Дорогие друзья! Рады новой встрече с вами на страницах нашего Еженедельника! В сегодняшнем выпуске …
Конференция лаборатории психотерапевтической лингвистики: «Язык психотерапии: лечебная субстанция или способ ее доставки к страдающей личности»
Новости текущего цикла: Методы современной психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной)
Конференция лаборатории психотерапевтической лингвистики: «Язык психотерапии: лечебная субстанция или способ ее доставки к страдающей личности»
Несомненно, самым большим событием прошедшей недели стала конференция «Язык психотерапии: лечебная субстанция или способ ее доставки к страдающей личности». Эта конференция была чрезвычайно важна для нашего Института, ведь на ней мы впервые официально представили большой аудитории научную концепцию разрабатываемой нами новой области знания и практики — психотерапевтической лингвистики.
Конференция состояла из двух частей. В рамках первой, теоретической, части состоялись бинарный доклад Равиля Каисовича Назырова и Сергея Ивановича (Леона) Быкова — руководителей соответствующей общественной лаборатории Института, а также выступления экспертов. Следует отметить, что в качестве экспертов на конференцию была приглашена целая плеяда выдающихся специалистов, исследователей и практиков в области психотерапии, психиатрии, филологии и философии:
Вторая часть конференции предусматривала практическую работу в сессионных залах с возможностью участия в последующей свободной дискуссии. Важно, что данная конференция была зарегистрирована на портале непрерывного медицинского образования, поэтому врачи имели возможность получить за участие баллы в системе НМО.
За соблюдением регламента в течение всей конференции следил модератор — клинический психолог Александр Александрович Климов.
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с тем, что Сергей Иванович (Леон) Быков, врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, проректор нашего Института и создатель методики лингвистической психотерапии, назвал верхнеуровневой лингвистической концепцией, поскольку она затрагивает лишь самый край, «вершину айсберга», в то время как основную ее теоретическую и практическую часть еще предстоит проработать, в том числе при активном соавторстве всех участников встречи. Концепция была представлена через призму бинарного доклада Сергея Ивановича и Равиля Каисовича Назырова, ректора Института, доктора медицинских наук, в котором они попытались разобраться в том, чем же является язык — самим содержанием психотерапевтической интервенции или всего лишь носителем лечебной субстанции.
Бинарный доклад
Равиль Каисович Назыров
Представить себе психотерапию без языка сложно. Все люди, занимающиеся психотерапией, по сути являются языковыми специалистами, именно поэтому так важно обсудить место лингвистики в психотерапии и концепцию психотерапевтической лингвистики. Несмотря на то, что даже в самой лингвистике разобраться непросто, мы постараемся не уходить в сторону и придерживаться именно связи языка и психотерапии, лингвистической психотерапии и психотерапевтической лингвистики. Данный проект имеет давнюю историю: все началось с главы психотерапевтической энциклопедии, вышедшей под редакцией Б.Д. Карвасарского, «Лингвистический подход в психотерапии». Возможно, мы бы этим никогда не занялись, если в психотерапии все было хорошо. Однако в психотерапии, особенно медицинской, психологии, да и науках о психическом в целом не все просто, поэтому двигаться в эту сторону и искать ресурсы необходимо. К примеру, существование более 800 психотерапевтических методов — это какая-то запредельная история, объяснить которую клиническими или психологическими закономерностям весьма трудно. Поэтому, скорее всего, речь идет не о 800 методах, а, возможно, 800 нарративах, т.е. их описаниях.
Сергей Иванович (Леон) Быков
Я буду говорить через призму боли, моей собственной как практикующего психотерапевта, ученика великих мастеров, классиков — Бориса Дмитриевича Карвасарского и Владимира Степановича Григоревских, изучавшего психотерапию под руководством Марка Евгеньевича Бурно, Александра Ефимовича Алексейчика и других блестящих учителей. Глядя сейчас через призму лет или даже десятилетий на себя и свою специальность, используя эти знания, навыки и наработки в совершенно других коммуникативных областях (бизнес-строительстве, развитии организации, развитии системы персоналий), я четко осознаю эту боль от отсутствия единой осмысленной платформы, на которой я могу изучать/постигать/применять, а затем осваивать какие-то конкретные прикладные методы. Если в качестве примера взять этапы моего развития, то в какой-то момент психотерапией для меня была психоаналитическая терапия, и я искренне думал, что в этом ВСЯ психотерапия и состоит. На каком-то другом этапе психотерапией для меня была гипнотерапия: все остальное не очень понятно, а вот гипнотерапия — это психотерапия, потому что в ней ты учишься конкретному методу у конкретного автора, носителя этого метода. Целостная картина стала вырисовываться передо мной только тогда, когда начался процесс активного взаимодействия с Б.Д. Карвасарским и особенно написания под его руководством диссертации. С этой болью столкнулся я, и сталкивается с ней практически любой человек, который начинает изучать эту науку. А для меня психотерапия — это наука, моя позиция в этом отношении определена. И моя внутренняя задача заключается в том, чтобы вооружить начинающего, стартующего в своей практике специалиста-психотерапевта или специалиста другой помогающей профессии некой интегральной теорией, интегральной платформой, опираясь на которую он мог бы выстраивать свою собственную оригинальную практику, изучая тот или иной метод с точки зрения своего профессионального предпочтения.
