Дорогие друзья! Поздравляем вас с Днем Великой Победы и приветствуем на страницах нашего Еженедельника! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Алёна Андреевна Михалева — руководитель отдела делопроизводства

Новости текущего цикла

Лаборатория методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл»

Лаборатория клинической психотерапии

Психотерапевтическая техника недели: мотивационное интервью (мотивационная интервенция)

 

Институт психотерапии в лицах: Алёна Андреевна Михалева — руководитель отдела делопроизводства

Дорогие друзья, знакомьтесь — Михалева Алёна Андреевна, руководитель отдела делопроизводства.

Заботясь о наших слушателях, мы в Институте Карвасарского первостепенное значение придаем качеству образовательных программ. Однако никогда не забываем и о важности их документального сопровождения! Ведь только при наличии соответствующего документа слушатель может начать новый вид профессиональной деятельности, занять определенную должность, подтвердить свою квалификацию перед руководством, клиентами и пациентами, претендовать на получение категории и др. А занимается документоведением именно Алёна Андреевна! И задач перед ней стоит очень много!

Во-первых, документы у слушателя нужно принять. Диплом или удостоверение не выдаются просто так: получить их можно, только имея подходящее базовое образование. Так, врачом-психотерапевтом может стать только человек с высшим медицинским образованием и первичной подготовкой в области психиатрии, а клиническим психологом — только слушатель с базовым психологическим образованием. Именно поэтому при поступлении в Институт слушатель подает целый пакет документов, а Алёна Андреевна проверяет его полноту и соответствие требованиям. Слушателей, поступающих на очное обучение, Алёна встречает в Институте, регистрирует, консультирует и помогает с оплатой. От слушателей, обучающихся на дистанционных или онлайн-циклах, она получает документы по почте и благодаря телефону и электронным письмам не оставляет ни один их вопрос без ответа!

Во-вторых, документы слушателю нужно подготовить и выдать. Получая от сотрудников центра образования сведения о слушателях, успешно прошедших аттестацию, Алёна Андреевна печатает нужный документ, выдает его слушателю непосредственно в Институте, либо отправляет почтой России, обязательно снабжая слушателя номером почтового идентификатора, чтобы ни один документ не затерялся.

И в-третьих, документ нужно зарегистрировать. Благодаря работе Алёны Андреевны и ее сотрудников выдаваемые нашим слушателям документы об образовании (дипломы и удостоверения о повышении квалификации) регистрируются в Федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО), а значит их подлинность всегда может быть проверена и подтверждена!

Алёна Андреевна работает в нашем Институте уже три года, и количество подготовленных ею документов исчисляется тысячами! Избежать ошибок в ежедневной работе с документацией бывает непросто. Справляться Алёне помогают природная внимательность, четкость в работе, ответственность и оптимизм! А ее дружелюбие и контактность очень ценят как гости Института, так и коллеги!

 

Новости текущего цикла

3 мая в нашем Институте стартовал цикл «Клинико-психологическое вмешательство в лечении пациентов с психическими расстройствами и зависимостями». Цикл собрал более 40 участников, среди которых врачи-психиатры, врачи-психотерапевты, психологи и клинические психологи из разных городов России, а также из Казахстана, и мы спешим поделиться с вами его новостями)))

Первый модуль данного цикла был посвящен психотерапии зависимостей. Слушатели образовали профессиональные семьи, и началась работа. В своем вступительном слове Равиль Каисович Назыров, ректор нашего Института, рассказал о проблемах современной наркологии, приведя высказывание о ней Е.М. Крупицкого как о сайентистки-декорированном шаманстве: действительно, введение «кода» в черепную ямку с помощью лазерной указки, целый спектр вызывающих при взаимодействии с алкоголем «страшные» эффекты «препаратов» (типа торпедо, «танатогена» и «импотентина») — не сюжеты из анекдотов, а порой, к сожалению, реальная практика… При этом по-настоящему действенные реабилитационные модели помощи пациентам данной клинической группы разработаны, существуют и с успехом применяются даже не на Западе, а у нас, например в городе Кирове, где коллегам удалось организовать отличную реабилитацию, пусть и в не самых лучших бытовых условиях. Образовательный день продолжился лекцией Ирины Викторовны Бубновой о роли клинического психолога в диагностике пациента с зависимостью.

