Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника! В сегодняшнем выпуске …
Институт психотерапии в лицах: Дмитрий Климшин — участник лаборатории психотерапевтической лингвистики
Новости текущего цикла
Четвертый шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Прогресс и классификация в психотерапии»
Концепция патологии в ЛОРП: невротические расстройства с позиции Ленинградской школы психотерапии — третий модуль многоступенчатой программы «ЛОРП-практик»
Работа с переживаниями и эмоциями с помощью техник когнитивно-поведенческой психотерапии
Техника недели: работа с восприятием в когнитивно-поведенческой терапии
Институт психотерапии в лицах: Дмитрий Анатольевич Климшин — участник лаборатории психотерапевтической лингвистики
Дорогие друзья, гость нашего сегодняшнего выпуска — Дмитрий Анатольевич Климшин, клинический (медицинский) психолог и постоянный участник лаборатории психотерапевтической лингвистики.
Основная деятельность Дмитрия — частная психотерапевтическая практика. С нашим Институтом Дмитрий познакомился, выбирая образовательные программы для расширения сферы своей профессиональной компетентности. «На мой взгляд, Институт Карвасарского — это передовое учебное учреждение в нашей стране, занимающееся подготовкой в области клинической психотерапии, — рассказывает наш гость. — К тому же, основным преподаваемым в Институте методом является личностно-ориентированная реконструктивная терапия по Карвасарскому, Ташлыкову и Исуриной, что соответствует моим целям и задачам — именно в этом методе я в настоящее время работаю и пытаюсь развиваться. Я двигаюсь вместе с Институтом!».
Лабораторию психотерапевтической лингвистики Дмитрий выбрал сознательно: «Меня всегда интересовали лингвистические аспекты человеческого существования, и я уверен, что психотерапевт/психолог должен прекрасно разбираться в лингвистических особенностях межличностной коммуникации. Это та сфера, где настоящих научных исследований пока еще крайне мало, и я могу и хочу сказать здесь свое слово».
Основной принцип нашего гостя — соответствие сферы профессионального развития его собственным ценностям и наличие потенциала для их реализации. «Я верю в огромные возможности развития человека, торжество гуманизма и науки, в их победу над мракобесием, суевериями, примитивизмом», — говорит наш гость. В качестве главного своего увлечения Дмитрий называет классическую литературу, прежде всего произведения А. Чехова, М. Булгакова и В. Набокова. Еще одно увлечение — кинематограф, предпочитает российское и итальянское кино 50–80-х гг. XX века. Его любимые режиссеры — В. Абдрашитов, Г. Данелия, Ф. Феллини.
Новости текущего цикла
Четвертый шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Прогресс и классификация в психотерапии»
Программа профессиональной переподготовки для врачей и психологов «60 шагов в психотерапию» продолжается. В субботу завершился четвертый ее шаг, посвященный прогрессу и классификации в психотерапии.
В ходе этой образовательной недели слушатели познакомились с психотерапией в разные временные промежутки и четко изучили ее развитие вплоть до сегодняшнего дня. Организационно-методическая структура данного шага была традиционной и уже доказавшей свою эффективность: в понедельник слушатели самостоятельно изучали учебные материалы (основные, в том числе видеолекцию Равиля Каисовича Назырова, и вспомогательные), после чего прошли небольшой тестовый контроль и во вторник были допущены к очным занятиям. Вместе с Александром Александровичем Климовым они постарались определить, как подобрать конкретный метод под запрос пациента, а также его клинические, социальные, экономические и прочие характеристики. Попрактиковаться в выборе метода они смогли в ходе модельного взаимодействия с друг с другом и разбора представленных кейсов, а закрепить владение классификацией методов современной психотерапии и навыком выбора наиболее подходящего инструментария — в работе с реальным пациентом в четверг. Продолжили размышление над выбором оптимального метода слушатели в ходе самостоятельной домашней работы. В субботу же они смогли обсудить друг с другом и преподавателями, Александром Александровичем Климовым и Марией Ивановной Кадюковой, свои рассуждения и концептуализировать случай. Проделанная в течение недели работа помогла участникам получить необходимый объем теоретических знаний о преимуществах использования методов различных направлений психотерапии, научиться на практике выбору наиболее подходящего психотерапевтического метода в работе с конкретным пациентом и оценке его результатов, а также сформировать компетенцию использования современных классификаций в психотерапии.
