Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника! В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах: Алексей Сергеевич Гетманов — участник лаборатории клинической психотерапии

Новости текущего цикла

Третий шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — Психотерапевтическая интервенция: личностное воздействие в психотерапии

Личность в норме и патологии. Клинико–психологическое вмешательство в лечении расстройств личности и помощи здоровым людям с психологическими проблемами

Лаборатория клинической психотерапии

Институтская кухня: анонс Осеннего фестиваля психотерапевтических практик

Психотерапевтическая техника недели: мотивационное интервью (мотивационная интервенция)

 

Институт психотерапии в лицах: Алексей Сергеевич Гетманов — участник лаборатории клинической психотерапии

Дорогие друзья! Гость сегодняшнего выпуска — Алексей Сергеевич Гетманов, клинический психолог и постоянный участник лаборатории клинической психотерапии.

После получения базового психологического образования и окончания магистратуры Алексей решил продолжить обучение в клинической плоскости. Так он познакомился с Институтом психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, где в 2016 году начал профессиональную переподготовку по клинической психологии. Он приехал на один цикл, а потом прошел еще пять. «Меня привлекли суперкачественное образование и особая методологическая образовательная система,» — рассказывает наш гость. В настоящее время Алексей как клинический психолог ведет частную практику, помогая различным категориям пациентов.

В лабораторию клинической психотерапии наш гость попал случайно: «Оказалось, что быть лаборантом очень интересно! Здорово быть причастным к переработке идеи клинической психотерапии!» Активно участвуя в жизни лаборатории, готовя к выпуску руководство по клинической психотерапии различных нозологических групп, Алексей понял, что это отличный вариант научной работы, которого ему не хватало.

Главный профессиональный принцип Алексей — научная обоснованность в работе. В его планах открытие собственного психологического центра. Зная целеустремленность и активную жизненную позицию нашего гостя, мы уверены, что у него все получится! А такие увлекательные хобби, как танцы, походы и стрельба из лука, позволят ему сохранять необходимый ресурс, чтобы продолжать помогать своим пациентам максимально качественно!

 

Новости текущего цикла

Третий шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — Психотерапевтическая интервенция: личностное воздействие в психотерапии

Дорогие друзья, на минувшей неделе наша вечерняя программа профессиональной переподготовки для врачей и психологов «60 шагов в психотерапию» продолжилась образовательной неделей, посвященной психотерапевтической интервенции и личностному воздействию в психотерапии.

Данный шаг познакомил слушателей с сутью личностного воздействия в психотерапевтической интервенции и его критериями. В соответствии с выверенной образовательной системой Вечернего Института в понедельник слушатели изучали учебные материалы самостоятельно, после чего прошли небольшой тестовый контроль и во вторник были допущены к очным занятиям. Вместе с Равилем Каисовичем Назыровым они прояснили выбор точки приложения усилий при осуществлении психотерапевтической интервенции, а в ходе модельного взаимодействия с друг с другом и разбора представленных кейсов смогли овладеть практическим умением различать воздействие психотерапевтическое, личностное, и имитационное. Закрепить это умение в работе с реальным человеком слушатели смогли в четверг. После сессии с пациентом спланировать личностное воздействие при работе с ним слушателям было предложено в качестве домашнего задания. В субботу участники программы обсудили его выполнение, поделились мнениями и концептуализировали случай вместе с преподавателями. Проделанная работа помогла участникам образовательной недели сформировать компетенцию осуществления направленного на личность психотерапевтического вмешательства.

Дорогие коллеги, всего через неделю стартует следующий модуль вечерней образовательной программы, состоящий из трех шагов: «Прогресс и классификация в психотерапии», «Объекты психотерапевтического воздействия и формы психотерапии» и «Психотерапевтическая лингвистика». Напоминаем, что возможно участие как в полной программе «60 шагов в психотерапию», так и в любом ее отдельном мероприятии! Присоединиться к слушателям Вечернего Института вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/

Личность в норме и патологии. Клинико-психологическое вмешательство в лечении расстройств личности и помощи здоровым людям с психологическими проблемами

На минувшей недели завершился цикл «Личность в норме и патологии. Клинико-психологическое вмешательство в лечении расстройств личности и помощи здоровым людям с психологическими проблемами».

Модуль «Клинико-психологическое вмешательство в лечении расстройств личности и поведения у взрослых» начался с традиционной рубрики «Вопросы ректору». Слушатели подготовили для Равиля Каисовича непростые вопросы: каковы психологические аспекты борьбы с алкоголизмом и наркоманией несовершеннолетних; как быть в случаях, когда человек осознает свое патологическое влечение (например, педофилию) и это его пугает; какие виды социальной деятельности следует развивать в связи с увеличением числа людей с личностными расстройствами в популяции.

