Дорогие коллеги, выпускники, наши нынешние и будущие слушатели!

Приветствуем вас на информационной страничке Института психотерапии и

медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского.

 

Сегодня мы расскажем вам о:

  • методах современной психотерапии;
  • встрече участников лаборатории «КРИСТАЛЛ»;
  • круглом столе, посвященном тревожным расстройствам.

 

 

Институтская кухня: образовательный цикл «Методы современной психотерапии»

В период с 4 по 16 апреля 2022 года в нашем институте прошел образовательный цикл «Методы современной психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (по Б. Д. Карвасарскому, В. А. Ташлыкову, Г. Л. Исуриной)». Под этот цикл было отведено 144 часа.

 

Первый модуль был посвящен особенностям выбора психотерапевтических методов и их применения в клинической практике. Он стартовал 4 апреля 2022 г. и проходил с демонстрацией психотерапевтического случая для участников рамках темы программы.

Группа слушателей из 28 человек включала в себя разных специалистов – врачей-психиатров и психотерапевтов, психологов общей практики и клинических психологов. География участников очень обширна: Санкт-Петербрг, Владивосток, Челябинск, Сыктывкар, Тольятти, Самара, Екатеринбург.

В первый день первого модуля слушатели при участии преподавателей Чмутова А. А. и Зотовой Е. С. обсудили понятие и классификацию психотерапевтических методов, теорию и методологию их создания, а также сравнительные особенности психотерапевтических методов различных направлений. Был затронут немаловажный вопрос личностных аспектов выбора психотерапевтического метода и профессионального развития.

В процессе практических занятий слушатели познакомились и создали группы профессиональных семей (всего было сформировано 5 групп).
 

 

 5 апреля, во второй день цикла, под руководством Зотовой Е. С., Тихомировой Е. Н. и Никулиной М. В. слушатели рассмотрели общие и специальные факторы в психотерапии, лингвистические и клинико-лингвистические основы психотерапии. Также был проведен детальный клинический анализ психотерапевтического случая пациента с невротическим расстройством. В завершение первого модуля прошел семинар-тренинг «Психотерапевтические пробы. Какое направление психотерапии я выбираю?» под руководством Гликман Н. В.

Второй модуль цикла был посвящен особенностям методов основных направлений психотерапии. В процессе обучения на этом модуле слушатели формировали представление о теории личности, концепции нормы и патологии, обсуждали инструменты воздействия в основных направлениях психотерапии.

В первый день Соколов С. Е. познакомил слушателей с теоретическими основами психотерапевтических методов динамического направления.

Во второй день слушатели знакомились с гуманистическим направлением под руководством Москалева П. В. А в третий день Чуфичева А. А., ученица Бубновой И. В., рассказала о направлении КПТ.

 

Третий модуль под названием «Личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия» состоялся 11–13 апреля. В начале модуля Равиль Каисович сказал вступительное слово, предваряющее проведение упражнения «Мой сложный пациент», после чего детально обсудили случаи пациентов.

Зотова Е. С. провела семинары-практикумы, касающиеся основных механизмов этиопатогенеза невротического расстройства и психотерапевтической интервенции в ЛОРПт. Второе занятие прошло в формате разбора частного случая одного из клиентов слушателей. В завершение дня группа высказала благодарность преподавателю.

 

Во второй день Назыров Р. К. отвечал на вопросы, сформулированные накануне. Кроме того, в процессе общения слушатели задавали уточняющие и смежные вопросы. В конце занятия участники активно благодарили ректора.

Семинар-практикум под руководством Зотовой Е. С. проходил в формате живого участия слушателей: они задавали вопросы, делились своими осознаниями и практическими кейсами для группового обсуждения. Участники работали в тройках, отрабатывая кейс при помощи освоенных в процессе обучения инструментов.

Слушатели активно благодарили преподавателя за подробное объяснение, практические примеры и наглядные метафоры.

В третий день модуля на первом занятии Екатерина обсуждала с группой план терапевтической коррекции с учетом предыдущего этапа работы с пациентом, отвечала на вопросы с целью подготовки к практической работе с пациентом. В конце разбирали частный неудачный случай из практики одного из слушателей.

