Дорогие друзья! Рады очередной встрече с вами! В сегодняшнем Еженедельнике …
Институт психотерапии в лицах: Светлана Васильевна Кравец — компетентностный преподаватель Института психотерапии
Лаборатория психотерапевтической лингвистики
Психотерапевтическая техника недели: «проблема как друг»
Институтская кухня: запуск проекта «Вечерний Институт Психотерапии»
Институт психотерапии в лицах: Светлана Васильевна Кравец — компетентностный преподаватель Института психотерапии
Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска — компетентностный преподаватель Светлана Васильевна Кравец.
Светлана закончила Московский гуманитарно-экономический университет по специальности «Психология». С Институтом Карвасарского Светлана познакомилась, когда выбирала учреждение для получения дополнительного образования: «Оказалось, что здесь учится моя знакомая. Ее мнение вместе с многочисленными положительными отзывами слушателей помогли мне сделать свой выбор». Когда наша гостья узнала о возможности участия в образовательном процессе в качестве компетентностного преподавателя, она решила попробовать свои силы и заодно познакомиться с Институтом изнутри. «Работать мне понравилось, новые знания я начала получать ещё до начала обучения, так как компетентностное сопровождение предполагает активное присутствие на проводимых в Институте занятиях. Замечательно, что есть возможность выбрать темы модулей, которые интересны именно мне», — рассказывает Светлана. Отличительной особенностью Института наша гостья считает тренинги в конце каждого обучающего цикла: «Они помогают лучше понять себя, выработать новые способы реагирования, а следовательно, по-новому начать вести себя в жизни!»
Помимо деятельности в Институте Карвасарского, Светлана проводит индивидуальное психологическое консультирование, самостоятельно ведет тренинговые программы. Главный ее принцип в работе и жизни — быть честной с собой: «Именно этому я учу и своих клиентов, ведь признание наличия проблемы — первый шаг к ее решению».
Лаборатория психотерапевтической лингвистики
На очередной встрече лаборатории психотерапевтической лингвистики собственный взгляд на ее определение и предметную область представила следующая пара протагонистов — Надия Юмаева и Денис Левин. Согласно их мнению, психотерапевтическая лингвистика — это специальным образом структурированное речевое взаимодействие клиента и психотерапевта, направленное на исследование проблем, жалоб и страдания клиета, создание условий для избавления от этого страдания в процессе психотерапии и недопущение повторения подобных состояний в будущем. В определение объекта психотерапевтической лингвистики Денис и Надия не внесли изменений: «язык в психотерапии» — настолько емкая формулировка, что не требует расширения или модификации. А вот предметную область они определили несколько иначе, включив в нее две стороны — исследовательскую (что лингвистически происходит между участниками психотерапевтического процесса) и прикладную (как с помощью лингвистических инструментов, во-первых, сделать психотерапию более эффективной и в широком смысле, и относительно каждого конкретного случая, а во-вторых, объединить разрозненный психотерапевтический мир). Итак, определение предмета, предложенное протагонистической парой, было следующим. Предмет психотерапевтической лингвистики — все речевые аспекты коммуникации между участниками психотерапевтического процесса (пациентом/пациентами, терапевтом/терапевтами, супервизором, родственниками пациента в случае их вовлечения), выступающие проявлением или отражением страдания (расстройства, причины обращения) и его изменения в ходе психотерапии, а также способы и конкретные технологии их модификации для повышения эффективности психотерапевтического процесса (прежде всего, через модификацию речевых характеристик терапевта, т.е. повышение их психотерапевтичности) и для достижения единого понимания происходящего как всеми участниками психотерапевтического процесса, так и всеми имеющими отношение к психотерапии специалистами.
Представление определения, естественно, не обошлось без вопросов и уточнений со стороны участников лаборатории. Например, что же происходит в ходе психотерапии — воздействие или взаимодействие… Сопряжены ли изменения психотерапевтичности речи терапевта в ходе психотерапевтического процесса с изменениями его личности… А также, какие конкретные технологии модификации речевых аспектов участников психотерапевтического процесса имеются в виду… Обсуждение продолжается. А что вы думаете, дорогие коллеги?
Психотерапевтическая техника недели: «проблема как друг»
Дорогие коллеги! 3 июля в нашем Институте стартовала дистанционная образовательная программа «Решение-фокусированный подход – SFBT (скандинавская модель) в психологической работе с семьёй», поэтому сегодня нам хотелось бы поделиться с вами техникой, используемой в краткосрочной позитивной психотерапии и рекомендуемой ведущим цикла, психологом Юрием Анатольевичем Ионовым. Эта техника носит название «проблема как друг».