После компетентностных настроек с Ольгой Ростиславовной Фартушной образовательную эстафету перехватила Ирина Виктровная Бубнова, клинический психолог, опытный диагност и когнитивно-поведенческий психотерапевт. Она помогла слушателям разобраться в особенностях клинико-психологической диагностики расстройств личности, в том числе экспериментально-психологическими методами.

В следующие два дня Равиль Каисович и Ирина Викторовна вместе со слушателями погружались в особенности установления контакта с пациентами с аномалиями личности и профессиональной коммуникации (с тренировкой в парах «пациент–терапевт», где слушатели могли поочередно примерить на себя обе роли), а также изучали способы системной помощи этой непростой клинической категории. Завершился модуль подведением итогов и рефлексией наработанных слушателями компетенций вместе с ректором Института, Равилем Каисовичем, и первым проректором, Ириной Сергеевной Королевой.

Последние три дня цикла были заняты личностно-ориентированным тренингом в модели динамической группы. Ведущие тренинга, клинические психологи Алина Равильевна Соболевская и Александр Вадимович Никулин, познакомили слушателей с теорией групповой психотерапии, озвучили правила, которые необходимо соблюдать для участия в тренинге, и привели примеры упражнений и техник, используемых в групповой работе.

Поскольку формат тренинга позволяет как обучиться методу, так и решить некоторые собственные сложности в отношениях и жизни, каждый участник озвучил собственный запрос — чему хотелось бы научиться в процессе групповой работы и что проработать. Если в формулировании запроса слушатели испытывали сложности, преподаватели обязательно приходили на помощь. Роль ведущих они поочередно передавали участникам, оставаясь в роли супервизоров и давая обратную связь по происходящему процессу. Помочь участникам включиться и ускорить групповую динамику были призваны упражнения психогимнастики.

Буквально с каждым часом участники все более уверенно чувствовали себя в роли ведущих, лучше взаимодействовали, более открыто прорабатывали запросы, связанные с личными темами, делали выводы. По завершении тренинга участники единодушно признали пользу динамической психотерапии, преимущества группового формата и даже изъявили желание попасть на группу снова!

Следующий аналогичный цикл пройдет в нашем Институте с 18 по 30 июля 2022. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие вы можете на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/lnp

 

Лаборатория клинической психотерапии

В лаборатории клинической психотерапии очередная встреча прошла с участием постоянных лаборантов, модератора, клинического психолога Ирины Викторовны Бубновой, и научного руководителя, ректора Института Равиля Каисовича Назырова. В ходе работы участники обсудили взаимосвязь функционального диагноза с психотерапевтической гипотезой, Равиль Каисович уточнил технологию формирования гипотезы и мишеней клинической психотерапии. На заседании также был прописан план написания научной статьи по материалам прошедшей конференции: каждый участник получил по пункту для написания черновика. Работа лаборатории продолжается.

 

Институтская кухня: анонс Осеннего фестиваля психотерапевтических практик

Дорогие друзья! Проводимый нашим Институтом Апрельский семинар является важным и желанным ежегодным мероприятием для большого числа психологов и психотерапевтов. В этом году мы планируем начать еще одну добрую традицию — Осенний фестиваль психотерапевтических практик, призванный в первую очередь помочь специалистам решить свои жизненные проблемы и пополнить запасы собственных ресурсов для успешного продолжения профессиональной деятельности. Предполагаемые даты фестиваля — 11–17 ноября 2021 года. Первые три дня будут посвящены коротким мероприятиям — семинарам, мастерским, мастер-классам, тематическим выступлениям приглашенных спикеров, ведущих специалистов в различных областях психотерапии и психологии. Четвертый день фестиваля — 14 ноября — будет Днем Культуры. В этот день гости смогут посетить различные достопримечательности Северной столицы и познакомиться друг с другом и нашими сотрудниками ближе в еще менее формальной обстановке. Три завершающих дня будут посвящены различным формам современной групповой психотерапии: участники смогут выбрать группу по своим интересам и запросам, чтобы наиболее качественно проработать собственные, особенно волнующие их сложности. Динамическая группа будет пронизывать все шесть рабочих дней Фестиваля. Приглашаем вас принять участие в Фестивале — присоединиться к нашему сообществу, погрузиться в дружественную, ресурсирующую профессиональную среду и открыть для себя новые грани как психотерапии, так и собственной личности!