Дорогие коллеги, уже сегодня стартует следующая образовательная неделя «Объекты психотерапевтического воздействия и формы психотерапии», а в следующий понедельник, 23 августа, — «Психотерапевтическая лингвистика». Напоминаем, что возможно участие как в полной программе «60 шагов в психотерапию», так и в любом ее отдельном мероприятии! Присоединиться к слушателям Вечернего Института вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/
Концепция патологии в ЛОРП: невротические расстройства с позиции Ленинградской школы психотерапии — третий модуль многоступенчатой программы «ЛОРП-практик»
На минувшей неделе состоялся очередной модуль многоступенчатой программы подготовки специалистов в методе личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии. Модуль был посвящен концепции патологии в ЛОРП, прежде всего пониманию неврозогенеза. Начался модуль с компетентностных упражнений: слушатели предоставили для обсуждения кейсы своих пациентов и поставили для себя, преподавателя и всей группы вопросы на обучение. После этого ректор нашего Института, доктор медицинских наук Равиль Каисович Назыров прочитал лекцию, в которой затронул актуальность вопроса, эпидемиологию невротических расстройств, разницу в понимании невроза психиатрами и психотерапевтами, вопросы этиологии, в том числе травму психическую и психологическую, интрапсихический конфликт и стратегии совладания.
Во второй день модуля образовательную эстафету перенял Александр Александрович Климов, директор Центра образования нашего Института, который вместе с участниками программы разобрал вопросы и сложности диагностики невротического расстройства — позитивной и негативной. После теоретического разбора слушатели разделились на пары «психотерапевт–пациент», в которых смогли потренироваться в сборе анамнеза в аспекте этиопатогенетического формирования невротического расстройства и попытаться определить ведущий психопатологический тип собеседника. Третий день был посвящен клиническому анализу психотерапевтического случая. Полученный за два дня модуля опыт слушатели попытались применить к конкретному пациенту, распределив между собой задачи по взаимодействию. За общением с пациентом последовали обсуждением и концептуализация случая вместе с преподавателями.
Программа подготовки специалистов «ЛОРП-практик» продолжается, следующий ее модуль будет посвящен коммуникации и формированию терапевтических отношений. Узнать о ней подробнее и присоединиться вы можете по ссылке: https://spb-ipmp.ru/lr
Работа с переживаниями и эмоциями с помощью техник когнитивно-поведенческой психотерапии — шестой модуль многоступенчатой программы «КПТ. Шесть ступеней»
Еще один цикл, состоявшийся на минувшей неделе, был посвящен работе с эмоциями в когнитивно-поведенческой психотерапии. Вместе с Ириной Викторовной Бубновой слушатели изучили способы работы с травматичными и дисфункциональными переживаниями, потренировались в работе с ожиданиями и восприятием (описание работы с восприятием в КПТ вы можете найти ниже).
Данный модуль пройдет в нашем Институте с 16 по 18 декабря 2021. Узнать больше о данной программе и подать заявку на участие вы можете на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/rabota-s-perezhivaniyami-i-emotsiyami-s-pomoschyu-tehnik-kognitivno-povedencheskoj-psihoterapii
Техника недели: работа с восприятием в когнитивно-поведенческой терапии
Восприятие — процесс приема и переработки информации с целью создания целостного образа объекта. Восприятие включает ощущения и их оСМЫСЛение, а значит, всегда связано с глубинными убеждениями. Процесс восприятия проходит очень быстро, со скоростью движения импульса по нервным волокнам. И задача терапевта здесь заключается в том, чтобы обучить клиента избегать машинальности и однозначности восприятия и помочь ему в формировании восприятия более осознанного и разнообразного.
Изменить восприятие усилием воли нельзя: оно меняется автоматически по мере накопления опыта и формирования новых убеждений, т.е. к изменению восприятия косвенно приводят когнитивные технологии. Основная же задача при работе с восприятием — научить пациента осмыслять стимул осознанно, как к что-то, обладающее не одним единственным смыслом, а всегда несколькими. Техника работы с восприятием также позволяет выявить фиксированные формы поведения, дисфункциональные установки и нереалистичные ожидания.
В фокус внимания пациента нужно ввести пусковой стимул — триггер.
Существует пять видов триггеров.
Чаще всего задействованы 2–3 триггера.
Именно умение определять триггер и понимать, как он был осмыслен, и называется осознанностью. Осознанность — это навык, который можно тренировать. Первичная задача терапевта — узнать, какой стимул и как человек привык воспринимать. После этого нужно задать клиенту несколько вопросов:
— почему именно этот смысл Вы используете (тут открываются установки, убеждения, представления о мире и т.д.)?
— какие другие оценки этого же стимула возможны? (Это очень важный терапевтический вопрос; другие оценки подбирают, опираясь на здравый смысл, внося таким образом в сознание пациента альтернативные смыслы.)
— что изменится, если Вы будете думать по-другому?
— почему Вы не пользуетесь другими вариантами?
— с каким восприятием легче жить?
Клиенту необходимо транслировать, что нужно учиться делать так (искать разные смыслы) ВСЕГДА и во всех ситуациях. Очень важно также информировать его о том, что ожидание мгновенного исчезновения негативных мыслей — ложное! Нейронные сети, обеспечивающие привычное восприятие, активировались тысячи раз, и чтобы заработали новые, нужно время. Первое восприятие люди не могут контролировать осознанно, но всегда способны контролировать второе, третье, четвертое и последующие, а значит, вполне могут научиться влиять на свое эмоциональное отношение.