Дорогие друзья! Рады видеть вас на страницах нашей еженедельной электронной газеты! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Ольга Ростиславовна Фартушная

Новости текущего цикла

Лаборатория клинической психотерапии

Лаборатория психотерапии пограничных состояний

 

Институт психотерапии в лицах: Ольга Ростиславовна Фартушная

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего нашего выпуска — Ольга Ростиславовна Фартушная.

Ольга работает в Центре образования Института Карвасарского, она активно участвует в подготовке и ведении различной необходимой для проведения циклов документации — журналов посещаемости, анкет, расписаний, а главное, рабочих тетрадей, без которых невозможно представить себе ни одну нашу программу! При этом Ольга решает задачи как технического оформления тетради, так и ее содержательного наполнения компетентностыми упражнениями и заданиями, связанными с изучаемой на конкретном цикле темой, поскольку является активной участницей лаборатории методологии и методики обучения психотерапии «Кристалл» и членом методического совета Института, где все упражнения создаются и совершенствуются. Кроме того, наша гостья непосредственно общается со слушателями образовательных циклов, в том числе по электронной почте, консультирует по выбору обучающей программы, отвечает на их вопросы о заполнении рабочих тетрадей, выполнении упражнений и аттестации, т.е. оптимизирует процесс обучения. Возложенные на Ольгу задачи проверки рабочих тетрадей и сбора сведений об аттестации (прежде всего на дистанционных образовательных циклах, где слушатели проходят промежуточные и итоговые тестирования, решают ситуационные задачи и пр.) очень важны, поскольку позволяют участникам циклов своевременно получать документы об образовании (удостоверения, сертификаты)!

Наша гостья регулярно участвует в компетентностном сопровождении циклов. Помимо «Кристалла», она является постоянным членом лаборатории психотерапии пограничных состояний. Первая специальность Ольги — психология и конфликтология, в настоящее время в нашем Институте она проходит профессиональную переподготовку по клинической психологии: «Уже обучаясь в магистратуре я поняла, как мне не хватает клинических знаний и практических навыков. Особенно очевидно это стало при работе на телефоне кризисной помощи,» — рассказывает Ольга. В Институте Карвасарского ее особенно увлекла личностная ориентированность обучения с постановкой собственных целей: «За время знакомства с Институтом у меня полностью поменялось восприятие профессии и осознание в профессии себя!»

Самореализация в профессии сейчас главное для нашей гостьи. Но она не забывает и об отдыхе, любит посещать музеи и бывать на природе, красота которой помогает ей восстанавливаться.

На вопрос о жизненном кредо Ольга рассказывает про кольцо царя Соломона: «Когда все тяжело и кажется, что не справлюсь, я вспоминаю, что это пройдет… Равно как и в череде удач стоит помнить — и это пройдет тоже. Это помогает держать баланс!»

 

Новости текущего цикла

На минувшей неделе в нашем Институте продолжился цикл «Диагностика и лечение сексуальных расстройств. Семейная психотерапия». Третий модуль данного цикла был посвящен семейной системной психотерапии. В начале модуля Александр Александрович Климов рассказал слушателям об условиях качественной коммуникации с семьей и психотерапевтических принципах нейтральности, гипотетичности и циркулярности. Все последующее время модуля было отдано освоению компетенций в семейно-супружеской терапии на практике. Под руководством Александра Александровича и Алины Равильевны Соболевской слушатели формировали модельные семейные пары, в которых разыгрывали случаи обращения по поводу сексуальных или каких-либо иных проблем, а также пары котерапевтов. Остальные участники программы оставались в роли наблюдателей и следили за процессом, формулируя собственные гипотезы и предлагая варианты помощи. По словам Ольги Фартушной, компетентностного преподавателя модуля, особенно важный навык, полученный участниками за время обучения, — научиться отказываться от рассмотрения любой предъявляемой проблемы как относящейся исключительно к одному из членов семьи и видеть ее в аспекте порождения всей семьей как целостной системой.

Четвертый модуль программы представлял собой тренинг коммуникации в сексологии. Вместе с Александром Вадимовичем Никулиным слушатели изучили основы профессионального контакта в консультации по сексологическим вопросам (техники и приемы формирования доверительных отношений, увеличения и уменьшения «дистанции», технические тонкости профессиональной поддержки), разобрали возможные сложности. Участники программы учились описывать проблемы на языке пациентов, т.е. без употребления специальных терминов, разбирались с местом контакта в психотерапии, вебральными, паравербальными и невербальными аспектами коммуникации, эмоциональной, поведенческой и когнитивной обратной связью, изучили цикл контакта.

 

Лаборатория клинической психотерапии

В лаборатории клинической психотерапии продолжается работа над будущим клиническим руководством. Лаборанты представили на заседании списки литературных источников (как монографий, так и периодических изданий), освещающих психотерапевтическую работу в различных направлениях и с различными клиническими состояниями. Лаборанты изучили несколько глав монографии «Клиническая психотерапия в наркологии» и на сессии поставили перед научными руководителями целый ряд важных вопросов. О том, какие знания необходимы настоящему клиническому психотерапевту, чтобы из разнообразия методов аргументированно выбирать именно то, что лучше подходит конкретному пациенту для воздействия на выбранные психотерапевтические мишени. О месте психотерапии в мире современной медицины и реальности изменения отношения к ней в лечебных учреждениях и со стороны врачей других специальностей для осуществления клинической психотерапии на практике. О том, почему не остаться в одном конкретном методе, особенно учитывая, что сейчас они становятся все более и более интегративными; как понять, в каком именно подходе в какой момент необходимо концептуализировать пациента; как и на каком основании интегрировать терминологию различных направлений? Дать ответы на эти и подобные вопросы — одна из задач будущего издания.

 

Лаборатория психотерапии пограничных состояний

В лаборатории психотерапии пограничных состояний продолжается последовательный разбор психопатий. На данном заседании Алла Сергеевна Образцова, преподаватель курса кризисного телефонного консультирования нашего Института, представила истерическую психопатию. Она рассказала и признаках формирующегося истерического расстройства личности в детском возрасте, условиях семейного воспитания, способствующих закреплению истерических черт, и о главной проблеме истерика — огромной потребности во внимании при слишком малой, для того чтобы его удержать, глубине. Демонстративность была описана как основная черта истерических личностей, лежащая в основе различных поведенческих нарушений, делинквентности, побегов и суицида. В ходе доклада Алла Сергеевна провела границу между акцентуированной, высокофункциональной истерической личностью, эмоции которой могут быть весьма тонкими (это могут быть по-настоящему очаровательные люди), и психопатической, инфантильной, эмоции которой грубы, поверхностны и сопровождаются порой нелепым поведением. Интересным моментом в докладе было описание взгляда на истерию с точки зрения психоанализа как на двойную фиксацию на оральной и эдипальной стадиях, в результате чего возникает сексуализированное поведение, где целью является не сам секс, а получение доступа к мужской силе. Отражены были основные защитные механизмы истерической личности, прежде всего вытеснение. В качестве литературных примеров истерического поведения Алла Сергеевна привела героиню рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья», а также Скарлетт О’Хара, известную всем героиню романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Она описала также особенности психотерапевтического процесса, необходимые для работы с подобным клиентом профессиональные качества психотерапевта (например, тактичность при переносных реакциях пациента), а также мишени воздействия. За докладом последовали вопросы и обсуждение. Работа лаборатории продолжается