Дорогие друзья! Рады очередной встрече с вами на страницах нашего Еженедельника! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Дмитрий Александрович Норин — специалист технического отдела Института

Техника недели: «падающая стрела»

Технологии компетентностного обучения: упражнение «Мой пациент»

Институтская кухня: конференции 2022 года

_____________________________________________________________________________________

 

Институт психотерапии в лицах: Дмитрий Александрович Норин — специалист технического отдела Института

Дорогие друзья, рады представить вам сегодняшнего гостя нашей рубрики! Знакомьтесь, Дмитрий Александрович Норин — специалист технического отдела Института психотерапии.

Дмитрий работает в нашем Институте уже год и в течение этого времени выполняет множество разных обязанностей. Он предоставляет слушателям доступ в личный кабинет, рассылая данные (логин и пароль) для входа, отвечает на их вопросы, помогая сориентироваться в работе, и решает все возникающие технические проблемы. Кроме того, Дмитрий заполняет личный кабинет образовательным контентом (расписание, тесты, раздаточные материалы и др.), а главное, видео- и аудиолекциями, записями вебинаров и конференций, которые не просто загружает, а монтирует, вырезая паузы и корректируя звук, для того чтобы обучающимся было максимально комфортно с ними работать.

Дмитрий участвует в организации образовательного процесса: он создает и сопровождает вебинары и ZOOM-конференции, проверяет и поддерживает связь с преподавателями. Также он помогает сотрудникам смежных отделов, например менеджерам по работе с клиентами, контролировать посещение слушателями личного кабинета и объем пройденного ими учебного материала.

Говоря о работе в Институте, наш гость отмечает, что здесь он получил возможность превратить любимое увлечение в источник заработка: «Институт дал мне возможность развиваться в моем хобби — монтаже и технической поддержке». Один из главных жизненных принципов нашего гостя — ответственность — и он в полной мере проявляет его на рабочем месте: «Мне хочется стать по-настоящему грамотным специалистом, профессионалом в своей области, и я стараюсь постоянно совершенствоваться в работе». Несмотря на приверженность своему делу, Дмитрий не проводит все время за любимым компьютером: он увлекается туризмом, походами и ценит активный отдых.

 

Техника недели: «падающая стрела»

Продолжая тему когнитивно-поведенческой психотерапии, предлагаем вам познакомиться с техникой поиска глубинных убеждений «падающая стрела» в том виде, в котором ее использует преподаватель нашего Института Ирина Викторовна Бубнова.

Применяя эту технику, мы можем взять одну автоматическую или одну промежуточную мысль и прямо от нее спускаться к глубинным убеждениям, направляя внимание нашего пациента. Ее имеет смысл использовать, когда клиент уже умеет отделять мысли от чувств, чувства от действий, ощущения в теле от переживаний. Технология падающей стрелы — это совокупность вопросов, напрямую ведущая к глубинным когнициям. Первое, что мы делаем, — просим пациента записать любую негативную мысль. Важно следить, чтобы он не фиксировал свое внимание на позитивных мыслях, так как это уводит в сторону от негативных убеждений (при этом мы не останавливаемся на позитивных мыслях, хотя и всячески их подкрепляем: «Очень хорошо, что у Вас в голове есть такие положительные представления! Но сейчас нам важно обратить внимание на то, что Вас расстраивает»). Если пациент в ответ на вопрос выдает позитивные мысли, терапевт «перешагивает» через вопрос и задает следующий. В конце концов, когда накопится достаточно информации, необходимо помочь пациенту сформулировать его убеждение, долженствование или негативную установку.

Технически это происходит следующим образом. К выделенной негативной (автоматической или промежуточной) мысли мы задаем первый вопрос, а к ответу на этот вопрос задаем следующий и т.д. Перечень вопросов представлен ниже.

  • Что это значит для Вас?
  • Когда Вы думаете так, что Вы думаете о себе?
  • Когда Вы думаете так, на каком основании Вы это думаете или говорите? (каким внутренним представлением/правилом Вы руководствуетесь?)
  • Когда Вы думаете так, что Вы думаете о мире?
  • Когда Вы думаете так, что Вы думаете о своей жизни?
  • Когда Вы думаете так, что Вы думаете об окружающих людях?
  • Когда Вы думаете так, каким Вы должны быть? (как должно быть?)

В итоге, в конце этой цепочки человек неизбежно формулирует долженствование! Данная технология хороша тем, что ее можно модифицировать, как угодно: пропускать или переставлять вопросы, «зацикливать» опрос, проводя его в несколько кругов. Например, если человек на последний вопрос отвечает «все люди должны быть вежливыми», ему снова можно задать вопрос начальный: «А что это для Вас значит?». Таким образом фиксируется максимальное число глубинных представлений пациента о себе, мире и жизни.

Технологии компетентностного обучения: упражнение «Мой пациент»

Мы продолжаем знакомить вас с конкретными технологиями компетентностного обучения, регулярно используемыми на всех наших образовательных циклах. Это упражнение направлено на рефлексию собственной профессиональной практики в отношении одного пациента, перспектива получения результатов в работе с которым составила бы для слушателя зону ближайшего профессионального развития. Слушатели, которые еще не имеют собственной практики, для этого упражнения в качестве «объекта исследования» могут брать любого человека из своего окружения. В ходе упражнения необходимо кратко описать историю этого пациента, его жалобы, проведенную работу и ее результаты (этот пункт начинающие слушатели, взявшие для примера человека из своего окружения, соответственно опускают), а главное, сформулировать вопросы, которые возникли в ходе реального психотерапевтического взаимодействия с пациентом или которые возникли бы в случае, если описываемый в упражнении человек обратился за помощью. Момент постановки вопросов является самым важным, потому что позволяет слушателю точнее сформулировать собственные задачи на модуль и на обучение в целом, а значит, эффективнее добывать необходимую именно ему и именно сейчас информацию.

Институтская кухня: конференции 2022 года

Дорогие друзья! В 2021 году мы провели несколько научно-практических конференций. Ваше живое участие, заинтересованность и теплый отклик в этом году побудили нас еще активнее продолжить развитие данного направления деятельности Института. В 2022 году нас ждут Апрельский семинар по психотерапии и практической психологии, Осенний фестиваль психотерапевтических практик, конференции наших лабораторий (две конференции лаборатории методики и методологии преподавания психотерапии «Кристалл», конференции лабораторий психотерапевтической лингвистики, психотерапии пограничных состояний, клинической психотерапии и ЛОРП), большая итоговая конференция с международным участием в конце календарного года, а также целых три внедренческие конференции, посвященные клиническая психотерапия в реабилитации пациентов с аддикциями. Ближайшая конференция состоится уже в феврале (ориентировочная дата — 16.02.2022). Ее тема — «Развитие наследия Б.Д. Карвасарского и традиций Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Задачи по совершенствованию Личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии по Карвасарскому, Ташлыкову, Исуриной (ЛОРП)». Ждем вас, дорогие друзья!

..