Любая проблема, какие бы страдания она ни приносила человеку, в чем-то одновременно ему помогает, хотя в период страдания это и не ясно. Проблемы могут быть нам полезны тем, что облегчают разрешение других проблем или учат нас чему-то ценному, чего иначе мы бы не узнали. Помочь клиенту обнаружить то положительное, что принесла в его жизнь проблема, можно следующими вопросами.
— Существует поговорка «У каждой тучи есть светлая сторона». Применимо ли это в какой-то мере к вашей проблеме?
— Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете вы?
— Если эта проблема научила вас чему-то важному о жизни, о себе или о других людях – что это было в вашем случае?
— Знаете, иногда невозможно сразу понять, чему человека научили проблемы, это происходит значительно позже. Представим себе, что через несколько лет мы встретимся, и я задаю вам этот вопрос. Как вы думаете, чтобы вы ответили?
— Представим себе, что в один прекрасный день, когда у вас будут дети или внуки, вы захотите научить их чему-то важному о жизни, чему научили в свое время вас эти самые проблемы. О чем бы вы им сказали?
Данная техника позволяет посмотреть на проблему по-новому, увидеть свою историю с другого ракурса и обрести ресурс для решения проблем в будущем.
Обучиться краткосрочной позитивной (решение-фокусированной) психотерапии вы можете на наших курсах.
Теоретические основы SFBT. Модель первичной краткосрочной позитивной консультации: https://spb-ipmp.ru/kratkosrochnaya_pozitivnaya_psikhoterapiya_sfbt
Основные стратегии работы в SFBT. От разовых консультаций к длительной терапии: https://spb-ipmp.ru/sftb
Решение-фокусированный подход – SFBT (скандинавская модель) в психологической работе с семьёй: https://spb-ipmp.ru/sftb03
Институтская кухня: запуск проекта «Вечерний Институт Психотерапии»
Дорогие коллеги, сегодня мы открываем проект «Вечерний Институт Психотерапии»!
Вечерний Институт Психотерапии — это не место! И даже не время, хотя, как вы понимаете из названия, занятия действительно проходят в вечерние часы. Вечерний Институт Психотерапии — это интегративная дидактическая среда, т.е. система мероприятий, в которой любой человек может найти ответ на любой запрос, связанный с психологией и психотерапией.
Главный, но далеко не единственный, компонент среды — программа «60 шагов в психотерапию». В Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского под руководством ректора, доктора медицинских наук Равиля Каисовича Назырова мы разбиваем все накопленные на данный момент знания и практики в области психотерапии на понятные и завершенные «шаги» по освоению какой-либо одной компетенции или одного аспекта психотерапии. Три тематически связанных между собой шага образуют модуль. Слушатели, прошедшие полный модуль, могут претендовать (при наличии базового образования) на получение удостоверения о повышении квалификации. Слушатели, имеющие базовое образование по психологии, а также врачи-психиатры, при прохождении 20 модулей получают диплом о профессиональной переподготовке соответственно по специальностям «Клиническая психология» или «Психотерапия». И пусть вас не пугает количество шагов в психотерапию — их будет становиться все больше и больше, ведь психотерапевтическая наука и практика не стоят на месте! Концепция нашей программы такова, что ЛЮБОЙ СОВЕРШЕННЫЙ ШАГ имеет безусловную практическую значимость и позволит вам сразу начать по-настоящему работать с клиентом в рамках изученной компетенции! Это подтверждено на опыте наших участников! И именно по этой причине данная программа интересна как новичкам, только начинающим познавать психотерапию с азов, так и опытным специалистам, которые твердо знают, что умеют, понимают, чего хотят, и могут из отдельных шагов, как мозаику, составить свою персональную образовательную программу.
Уже сегодня стартует образовательная неделя «Устройство психики в аспекте уровня воздействия психотерапии. Исследование анамнеза (психотерапевтическое интервью)». Совершив данный шаг, вы станете обладателем законченного инструмента практической работы психотерапевта с пациентом в самом начале взаимодействия, включая:
Кроме того, среда Вечернего Института включает консультирование по профессиональным маршрутам, группу продленного дня, интервизорскую группу и множество других программ и мероприятий. Приходите, дорогие друзья, мы будем очень рады видеть вас!
Узнать подробнее о Вечернем Институте и, возможно, присоединиться к числу его слушателей, вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/