Равиль Каисович Назыров
Вторая причина того, что мы занялись разработкой психотерапевтической лингвистики — кризис психология, включающий в том числе такие проблемы, как психофизиологическая проблема, проблема возникновения сознания и языка. Часть этих проблем благодаря психотерапевтической лингвистике точно можно решить! Это удивительный феномен, когда мозг, погруженный в объективную реальность, порождает Психику; психика (в узком смысле этого слова, т.е. та область, которой занимаются психиатры), погруженная в социальную среду, порождает Личность и культуру; Личность же, погруженная в культуру, порождает Духовность. Эти языковые явления имеют очень важное значение! Сложности возникают из-за недооценки роли языка. По сути, все психотерапевтические методы объединяются специфическим использованием языка, поэтому предлагаемый нами способ решения заключается в том, чтобы попробовать выделить такую вот научную пограничную дисциплину на стыке между лингвистикой и психотерапией, направленную на изучение языка в психотерапии. Ее предметной областью при этом следует считать использование языка в системе лечебного воздействия на личность, а через личность — на организм страдающего или больного человека.
Сергей Иванович (Леон) Быков
Для меня здесь присутствует очень важный посыл, суть которого заключается в том, что мы где-то для себя понимаем, что психотерапевтическая лингвистика должна играть очень важную роль в процессе перехода от состояния развития через страдания к состоянию развития как выбора. В этом случае появляется возможность двигаться к оппонирующему страданию состоянию — состоянию счастья, которое в разных моделях присутствует в различных ипостасях: счастье как удовлетворение потребностей, счастье как радость, счастье как наслаждение, счастье как блаженство. Таким образом, роль психотерапевтической лингвистики следует понимать именно как лингвистический инструмент, позволяющий психотерапевту или другому специалисту помогающих профессий провести человека от состояния страдания к состоянию счастья, построить между ними мост. Вот такую большую и философскую социально-значимую и социально-ответственную задачу мы ставим перед психотерапевтической лингвистикой.
Равиль Каисович Назыров
Тем более что счастье не очень хорошо изучается в науках о психическом. Одновременно большинство происходящих в человеке явлений может быть описано с помощью лингвистических закономерностей, в том числе такие как личность, норма и патология, и даже сама психотерапевтическая интервенция. Таким образом, помощью лингвистического взаимодействия может быть хорошо и полно исследована структура больших психотерапевтических методов. При этом психотерапевтическая лингвистика способна ответить на ряд вопросов и описать психотерапевтическое воздействие в разных парадигмах. Так, интерпретация в психодинамической психотерапии является по сути разгадыванием смыслов, научение — реализацией заранее описанного поведения, фрустрация — словесным описанием предельного соприкосновение со страданием, мифологизация — созданием корректных гипертекстов, т.е. корректных описаний в чистом виде. Патология также может быть рассмотрена через три важные плоскости: как нарушение лингвистической личности, нарушение описания явлений мира и самого себя и нарушение инструментализации сознания, не позволяющее человеку использовать эффективные способы устранения нарушений.
Сергей Иванович (Леон) Быков
Нужно отметить, что личность может наилучшим образом разобраться со своими трудностями, используя тот или иной инструмент, специально размещенный ею в сознании. Этот инструмент — общечеловеческий (т.е. речь идет не о профессиональном инструментарии инженера, врача или любого другого специалиста, который также размещается в сознании и у опытного специалиста мгновенно выпрыгивает в нужный момент как нечто само собой разумеющееся). Мы говорим о базовом инструменте реализации сознания, который человек может использовать для создания релевантного описания и переописания в случае необходимости.