Второй день модуля был наполнен информацией. Александр Александрович Климов, директор центра образования Института, рассказал слушателям о типах пациентов в наркологии и этиопатогенетических факторах формирования зависимости, а Равиль Каисович Назыров — о современных теориях зависимого поведения (прежде всего теории Попова и Короленко) и моделях реабилитационных систем. Лекция Равиля Каисовича была полна надежды на появление модельных наркологических клиник, свободных от лжи и лукавства, где будут возможны формирование искренних психотерапевтических отношений между пациентами и специалистами и оказание помощи на основании научно-обоснованных методов.

Третий день модуля был посвящен групповым реабилитационным технологиям. Клинический психолог Татьяна Игоревна Алексеева прочитала слушателям лекцию о психообразовательной группе и группе преодоления анозогнозии. После лекции участники цикла смогли опробовать эти технологии на практике. Образовательную эстафету перенял Александр Александрович Климов, рассказавший участникам программы о группе принятия ответственности, динамической и экзистенциальной группах.

Второй модуль цикла был посвящен лечению и реабилитации пациентов с органическим заболеванием головного мозга и умственной отсталостью. В начале модуля Равиль Каисович Назыров в рамках традиции «Вопросы ректору» ответил на вопросы, заранее подготовленные участниками цикла. Вопросы касались психотерапевтической работы со здоровыми людьми, личностных особенностей успешного психотерапевта, организационных аспектов открытия психотерапевтического центра, психолингвистики и многого другого. После выполнения установочных компетентностных упражнений Татьяна Игоревна Алексеева погрузила слушателей в вопросы патопсихологической диагностики в целом и дифференциальной клинико-психологической диагностики олигофренического, экзогенно-органического и эндогенно-органического патопсихологических симптомокомплексов.

Следующий день модуля был разделен на два больших блока. В начале дня Ирина Викторовна Бубнова помогла слушателям разобраться в классической поведенческой терапии — сначала теоретически, прочитав информативную лекцию, а затем и на практике в ходе тренинга. Во второй половине дня Екатерина Андреевна Колотильщикова, доктор психологических наук, прочитала слушателями лекцию об интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман — признанном психотерапевтическом методе лечения пациентов различных клинических групп.

В третий день модуля Равиль Каисович задал тон, осветив во вступительном слове проблемы современной клинической психологии, в том числе детской, дефектологии, образования в целом и его инклюзивных тенденций, медицины и психотерапии как ее потенциальной гуманистической основы. День продолжился лекцией о психотерапии при умственной отсталости и органическом заболевании головного мозга, где Равиль Каисович представил предназначение и алгоритм создания индивидуальной психотерапевтической программы, отметив в качестве основного фактора успеха личностную позицию специалиста, поскольку только вовлеченное участие способно радикально поменять качество жизни таких пациентов! Во второй половине дня Петр Васильевич Москалев погрузил участников цикла в современную арт-терапию: подача теоретического материала чередовалась с практическими занятиями, в ходе которых слушатели смогли не только освоить конкретные техники, но и поработать с собственными чувствами.

Дорогие коллеги, цикл продолжается, впереди участников ждут знакомство с использованием психотерапии при шизофрении и депрессии, а также тренинг социального опыта.

Узнать подробнее о данной программе и подать заявку на участие в следующем потоке вы можете на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/kpvlp

 

Лаборатория методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл»

Очередная встреча участников лаборатории была посвящена намеченной на 27 мая конференции «Об использовании концепции эмоционального интеллекта в системе последипломной подготовки психотерапевтов и медицинских психологов».

Эмоциональный интеллект чрезвычайно важен для специалиста как в плане успешности ведения психотерапевтического случая, так и в плане построения собственной карьеры. Распознавание эмоций пациента, разграничение эмоций нормальных и патологических, понимание собственных эмоциональных реакций — необходимые условия успешной психотерапии. В то же время чувствование людей вокруг, своей профессиональной среды — ключ к достижению широкого круга профессиональных целей.

В нашем Институте мы планируем введение целой линейки мероприятий, начиная от небольших дополнительных упражнений в рабочих тетрадях в качестве сопровождения к учебному процессу и заканчивая отдельным 36-часовым тренингом по развитию сенситивности. И готовящаяся конференция будет к этому первым шагом: мы надеемся, что побуждающие к размышлению доклады спикеров и последующая дискуссия станут отправной точкой для качественного поворота дидактической среды Института в сторону помощи слушателям в развитии эмоционального интеллекта!

 

Лаборатория клинической психотерапии

На очередной сессии лаборатории Равиль Каисович Назыров отвечал на вопросы участников о клинической психотерапии. Речь шла о «джентельменском наборе» инструментария современного психотерапевта, позволяющем ему работать с симптомами, личностью, группой и семьей, а также о том, может ли один человек всем необходимым перечнем овладеть, и как создать возможность для клинической работы в условиях реальной государственной клиники.