 

Психотерапевтическая техника недели: мотивационное интервью (мотивационная интервенция)

Дорогие коллеги! Еженедельно в нашем Институте проходят занятия в Группе продленного дня (ближайшая встреча состоится 04.08.2021; узнать больше и подать заявку можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/vi). Это отличная возможность в удобном онлайн-формате познакомиться с важнейшими психотерапевтическим технологиями, попробовать их на себе и потренироваться на других участниках. Одним из упражнений, оттачиваемых в группе продленного дня, является мотивационное интервью. И сегодня мы хотим рассказать вам об этой технике подробнее.

 

Мотивационное интервью — это особая техника консультирования, в которой специалист становится помощником в процессе изменений и выражает принятие клиента. Эта техника была разработана как краткосрочный, основанный на принятии клиента и избегающий споров и убеждений способ помощи кому-либо в изменении своего поведения.

Мотивационное интервью объединяет самые эффективные и в то же время простые приемы ведения беседы — вопросы, слушание, подведение итогов и поддержка. В процессе мотивационного интервью двое и более людей рассматривают вместе стимулы, побуждающие человека к принятию решения и действию или бездействию по отношению к какой-то ситуации. Это продолжающийся разговор об изменениях, направленный особым стилем работы консультанта так, что основная роль в этом разговоре отводится клиенту. Консультант поощряет клиента говорить о сомнениях и препятствиях, о желании или нежелании изменений, для того чтобы принять решение по поводу своего поведения. Основные положения метода были детально описаны В. Миллером и С. Роллником в 1991 году. Базируется метод на понимании концепции этапного изменения поведения (Д. Прохазка, К. Ди Клементе).

По мнению одного из авторов, В. Миллера, лучше понять суть метода позволяет его сопоставление с традиционным консультированием. Итак, при проведении мотивационного интервью консультант:

· НЕ настаивает на том, что у человека есть проблема и ему необходимы перемены;

· НЕ предлагает прямой совет и НЕ «прописывает» решения проблемы без согласия человека или без побуждения клиента к самостоятельному выбору решения;

· НЕ занимает авторитарную/экспертную позицию, отводя клиенту лишь роль пассивного участника;

· НЕ подменяет беседу чтением лекций, расписыванием преимуществ, т.е. ни в коем случае НЕ ведет «игру в одни ворота»;

· НЕ навязывает диагностические ярлыки («наркоман», «проблема», «это ненормально», «болезнь»);

· НЕ ведет себя в карательной или принуждающей манере.

При использовании мотивационного интервью самое главное — создать у клиента ощущение безопасности, понимания и поддержки для того, чтобы помочь ему:

1) размышлять о своем поведении;

2) определиться в том, готов ли он что-то изменить в своем поведении;

3) определиться, каким образом можно и нужно действовать, осуществляя запланированные изменения.

Именно клиент, а не консультант должен заговорить о своем двойственном отношении к проблеме, рассмотреть ее с разных сторон и разрешить.

Пытаясь помочь клиенту разобраться со своим поведением, консультант старается следовать следующим основным принципам:

· сопереживать клиенту;

· выявлять противоречия (колебания и сомнения по поводу проблемы) и работать с ними;

· избегать споров, прямого убеждения и попыток доказать;

· уменьшать сопротивление;

· поддерживать, развивать самостоятельность клиента в принятии и реализации решений.

Чтобы способствовать изменениям клиента с помощью метода мотивационного интервью, можно использовать следующие рекомендации по организации беседы:

· создать сопереживающую атмосферу;

· установить и поддерживать хороший контакт с клиентом;

· выслушивать клиента и демонстрировать ему, что вы стараетесь понимать его поведение, мотивы и персональную ситуацию;

· приводить в порядок то, что говорит клиент, чтобы помочь ему разобраться;

· привносить в разговор альтернативы решения проблем и обсуждать их с клиентом;

· оставлять за клиентом право выбора на основе тщательного анализа того, как лучше поступить.

С этой целью можно использовать вопросы, прежде всего открытые, поощрение и поддержку, отражающее слушание, пересказывание того, что говорит клиент, в более понятной форме, перестройку сказанного, чтобы показать его другое значение, подведение итогов и другие приемы.

Готовность к изменениям — это не особенность клиента, а результат постепенно изменяющихся взаимоотношений клиента и консультанта в процессе обсуждения проблем.

Дорогие коллеги! Узнать больше о технологии мотивационного интервью и, конечно же, попрактиковаться в его проведении вы можете в группе продленного дня, проводимой в рамках Вечернего Института. Ближайшая встреча, посвященная мотивационному интервью, состоится 04.08.2021. Узнать больше и подать заявку можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/vi