Равиль Каисович Назыров
Нарушения языковой личности также могут происходить на нескольких уровнях: нарушения семантико-строевого уровня организации личности (употребляемые данной личностью отдельные слова, отношения между ними и стереотипы — наиболее ходовые, стандартные словосочетания, простые формальные предложения и фразы; «в каждом человеке я предполагаю агрессию в мою сторону»); нарушения реконструкции языковой модели мира, или тезауруса, данной личности (на основе произведенных ею текстов); нарушение жизненных или ситуативных доминант, установок и мотивов, находящих отражение в процессах порождения текстов и их содержании, а также в особенностях восприятия чужих текстов. Нарушения в репрезентации реальности — это нарушения воспроизведения опыта человеком вследствие расстройства памяти и других психических функций, особенностей личностного функционирования, а также влияния других психологических и физических факторов, способных исказить картину объективной реальности, социального функционирования и самого себя (примерами могут служить кванторы общности — «все», «никогда» и др., нарушение последовательности и опущения). Нарушения в инструментализации сознания — это устойчивые, закрепленные в культуре и одновременно личностно-значимые алгоритмы когнитивно-эмоциональной обработки объектов восприятия высокой личностной значимости (примеры — отказ от «Я-причинности», нарушение иерархических шкал, матриц, моделей и др.).
Сергей Иванович (Леон) Быков
За всем этим стоят исследования и наблюдение, где мы отчетливо видим, что если сознание хорошо инструментализировано, если его инструментализация построена в логике «Я-причинности», в логике «Я — единственная причина того, что со мной происходит», то человек способен создать релевантное описание, а в случае необходимости — переописание, т.е. переописать свою реальность со страдания на любое другое новое желательное состояние. Если же происходит отказ от «Я-причинности», как осознанный, так и неосознанный, человек становится пешкой в руках слепой судьбы и такого переописания самостоятельно создать не может. И здесь значение специалиста, который помогает выйти из этого страдания, создать соответствующее описание и войти в эту новую, лучшую описанную реальность, трудно переоценить.
Равиль Каисович Назыров
И последний вопрос в том, как нужно обучить и подготовить человека, чтобы он, занимаясь различными направлениями психотерапии, учитывал и использовал эти лингвистические движения. Это должна быть система компетенций врача-психотерапевта, создающая условия для определения личностных феноменов, что в реальной психотерапевтической практике часто оказывается не простой историей, а также включающая другие качества, в том числе речевую четкость при одновременной речевой свободе. Специалист должно уметь точно и емко говорить на разных языках!
С нашей точки зрения, даже такое краткое соприкосновение с психотерапевтической лингвистикой, ее концептуальными особенностями убедительно показывает ее возможности выступать в качестве научной основы психотерапии и описывать, соединять, объединять и показывать сходство явлений в различных системах психотерапии и психологии.
Последующая работа включала выступления приглашенных экспертов, содержащие как слова поддержки разработки концепции, так и важные критические замечания. Эти выступления мы обязательно представим вам подробно в других наших изданиях (в настоящий момент по итогам конференции даже запланирован выход методического пособия!). После выступлений спикеров все участники конференции разделились на группы, которым под руководством модераторов предстояло обсудить, лечит ли язык психотерапии или только доносит какой-то другой лечебный фактор, подумать над выступлениями экспертов-спикеров и сформулировать собственное отношение к проблеме. Модераторами групп были участники лаборатории психотерапевтической лингвистики (Евгения Николаевна Тихомирова, Ирина Борисовна Рамаева, Дмитрий Анатольевич Климшин, Галина Леонидовна Чегодаева, Екатерина Витальевна Михайлова), а также компетентностные преподаватели, участники лаборатории «Кристалл». Итоги групповой работы были представлены выбранным от каждой группы докладчиком. Мы предлагаем вам ознакомиться с работой группы экспертов, итоги которой подвел Равиль Каисович Назыров.
