Дорогие друзья! Рады очередной встрече с вами на страницах нашего Еженедельника! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Смирнова Софья Андреевна — менеджер по работе с клиентами

Гранулы науки: лаборатория психотерапевтической лингвистики

Технологии компетентностного обучения: важность правильного завершения

Психотерапевтическая техника недели: схема ABCDE

_____________________________________________________________________________________

 

Институт психотерапии в лицах: Смирнова Софья Андреевна — менеджер по работе с клиентами

Дорогие друзья, наша сегодняшняя гостья — Софья Андреевна Смирнова, менеджер по работе с клиентами.

Вот уже несколько лет именно Софья Андреевна является тем человеком, кто осуществляет внеучебный контакт с существующими и потенциальными клиентами Института, причем не только с отдельными слушателями, но и с целыми организациями, лечебными учреждениями различного профиля. Софья консультирует их по телефону и электронной почте, сопровождает, поддерживает, помогает выбрать образовательную программу, составить учебный план, перенаправляет в другие отделы (например, в учебную часть или отдел делопроизводства) — т.е. во многом координирует работу всех институтских подразделений.

Одно из важных направлений деятельности Института — проведение выездных образовательных программ. Такие программы собирают преимущественно сотрудников одного учреждения, например больницы или диспансера, поэтому из просто учебных циклов они практически превращаются во внедренческие проекты: задействовав одновременно и врачей, и психологов, и социальных работников, и даже администрацию, они позволяют в полной мере реализовать в учреждении идеи Института! И организацией подобных программ занимается именно Софья.

По образованию Софья — клинический психолог. Реальный опыт диагностической и психотерапевтической работы помогает ей понимать потребности как пациентов, так и специалистов. И поскольку наша гостья участвует также в определении содержания образовательных циклов, благодаря своему опыту она делает их особенно актуальными!

«Когда я только познакомилась с Институтом Карвасарского, — рассказывает Софья, — я радовалась возможности в нем учиться. Теперь это для меня даже не второй дом, а первый! Рост, развитие и совершенствование Института, укрепление бренда, повышение качества работы — мои главные жизненные цели! И я прикладываю все усилия, чтобы их достичь!»

Гранулы науки: лаборатория психотерапевтической лингвистики

В минувший понедельник участники лаборатории вновь собрались для обсуждения роли языка в психотерапии. Несмотря на то, что заседание прошло не в полном составе, работа была достаточно продуктивной: лаборантам удалось определить цели на ближайшее время, среди которых окончание работы над научной статьей по итогам конференции, подготовка новой конференции на еще более высоком уровне, переосмысление концепции психотерапевтической лингвистики с учетом высказанных на общественных мероприятиях вопросов и критических замечаний, а также написание двух методических пособий — непосредственно по психотерапевтической лингвистике и по методу вербальной мифологизации и инициации личности. Так что в этом году нас ждет много новых важных и полезных продуктов!

Технологии компетентностного обучения: важность правильного завершения

Дорогие друзья, еще совсем недавно все мы подводили итоги завершившегося года. На наш взгляд, правильное завершение — залог правильного начала чего-то нового. Предлагаем вам познакомиться с технологией, которую мы используем вместе с нашими слушателями при завершении обучения. Возможно, она будет полезна и вам)

Личностно-ориентированный, компетентностный подход к образованию в нашем Институте включает не только правильное начало обучения с постановкой задач на модуль и цикл и их проверкой в ходе образовательного процесса. Он включает также грамотное подведение итогов, чтобы закрепить изученное, прежде всего поняв, для чего конкретно это было нужно и какие изменения это должно привнести в практику. Слушателю предлагается ответить на три вопроса: какие компетенции я приобрел в ходе обучения (рефлексия и инвентаризация освоенного инструментария), от чего отказываюсь (одна из важнейших особенностей обучения взрослых состоит в том, что они уже имеют собственный обширный опыт и устоявшиеся стереотипы, в том числе в профессиональной деятельности, поэтому внести что-то новое зачастую можно только отказавшись от пусть привычного, но уже не удовлетворяющего) и что буду делать по-новому на рабочем месте (постановка задач уже не на обучение, а на собственную практику).

Психотерапевтическая техника недели: схема ABCDE

Это одна из фундаментальных техник когнитивно-поведенческой терапии, которая может быть и как диагностической, позволяющей получить информацию, так и терапевтической, вызывающей переосмысление, переформулирование и изменение когниций.

Очень важно сделать процесс прозрачным и понятным для пациента! До него необходимо донести, что только тогда, когда человек может отличать чувства от мыслей, чувства от действий, действия от ощущений, у психики появляется возможность правильно перерабатывать информацию. Данная техника позволяет разложить все по полочкам и обучить этому клиента!

Итак…

А — это АКТИВИРУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ. Здесь нужно определить: время, когда это происходит (чем конкретнее, тем лучше), и пространство — место. При этом чем больше деталей клиент вспомнит (что видел, что слышал, что происходило вокруг), тем больше вероятность запуска тех же нейронных связей, что и непосредственно в ходе события.

В — это МЫСЛИ. Фиксируются все мысли, которые крутились в голове — и касающиеся ситуации, и не связанные с ней. 5–10–15 мыслей

С — ЧУВСТВА (негативные чувства и переживания), возникшие в тот момент, когда в голове крутились указанные мысли. Фиксируют эмоциональную схему (хотя бы 2-3 чувства с названием). После этого их необходимо прошкалировать, т.е. определить их интенсивность, в баллах или процентах (это очень важно, так как согласно теории эмоционального интеллекта, управлять своими чувствами человек может, только умея называть его и определять его интенсивность).

D — фиксируемое (наблюдаемое) ПОВЕДЕНИЕ или действие в тот момент: что конкретно человек делал. Клиента можно попросить рассказывать о поведении так, как оно бы выглядело, если бы его снимала камера без звука со стороны.

Е — ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ. Чувств без физиологических реакций (жар, холод, онемение, сжатие, напряжение — нужно спросить, где) не бывает, поэтому важно уметь разделить эмоцию и то, что было в теле.

Такой анализ называется самонаблюдением и отличается от самокопанием, которым обычно занимается пациент. Это один из первых навыков самоэффективности!

Данная техника фиксирует автоматические мысли, но работать эффективнее с промежуточными. Поэтому к каждой мысли, которую мы фиксируем, следует задать один из трех вопросов: что эта мысль для Вас значит? о чем эта мысль для вас? как должно быть и как хотелось бы? Таким образом мы получаем список не только автоматических мыслей, но и промежуточных.

Важно информировать пациента, что привычные негативные мысли не исчезнут легко и быстро. Человек редко может контролировать первую мысль или оценку, которая появляется в голове, но он всегда может контролировать вторую мысль, третью оценку и т.д.! В результате применения данной техники человек должен научиться отслеживать привычные негативные мысли (автоматические) и отслеживать и менять вторичные оценки (промежуточные когниции). Для этого клиента просят последние переформулировать (т.е. найти те, которым клиент хотел бы руководствоваться в данной ситуации) или поменять к ним отношение. Во время этой работы возникают новые нейронные связи. После появления новых адаптивных когниций мы можем повторно попросить пациента определить интенсивность чувств и ощущений в теле (или предположить их изменение).

Резюмируют работу, спрашивая пациента о том, что в разговоре для него было важно, что полезно и как это ему помогает.