В процессе отработки практического случая слушатели обсуждали в проф. семьях версии возможных причин расстройства у пациента. Затем обсуждали с Равилем Каисовичем, уже без пациента, возможные перспективы работы с данным пациентом.

В итоге группа заявила на будущее стремление активнее участвовать в занятиях и отметила важность работы в проф. семьях как способ видеть ситуации под разным углом, увеличивая объективность.

Завершающим цикл модулем стал «Лингвистический тренинг: стратегия и тактика психотерапевтической консультации», прошедший 14–16 апреля под руководством Быкова С. И. Группы формулировали свои цели и задачи. Кроме того, в процессе тренинга участники подвели итоги и проговорили, что в их действиях нуждается в коррекции, какие компетенции необходимо освоить, а от чего нужно избавиться.

 

Гранулы науки: очередное собрание лаборатории «КРИСТАЛЛ»

Дорогие друзья! Как мы уже неоднократно подчеркивали, образовательная деятельность не является для нас единственной (хоть и является любимой и приоритетной). В общественных лабораториях Института психотерапии кипит научно-практическая работа. 19 апреля 2022 года состоялась очередная встреча участников лаборатории «КРИСТАЛЛ» под руководством ее непосредственного организатора Ирины Сергеевны Королевой.

В начале встречи были представлены новые сотрудники института – лаборанты и редактор. Далее участники подняли важнейший вопрос, касающийся понятия, роли и функций компетентностного преподавтеля.

Как пояснила Ирина Сергеевна, отличие Института психотерапии и медицинской психологии им. Б. Д. Карвасарского от других аналогичных учебных заведений в том, что наш Институт опирается на андрагогику.  На базе Института проходит обучение взрослых, психотерапевтов, сюда приходят состоявшиеся личности. Иными словами, институт «учит ученого», а не вводит в профессию. Дело в том, что со временем контейнирование знаний перестает работать, информация становится токсичной, как итог – возникают невротические переживания, «синдром самозванца», желание учиться без конца вместо того, чтобы начать наконец работать. Наш институт делает осмысленным, а главное – практикоприменимым весь объем информации. Именно компетентностный преподаватель отвечает за настройку условий, за образовательную среду, где развиваются или формируются новые профессиональные и личностные компетенции.

Осознанные профессиональные приемы, применяемые в реальной клинической практике, в итоге приводят к ожидаемым результатам – а именно к переработке этих знаний. В процессе обсуждения участники выдвигали свои версии о роли компетентностного преподавателя. Так, Дмитрий Трофимов отметил, что такой преподаватель формирует среду, которая пробуждает личность и побуждает ее трансформировать собственную позицию из пассивной в активную. Анастасия Чуфичева сравнила компетентностного преподавателя с хозяйкой в доме, которая отвечает за атмосферу на курсе. Анна Саулина считает, что основная задача КП - понять, когда пациент нуждается в подключении к участию в терапии других специалистов, а также умение работать в связке с этими специалистами. По мнению Олеси Печерской, КП является связующим звеном между аудиторией и содержательным преподавателем.

Резюмировала все сказанное Ирина Сергеевна Королева, сказав, что целью слушателя должно стать получение компетенций, которые он сможет дифференцированно применять в отношении своих пациентов. На это и направлены в Институте действия всех сотрудников.

В заключение участники поговорили о межцикловых встречах, а затем традиционно продолжили работу в залах професиональных семей.

Присоединяйтесь к участию в наших лабораториях! Темы, над которыми мы работаем, всегда актуальны, а багаж получаемых знаний – безграничен!

 

Вести с полей: круглый стол, посвященный терапии тревожных расстройств

Как сказал А. Кронфельд, «тревога – это отрицательная эмоция, направленная в будущее». Именно этим высказыванием открыли круглый стол, прошедший в рамках апрельского семинара. Действительно, тревога, как правило, направлена в будущее, поскольку именно там скрывается неопределенность.

Круглый стол был посвящен терапии тревожных расстройств в эпоху пандемии и социального стресса. Речь на нем шла о раскрытии данного феномена с точки зрения не только разных психотерапевтических подходов, но и взглядов с позиции психиатрии и фармакотерапии тревоги и тревожных расстройств. Неоднократно упоминалось, что психотерапия носит индивидуальный характер, а план лечения строится, опираясь исключительно на потребности пациента.

