Название цикла: Болезни зависимости как объект психотерапии и реабилитации. Психотерапевтические и реабилитационные среды.

Объем цикла:  144 уч. часа

Сроки проведения:  17 – 29 октября 2022 года

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00 (по Мск)

Место проведения:  On-line на платформе ZOOM

 

Стоимость:

при оплате в день начала обучения - 39 000 рублей
при оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения – 37 000 рублей (скидка 5%)
при оплате не позднее, чем за 4 недели (28 дней) до начала обучения - 35 100 рублей (скидка 10%)
при оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения – 31 200 рублей (скидка 20%)
при оплате не позднее, чем за 12 недель (84 дня) до начала обучения – 27 300 рублей (скидка 30%)

Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

 

 
 

Принять участие

 
 

 Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

  

Приглашаем врачей и психологов принять участие в образовательной программе «Болезни зависимости как объект психотерапии и реабилитации. Психотерапевтические и реабилитационные среды»

В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.

 

Содержание программы

 

Модуль 1. Современные представления о зависимостях. Вы разберетесь, что же такое болезни зависимости и что именно является наиболее показанными мишенями в процессе психотерапии. Разберетесь, как устроен зависимый человек, какие особенности его личности и воспитания приводят к тому, что он регулирует своё психическое состояние с помощью употребления ПАВ или занятиями определенными видами деятельности. Вы узнаете, какие существуют этапы в выздоровлении от зависимости (типы пациентов), и какие вмешательства необходимо применять психотерапевту, чтобы этот процесс запускать, а не блокировать. Узнаете о моделях реабилитационных систем.

 

Модуль 2. Клиническая психотерапия: стратегии лечения основных групп зависимостей. Вы углубитесь в различные виды зависимости. Детально изучите факторы этиопатогенеза и особенности психотерапевтической программы для пациентов, страдающих опийной, каннабиноидной наркоманией, наркоманией от употребления психостимуляторов, пищевой, игровой зависимостью, табакокурением и даже разберетесь в двух разновидностях алкогольной зависимости. