Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника! В сегодняшнем выпуске нашего Еженедельника…
«Как я писала ВКР» — эссе Анны Александровны Колесовой, выпускницы Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
Новости текущего цикла
Психосоматические заболевания как объект психотерапии. Комплексная психотерапия психосоматических расстройств и внутренних болезней
Психотерапевтическое воздействие в ЛОРП: эмоциональный корригирующий опыт и поведенческое научение
Институтская кухня: подготовка к 18-му Санкт-Петербургскому Апрельскому Семинару по психотерапии и практической психологии
Технологии компетентностного обучения: упражнение «Мой пациент»
______________________________________________________________________
«Как я писала ВКР» — эссе Анны Александровны Колесовой, выпускницы Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
Дорогие друзья! Сегодня мы хотели бы поделиться с вами статьей выпускницы нашего Института, клинического психолога Анны Александровны Колесовой. Нам чрезвычайно приятно получать подобный отклик от наших слушателей и мы надеемся, что их опыт будет полезен всем тем, кто только начинает свой путь в нашем Институте!
«Здравствуйте, дорогие читатели Еженедельника! В этой статье поделюсь своим опытом написания выпускной квалификационной работы (ВКР).
Я прохожу профессиональную переподготовку по специальности «клиническая (медицинская) психология». Сфера профессиональных интересов связана с клинической психотерапией невротических расстройств. В качестве темы ВКР я выбрала описание клинического случая применения когнитивно-поведенческой (КПТ) и личностно-ориентированной (ЛОРП) психотерапии в комплексном лечении пациента с невротическим расстройством.
Первой сложностью, с которой я столкнулась, было непонимание внутренней структуры работы. В ходе консультаций была выбрана модель описания функционального диагноза, предложенная в методическом пособии СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, включавшая оценку клинической, психологической и социальной плоскостей состояния пациента. Понимание содержания основной части работы существенным образом снизило мое напряжение, ушла растерянность, появился план действий.
Следующая сложность подстерегала меня на пути реализации плана. Работа, семья и бытовые дела оставляли мало времени на учебу. Именно поэтому я приняла решение выделить определенные слоты в своем расписании для написания текста и жестко придерживалась.
Практически все время я сталкивалась с огромным внутренним сопротивлением из-за кажущегося огромного объема предстоящей работы. Но принятое «на берегу» решение, а также навыки самосострадания и самоподдержки, приобретенные мной на цикле по терапии принятия и ответственности АCT (который также проходила в Институте), помогали садиться за работу в назначенное время и писать черновой вариант «хоть как-нибудь», чтобы в конце его «вычистить».
В общей сложности у меня ушло 10 дней на черновик (10 «заходов»), еще 2 дня на сборку отдельных глав и разделов в единое целое, 3 дня на вычитку текста и форматирование по ГОСТУ. Длительность работы над ВКР заняла 5 месяцев.
В ходе написания отдельных частей ВКР я углубилась в детальное и скрупулезное изучение терминов, процессов, пособий по своей теме, которое не смогла бы реализовать на таком глубоком уровне при обычном лекционном очно-дистанционном формате. Разрозненные главы из книг стали собираться в единую логическую структуру в моей голове и постепенно превратились в «активное» знание, которым я могла пользоваться и применять в работе.
Несмотря на личные и организационные сложности при написании ВКР, постепенно у меня появилось воодушевление от того, на сколько понятнее мне становилась тема неврозов, клинический подход в целом и сами пациенты, которые поставили передо мной профессиональные вопросы.
Благодаря описанию клинического случая я посмотрела на своего пациента под другим углом. С удивлением обнаружила дефицит в социальном окружении, который ранее был вне фокуса внимания. Смогла четко сформулировать внутриличностный конфликт. Более логично выстроились детали анамнеза, которые помогли описать психогенез невроза.
В целом написание этой практической работы стало «вишенкой» на торте моего индивидуального образовательного маршрута в Институте, потому что я ощутила, как закрылись белые пятна в моем понимании невроза, формулировании гипотезы, определении мишеней психотерапии, составлении плана оказания психологической помощи, сочетании техник КПТ и ЛОРП. То, за чем я пришла на программу переподготовки, — мои личные и профессиональные цели, реализовалось в полной мере!
Всем, кто сейчас пишет свои проекты или только планирует к ним приступить, желаю успешной реализации задуманного. А поможет на этом пути личностный смысл в обучении и постановка личных целей, которые не обязательно должны быть грандиозными. Главное – чтобы они были вашими и решали какие-то ваши практические задачи.
Успехов вам, дорогие коллеги!»
Новости текущего цикла
Психосоматические заболевания как объект психотерапии. Комплексная психотерапия психосоматических расстройств и внутренних болезней
13 декабря в Институте стартовал важный и интересный цикл «Психосоматические заболевания как объект психотерапии. Комплексная психотерапия психосоматических расстройств и внутренних болезней».
Первый модуль цикла был посвящен современным представлениям о психосоматических заболеваниях. При участии компетентностного преподавателя Ольги Решетовой слушатели познакомились, сформировали профессиональные семьи, представили от каждой семьи кейс сложного пациента и обсудили профессиональные компетенции, необходимые психологу и психотерапевту для работы с психосоматическими пациентами. После этого ректор Института Равиль Каисович Назыров прочитал лекцию о классификации психосоматических расстройств, психосоматическом парадоксе здравоохранения и кризисе «психосоматической медицины». Второй образовательный день начал Александр Александрович Климов, вместе с которым участники программы изучили тонкости клинико-психологической диагностики психосоматических заболеваний. После обеда день продолжился лекцией Равиля Каисовича о современных теориях психосоматической патологии. Завершился модуль тренировкой в создании индивидуальной психотерапевтической программы для психосоматического пациента и клиническим анализом психотерапевтического случая.
Второй модуль цикла был посвящен клинической психотерапии психосоматических заболеваний. В ходе образовательного процесса слушатели освоили классификацию и этиопатогенез психосоматозов, разделили психосоматозы и соматоформные расстройства, разобрались с мишенями психотерапии, а также с особенностями контакта при лечении пациентов, страдающих психосоматическими расстройствами.
Большой интерес и живой отклик у слушателей данной образовательной программы вызвала личность основного преподавателя. Кремлёва Ольга Владимировна заведует кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ПП ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, является доктором медицинских наук, профессором, имеет специализацию в области психиатрии и психотерапии. В 2006 г. обучалась когнитивно-поведенческой терапии по долгосрочному проекту Министерства международного развития Великобритании и Лондонского института психиатрии. В 2007 году защитила докторскую диссертацию «Психотерапия в реабилитации больных с ревматоидным артритом (с позиций биопсихосоциального подхода)». В процессе исследования разработала и внедрила в практику более 10 авторских методов психотерапии больных психосоматическими расстройствами. Автор 118 научных публикаций, 2 монографий, 9 авторских образовательных программ.
А также просто прекрасный лектор, чуткий и поддерживающий человек, увлеченный своей работой и с душой относящийся к каждому пациенту! После общения с Ольгой Владимировной слушатели единодушно выразили желание продолжить обучение и повышение квалификации в области психосоматики!
Ольга Владимировна побуждала слушателей задумываться и задаваться вопросами, структурированную теоретическую часть подкрепляла понятными клиническими примерами из своей обширной практики. Она провела мастер класс для слушателей с реальным клиентом, которого представила одна из участниц образовательного модуля. Помимо содержательно лекционного материала, большая часть образовательного модуля была посвящена практической работе. Слушатели работали в своих профессиональных семьях с кейсами, предоставленными преподавателем.
Третий модуль цикла был посвящен различным направлениям психотерапии, методы которых применяют для лечения пациентов с психосоматическими заболеваниями. Мария Владимировна и Александр Вадимович Никулины представили методы телесно-трансовой терапии, Наталья Алексеевна Ряузова — техники когнитивно-поведенческого направления, а Петр Васильевич Москалев — арт-терапевтические методики.
В настоящий момент цикл продолжается, слушатели принимают участие в групповом тренинге в модели психодраматической терапевтической группы, а значит, впереди у них еще много интересного.
Узнать подробнее о данной программе и подать заявку на участие в следующем потоке можно на нашем сайте: https://ipmp-spb.ru/pz
Психотерапевтическое воздействие в ЛОРП: эмоциональный корригирующий опыт и поведенческое научение
С 20 по 22 декабря в Институте прошел очередной модуль очень важного для нас курса подготовки специалистов в области личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии, посвященный эмоциональному корригирующему опыту и поведенческому научению в ЛОРП.
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия по Карвасаркому, Ташлыкову, Исуриной (ЛОРП) продолжает патогенетическую психотерапию В.Н. Мясищева и является основным психотерапевтическим методом Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии.
Хотя первичным и главным лечебным фактором ЛОРП как метод динамической психотерапии признает осознание пациентом его бессознательных тенденций (прежде всего, связи особенностей личности, типа психотравмирующей ситуации и развившегося расстройства), исцеления после решения этой задачи, как правило, не наступает. «Понимать» — важно, но недостаточно! Чтобы действительно помочь человеку избавиться от невроза, психотерапевт должен провести работу еще в двух сферах — эмоциональной и поведенческой. Способы такого воздействия слушатели изучали на данной образовательной программе.
В начале модуля с помощью компетентностного преподавателя Елены Сусловой участники сформулировали вопросы, позволяющие оценить собственные возможности в психотерапии, стать более успешными и состоятельными в работе со своими пациентами. Среди вопросов можно отметить следующие.
Узнать больше о программе подготовки специалистов в области ЛОРП «Личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия. Подготовка уровня ЛОРП-практик» и подать заявку на участие в следующем потоке (или в отдельных его модулях) можно на нашем сайте: https://ipmp-spb.ru/lr
Институтская кухня: подготовка к 18-му Санкт-Петербургскому Апрельскому Семинару по психотерапии и практической психологии
Традиция проведения Санкт-Петербургского Апрельского семинара по психотерапии и практической психологии насчитывает уже много лет: в 2022 году Семинар будет проводиться в 18-й раз! В году уходящем Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского положил начало еще одной доброй традиции — в ноябре 2021 года мы впервые провели Осенний фестиваль психотерапевтических практик, который получился ярким, легким и запоминающимся. Оба мероприятия, с одной стороны, несут образовательную функцию и направлены на исследование наиболее актуальной, практически значимой темы в психотерапии, а с другой, выступают для клинически-ориентированных специалистов (врачей и психологов) профессиональной средой, позволяющей ощутить поддержку коллег, справиться с личными затруднениями и получить мощный импульс для своего дальнейшего профессионального развития. Однако, несмотря на общую направленность, Семинар и Фестиваль ни в коем случае не одинаковы: рассматривая одну тему, они позволят взглянуть на нее с разных позиций, изучить с разных сторон. Так, предстоящий в 2022 году Апрельский Семинар продолжит затронутую на Фестивале тему тревоги, но уже на более глубоком, научном, можно даже сказать академическом уровне! В настоящий момент в рамках Семинара мы запланировали для вас целый ряд интереснейших мероприятий. Среди них большая линейка терапевтических групп, включающая динамическую, когнитивно-поведенческую, экзистенциально-гуманистическую, телесно-трансовую, детско-родительскую, арт-терапевтическую группу и групп-анализ. Кроме того, участников ждут выступления блестящих спикеров, специалистов в области клинической психотерапии, когнитивно-поведенческой психотерапии, психиатрии, нейропсихологии, философии и др. Все они позволят глубоко изучить тревожные расстройства и их лечение в эпоху постковида.
Чтобы вы уже сейчас могли прикоснуться к клиническим аспектам диагностики и лечения тревожных состояний и узнать все о проведении Апрельского семинара в 2022 году мы начинаем серию бесплатных образовательных вебинаров, первый из которых состоится уже 25 декабря. Зарегистрироваться на участие можно по ссылке: https://clck.ru/ZV7CF
Технологии компетентностного обучения: упражнение «Мой пациент»
Дорогие друзья, мы продолжаем знакомить вас с конкретными технологиями компетентностного обучения, регулярно используемыми на всех наших образовательных циклах. Это упражнение направлено на рефлексию собственной профессиональной практики в отношении одного пациента, перспектива получения результатов в работе с которым составила бы для слушателя зону ближайшего профессионального развития. Слушатели, которые еще не имеют собственной практики, для этого упражнения в качестве «объекта исследования» могут брать любого человека из своего окружения. В ходе упражнения необходимо кратко описать историю этого пациента, его жалобы, проведенную работу и ее результаты (этот пункт начинающие слушатели, взявшие для примера человека из своего окружения, соответственно опускают), а главное, сформулировать вопросы, которые возникли в ходе реального психотерапевтического взаимодействия с пациентом или которые возникли бы в случае, если описываемый в упражнении человек обратился за помощью. Момент постановки вопросов является самым важным, потому что позволяет слушателю точнее сформулировать собственные задачи на модуль и на обучение в целом, а значит, эффективнее добывать необходимую именно ему и именно сейчас информацию.