Дорогие друзья! Рады очередной встрече с вами на страницах Еженедельника Института психотерапии! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Екатерина Сергеевна Зотова — преподаватель Института, организатор лаборатории личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии

Техника недели: парадоксальная интенция

Технологии компетентностного обучения: упражнение «Точки А и Б»

_____________________________________________________________________________________

 

Институт психотерапии в лицах: Екатерина Сергеевна Зотова — преподаватель Института, организатор лаборатории личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска нашего Еженедельника — Екатерина Сергеевна Зотова. Поступив в наш Институт на обучение по специальности «Клиническая психология», Екатерина заинтересовалась дополнительными возможностями и стала принимать активное участие сначала в работе лаборатории психотерапии пограничных состояний, а затем и в лаборатории «Кристалл», занимающейся подготовкой компетентностных преподавателей Института. В ходе обучения наша гостья прониклась преподавательской деятельностью, а также определила для себя наиболее интересное направление психотерапии — личностно-ориентированную реконструктивную психотерапию по Карвасарскому, Ташлыкову, Исуриной. В результате она стала проводить не только компетентностное, но и содержательное сопровождение слушателей на тематических модулях. Вместе с Алексеем Чмутовым под руководством Равиля Каисовича Назырова Екатерина запустила в работу посвященную развитию ЛОРП общественную лабораторию, а сейчас вместе с коллегами по лаборатории готовит в Институте конференцию «Развитие наследия Б.Д. Карвасарского и традиций Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Задачи по совершенствованию личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии по Карвасарскому, Ташлыкову, Исуриной (ЛОРП)»!

Более 20 лет Екатерина посвятила юридической специальности, окончив в 1998 году Московскую Государственную Юридическую Академию. «Мой адвокатский опыт охватывал работу с людьми, находящимися в кризисе, с жертвами насильственных преступлений и их родными, — рассказывает Екатерина. — Важным аспектом этого опыта было создание условий, при которых психотравмирующая ситуация могла бы восприниматься моими клиентами менее остро, а также поиск возможности для восстановления их социально-психологической адаптации». Со временем интерес нашей гостьи к психологическим аспектам помогающей деятельности определил путь ее нового профессионального развития: Екатерина прошла переподготовку в области психологического консультирования с правом ведения консультационной деятельности и начала частную психологическую практику. Ощущая потребность в новых знаниях и повышении уровня компетенции, Екатерина познакомилась с нашим Институтом: «Мне необходим был новый, качественно иной уровень подготовки. Этим уровнем для меня стало обучение в Институте». Здесь Екатерина получила образование в области клинической (медицинской) психологии со специализацией по личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Погружение в учебный процесс Института открыло для нее и дополнительные возможности — наша гостья стала участницей лаборатории психотерапии пограничных состояний. «Это как нельзя лучше отразило мой актуальный запрос на профессиональный рост, — рассказывает Екатерина. — Исследования нашей лаборатории в области психотерапии пограничных состояний позволяют сочетать научный подход с практической психотерапевтической работой. Их итогом стала подготовка проекта методических рекомендаций для специалистов, занимающихся психотерапией неустойчивой психопатии и других типов психопатий. В нашей лаборатории рассматриваются и другие аспекты применения психотерапии различных направлений, а также дифференциально-диагностические вопросы. На клинических примерах мы моделируем сложные моменты диагностики и психотерапии, ищем пути решения, что является уникальной особенностью нашего учебно-научного пространства. Для меня наша лаборатория с ее рабочей и творческой атмосферой — место развития и профессионального роста, место самораскрытия и укрепления профессиональной идентичности в кругу коллег, с которыми я «дышу одним воздухом».

В настоящее время Екатерина сочетает практическую и исследовательскую деятельность, продолжает подготовку в методе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в Институте Карвасарского и обучение в магистратуре по программе «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» НИУ ВШЭ. Свободное время наша гостья любит проводить в путешествиях и занятии живописью. Кроме того, Екатерина пишет маленькие рассказы, которые использует как иллюстрации феноменов психологических проявлений человека в разных обстоятельствах, интересуется историей, литературой и музыкой.