Разбирая механизм тревоги, участники круглого стола подчеркнули, что тревога вызывает сначала резкое повышение психической активности, но такой механизм защиты не может работать вечно. На смену ему включается механизм компенсации. Однако далее происходит уменьшение потока получаемой информации и впоследствии обрубание информационных каналов, что может привести к некоторой аутизации человека. Возможен и вариант общего снижения психической и физической активности, что является неспецифической реакцией, которая затрагивает организм в целом.

Далее на круглом столе коснулись вопроса терапии и лечения тревожных расстройств. Выделяют три основных подхода в лечении: использование только психотерапии, использование фармакотерапии и сочетание этих двух методов. Именно в русле подхода к лечению тревоги и тревожных расстройств развернулась основная дискуссия, что лишний раз подчеркивает актуальность поднятого в рамках семинара вопроса.

Говоря о патогенезе тревожных расстройств, нельзя игнорировать воздействие стрессовых факторов на ЦНС и последующее их влияние на психические функции. Именно на этом основывается психиатрия и, как следствие, фармакотерапия, поскольку последняя направлена на коррекцию и купирование физиологических реакций. Тревога является полисистемным феноменом. Более того, физиологические признаки тревоги многогранны и проявляются через различные системы человеческого организма – посредством как физических, так психических симптомов. Возвращаясь к вопросам различных подходов к тревоге, интересными представляются точки зрения относительно определения и воздействия на тревогу.

Так, для психоанализа тревога не имеет своего предмета, а направлена в пространство. Страх же, наоборот, имеет свой предмет, и направлен он именно на него.

КПТ рассматривает тревогу с точки зрения дисфункциональных убеждений и повторяющегося поведения. В когнитивно-поведенческой терапии предлагается «снимать» данные дисфункциональные убеждения и формировать новую привычку и паттерн поведения.

Более того, клиническая психология и клинический подход в целом ориентированы на индивидуальный подбор методов и методик лечения пациента. Действительно, в лечении тревожного расстройства необходимо определить психотерапевтический метод, который поможет снять не только симптоматику, но и понять глубинные причины тревоги у пациента, что является необходимым для дальнейшей полноценной повседневной жизни пациента.

Интересен и гуманистический подход, в рамках которого тревога имеет индивидуальный характер. И если рассматривать арт-терапию как метод избавления от тревоги, то сложно выработать какую-то единую схему, поскольку творчество так же разнообразно, как и проявления тревоги. Именно поэтому каждый отдельно взятый случай нуждается в уникальном подходе.

Резюмируя сказанное о различных подходах к лечению тревожных расстройств, необходимо отметить, что только психотерапии в некоторых случаях недостаточно и тогда стоит прибегнуть к фармакотерапии и индивидуальному подбору препаратов. Тем не менее опираться только лишь на фармакотерапию не стоит, поскольку психотерапия работает с изначальными причинами и основными паттернами поведения пациента.

Таким образом, подводя итоги круглого стола, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным подходом к лечению тревоги и тревожных расстройств является работа в рамках полипрофессиональной бригады, поскольку в нее входят и психиатр, и психотерапевт. Необходимым условием для достижения положительной динамики является полная диагностика и четкое определение индивидуального плана психотерапии пациента. Также тревогу можно снимать различными способами, начиная с работы с глубинными убеждениями и заканчивая арт-терапевтическими техниками. О наиболее эффективных методиках мы регулярно рассказываем вам в нашем еженедельнике. Следите за нашими публикациями и всегда оставайтесь уравновешенными и спокойными!

Дорогие друзья, благодарим вас за проявленный интерес и внимание к

нашему Институту!

Подписывайтесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе последних

новостей и тенденций современной психотерапии и клинической

психологии.

 

Узнать больше о нас:

https://spb-ipmp.ru/

https://vk.com/institute_of_psychotherapy

https://www.instagram.com/institut_psychoterapy_spb/

 

Наши программы:

https://ipmp-spb.ru/obrazovatelnye-programmy-instituta

Записаться на обучение:

WhatsApp +7 (812) 467-48-87

+7 (812) 467-47-90

client@ipmp-spb.ru