглашает к себе в гости свою мать Шарлотту, с

которой не встречалась уже семь лет. Её мать — всемирно известная пианистка, женщина талантливая, эгоистичная, стареющая, похоронившая нескольких мужей. Эва не столь талантлива, как мать, хотя тоже неплохо играет на фортепиано, написала две книги; но главное её призвание — быть хозяйкой дома, женой, матерью и любящей сестрой. При этом всё в её жизни складывается несчастливо: мужа она очень уважает, но не любит по-настоящему, их сын утонул в четырехлетнем возрасте, да и мать никогда не любила её.

Эва забирает из больницы свою больную сестру Хелену, страдающую параличом, речь

которой понимает лишь она одна.

 

В рамках обсуждения участники затронули типы нарциссизма, опираясь на личность главных героинь, а также их взаимоотношения внутри семьи.

Трудные двойственные отношения между матерью и дочерью на протяжении всего

фильма заставляют углубиться в вопрос личностных расстройств и того, как они влияют на воспитание и жизнь человека. Вместе с Екатериной Николаевной участники затронули тему утраты, деструктивного переживания горя и нелюбви в супружеской паре.

Участники киноклуба отметили уместность и ошеломляющую точность замечаний Екатерины Николаевны. Так, в процессе обсуждения прозвучали следующие фразы ведущей киноклуба: «прервалась дурная бесконечность», «в словах тонут все настоящие чувства», «они живут на кладбище», «семья, в которой не выздоравливают» и т. д.

Фильм «Осенняя соната» – великое произведение, отражающее бессмертные проблемы. Это большое кино с глубокими мыслями и сильными переживаниями. Впрочем, случайных кинокартин в нашем киноклубе не бывает. Мы приглашаем всех желающих присоединиться к нашим встречам!

Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к нашему Институту!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних новостей и тенденций современной психотерапии и клинической психологии.

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/

Наши программы:

https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta

Записаться на обучение:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-47-90

client@ipmp-spb.ru