Техника недели: парадоксальная интенция

Автор техники — Виктор Франкл, австрийский психиатр, психотерапевт, создатель метода логотерапии, один из основоположников экзистенциального направления в психотерапии. Франкл обратил внимание, что люди часто способны предвидеть многократно возникавшую с ними физическую или поведенческую реакцию на какие-либо события. Такое предвидение вызывает опасение еще до развития реакции (т.е. до появления симптома), а вслед за опасением приходит страх. Страх, в свою очередь,  усиливает прогнозируемую реакцию: возникает порочный круг.  Разорвать этот круг человек может, оставив попытки бороться со собственным страхом и действуя от противного. При этом он переходит от невротической сосредоточенности на симптоме, стимулирующей его повторение, к личной вовлеченности в осмысленную деятельность.

Как же пародоксальная интенция реализуется на практике? Пациент, ожидающий очередного подтверждения знакомой ему симптоматики, получает инструкцию логотерапевта и пытается в течение по меньшей мере нескольких минут возжелать (в случае фобии) или же осуществить (в случае невроза навязчивых состояний) то, что составляет суть его опасений. В результате ситуация или действие, вызывающее у пациента опасение, перестают восприниматься как внешняя непрогнозируемая сила. «Познакомившись» со своим страхом и осознав, что именно страх симптома, а не сам симптом, является главной причиной его проблемы, человек расстается с тревожным состоянием постоянного ожидания неизвестного и естественным образом нормализует свое состояние и свои реакции.

Франкл описывал, например, как парадоксальная интенция также может применяться при нарушения сна: «Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, я обычно советую пациенту не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать. Иными словами, гиперинтенция (усиленное стремление) заснуть, порождаемая боязнью бессонницы, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон». Использование способности человека к самоотстранению позволяет логотерапевту переключить внимание пациента с области эмоций на область смыслов. Особенно выраженным терапевтическим потенциалом обладает человеческая способность отстраняться от своей проблемы и невротического состояния, подключая чувство юмора.

Из логотерапии техника парадоксальной интенции мигрировала в другие психотерапевтические направления, в том числе в поведенческую терапию.

Если рассматривать парадоксальную интенцию в аспекте применения ее в работе экзистенциальной группы, то здесь речь идет об усилении происходящего, о попытке сделать интенции участников (т.е. их стремления, намерения и планы) наглядными. Например, если человек на группе начинает вспоминать прошлое, то ведущие намеренно просят его вспомнить больше подробностей, ввести больше действующих лиц, чтобы специфика процесса, тенденции и скрытые механизмы стали более очевидными.

 

Технологии компетентностного обучения: упражнение «Точки А и Б»

 

Данное упражнение обязательно включается в каждый реализуемый нашим Институтом образовательный цикл. Его суть в рефлексии своей актуальной практики с инвентаризацией навыков в изучаемой области (точка «А») и обозначении в форме вопросов собственных целей, которых за ближайший модуль необходимо достигнуть (точка «Б»). К примеру, текущий цикл посвящен современной клинической психологии в целом, поэтому в качестве начального пункта слушатели указывают все то, что они сегодня о ней знают, как представляют себе эту науку и как способны реализовывать в ней свои возможности, а в точке «Б», соответственно, могут указать вопросы из предыдущих упражнений и другие вопросы, которые позволят им обогатить и углубить компетенции из точки «А» (уяснить четче предметную область клинической психологии, собственное место в ней и др.). Важно, что упражнение включает еще один момент: слушателям необходимо, во-первых, сформулировать ожидания от преподавателей, что поможет им получить в ходе лекций и семинаров особенно нужную информацию, а во-вторых, указать собственные инвестиции, т.е. выбрать личные ресурсы, которые необходимо актуализировать для достижения поставленных целей — «что я сам готов сделать, чтобы добиться желаемого результата?»).