Эта работа проводится для того, чтобы сделать будущее руководство по клинической психотерапии максимально прозрачным, понятным и практически полезным для специалистов, работающих в любых организационных условиях.

 

Психотерапевтическая техника недели: мотивационное интервью (мотивационная интервенция)

По следам прошедшего на минувшей неделе образовательного модуля по психотерапии зависимостей мы решили посвятить данную рубрику сегодня технологии мотивационного интервью.

Мотивационное интервью — это особая техника консультирования, в которой специалист становится помощником в процессе изменений и выражает принятие клиента. Эта техника была разработана как краткосрочный, основанный на принятии клиента и избегающий споров и убеждений способ помощи кому-либо в изменении своего поведения.

Мотивационное интервью объединяет самые эффективные и в то же время простые приемы ведения беседы — вопросы, слушание, подведение итогов и поддержка. В процессе мотивационного интервью двое и более людей рассматривают вместе стимулы, побуждающие человека к принятию решения и действию или бездействию по отношению к какой-то ситуации. Это продолжающийся разговор об изменениях, направленный особым стилем работы консультанта так, что основная роль в этом разговоре отводится клиенту. Консультант поощряет клиента говорить о сомнениях и препятствиях, о желании или нежелании изменений, для того чтобы принять решение по поводу своего поведения. Основные положения метода были детально описаны В. Миллером и С. Роллником в 1991 году. Базируется метод на понимании концепции этапного изменения поведения (Д. Прохазка, К. Ди Клементе).

По мнению одного из авторов, В. Миллера, лучше понять суть метода позволяет его сопоставление с традиционным консультированием. Итак, при проведении мотивационного интервью консультант:

· НЕ настаивает на том, что у человека есть проблема и ему необходимы перемены;

· НЕ предлагает прямой совет и НЕ «прописывает» решения проблемы без согласия человека или без побуждения клиента к самостоятельному выбору решения;

· НЕ занимает авторитарную/экспертную позицию, отводя клиенту лишь роль пассивного участника;

· НЕ подменяет беседу чтением лекций, расписыванием преимуществ, т.е. ни в коем случае НЕ ведет «игру в одни ворота»;

· НЕ навязывает диагностические ярлыки («наркоман», «проблема», «это ненормально», «болезнь»);

· НЕ ведет себя в карательной или принуждающей манере.

При использовании мотивационного интервью самое главное — создать у клиента ощущение безопасности, понимания и поддержки для того, чтобы помочь ему:

1) размышлять о своем поведении;

2) определиться в том, готов ли он что-то изменить в своем поведении;

3) определиться, каким образом можно и нужно действовать, осуществляя запланированные изменения.

Именно клиент, а не консультант должен заговорить о своем двойственном отношении к проблеме, рассмотреть ее с разных сторон и разрешить.

Пытаясь помочь клиенту разобраться со своим поведением, консультант старается следовать следующим основным принципам:

· сопереживать клиенту;

· выявлять противоречия (колебания и сомнения по поводу проблемы) и работать с ними;

· избегать споров, прямого убеждения и попыток доказать;

· уменьшать сопротивление;

· поддерживать, развивать самостоятельность клиента в принятии и реализации решений.

Чтобы способствовать изменениям клиента с помощью метода мотивационного интервью, можно использовать следующие рекомендации по организации беседы:

· создать сопереживающую атмосферу;

· установить и поддерживать хороший контакт с клиентом;

· выслушивать клиента и демонстрировать ему, что вы стараетесь понимать его поведение, мотивы и персональную ситуацию;

· приводить в порядок то, что говорит клиент, чтобы помочь ему разобраться;

· привносить в разговор альтернативы решения проблем и обсуждать их с клиентом;

· оставлять за клиентом право выбора на основе тщательного анализа того, как лучше поступить.

С этой целью можно использовать вопросы, прежде всего открытые, поощрение и поддержку, отражающее слушание, пересказывание того, что говорит клиент, в более понятной форме, перестройку сказанного, чтобы показать его другое значение, подведение итогов и другие приемы.

Готовность к изменениям — это не особенность клиента, а результат постепенно изменяющихся взаимоотношений клиента и консультанта в процессе обсуждения проблем.

Дорогие коллеги! Узнать больше о технологии мотивационного интервью и, конечно же, попрактиковаться в его проведении вы можете в группе продленного дня, проводимой в рамках Вечернего Института. Ближайшая встреча состоится 12.05.2021. Узнать больше и подать заявку можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/vi