Итоги работы группы экспертов
В ходе работы группы экспертного взаимодействия каждый из экспертов внес какое-то свое слово о развитии данной области знаний и практики (учитывая ряд мнений, над ее названием несомненно еще нужно будет подумать). Леон Быков подчеркнул, что одной из задач было бы через подобные дискуссии определить эту область, обработать существующую литературу и создать тематическую библиотеку, включающую все написанные по данной теме тексты. Обязательно приглашение к сотрудничеству профессионалов-лингвистов, которые, возможно, камня на камне не оставят от наших идей, но только таким образом развитие будет идти в достаточной мере обоснованно. Еще раз была подчеркнута необходимость уйти от такого понятия, как «предметная область», которое вызывает непонимание и даже отвращение (в том числе у таких значимых специалистов, как Вадим Петрович Руднев). Екатерина Николаевна Базарова предложила создать серию площадок для полемик: сегодня мы только коснулись этой темы, но было бы здорово провести, например, серию вебинаров. На одном из подобных вебинаров было бы возможно снова встретиться с Иосифом Мейеровичем Зислиным и попытаться развести понятия более четко. Дарья Александровна Смирнова предложила написать литературный обзор, провести анализ и даже специальный мозговой штурм, где прямо под текстом можно было бы вести обсуждения, разрабатывать лингвистическую базу, собственную методологию и, конечно, изучать эти процессы с трех позиций — с точки зрения лингвистики пациента, лингвистики психотерапевта и лингвистики психотерапевтического процесса. Важно провести стандартизированные исследования, чтобы доказать, что лингвистика помогает психотерапии. Дмитрий Викторович Ковпак также высказал большое количество предложений, в том числе проанализировать существующую практику использования лингвистических диагностических подходов, предназначенных, например, для исследования семантического ядра. Делать это можно также с использованием специальных технологий и привлечением искусственного интеллекта. Необходимо исследовать роль языка при различных нозологиях, в том числе больших психиатрических заболеваниях, пограничных психических расстройствах (возможно, что значение языка при разной патологии различается). Важно создавать специальные формы практического взаимодействия в особых форматах (наподобие таких технологий, как Алиса в Яндексе), которые, конечно, не заменят психотерапевта, но могут сослужить важную службу и помочь разобраться с рядом вопросов. Присоединившаяся к встрече Ирина Сергеевна Королева, первый проректор Института, отметила, что важно вернуться через какое-то время к разработке методологии, а также определить ряд технических заданий, которые можно поручить через аутсорс людям, готовым включиться в работу. Таким образом к работе в данном направлении можно привлечь всю страну и весь мир!)
Новости текущего цикла
Методы современной психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной)
Четвертым модулем данного цикла был лингвистический тренинг, который в некоторой мере продолжил тему конференции.
В первый день тренинга начался со знакомства. Проректор Института по новым технологиям врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы Сергей Иванович Быков познакомился со слушателями. В общих чертах он рассказал, чем им предстоит заниматься в ближайшие три дня. После теоретической части участники тренинга отправились в сессионные залы выполнять упражнение. По выходу из залов каждая группа поделилась результатами с преподавателем и другими участниками цикла. Возможность озвучить свои успехи и трудности была очень значима для всех слушателей. Участники были включены в процесс, задавали вопросы, проявляли интерес и к теории, и к упражнениям. Все были по-настоящему увлечены процессом!
В конце дня Сергей Иванович озвучил участникам домашнее задание и попросил оценить занятие по 10 балльному разряду с точки зрения эффективности по эмоциональной и интеллектуальной шкалам. Большинство участников выбрали оценки 10/10. Однако были и такие, которые поставили оценку 12/12, объясняя это обилием информации
В начале второго дня Сергей Иванович попросил слушателей поделиться своим состоянием. Радостно, что некоторые участники сразу же начали применять освоенные в предыдущий день тренинга навыки в работе. После этого продолжилась работа в общем зале, где Сергей Иванович рассказал слушателям о новых техниках. После обеда участники разошлись по сессионным залам для отработки практических навыков. В ходе традиционного обсуждения Сергей Иванович помог участникам на нескольких примерах скорректировать то, что они не смогли сделать в группах самостоятельно. Большое впечатление на участников, а также компетентностного преподавателя Светлану Кравец, произвела фраза ведущего: «В мелочах Бог. Если мы их не замечаем, в мелочах черт». В конце дня участники оценили эффективность занятия. Оценки снова разделились… на 10/10 и 12/12)))
Третий день тренинга, как и предыдущий, начался с обмена состояниями. Слушатели делились инсайтами прошлого дня и событиями, которые называли чудесами. Далее Сергей Иванович поделился новыми схемами работы. Взаимодействие в третий день происходило в общем зале. Участники были включены в процесс, задавали вопросы. Все увлеклись так, что решили пропустить последний перерыв в работе! И даже запланировали присутствие на следующем тренинге Сергея Ивановича! Завершился тренинг благодарностью друг другу и преподавателю и оценками, которые сегодня единогласно были 10/10 как по интеллектуальной, так и по эмоциональной шкалам!
Следующий аналогичный цикл пройдет в нашем Институте 4–16 апреля 2022. Узнать о нем подробнее можно на сайте: https://spb-ipmp.ru/mtp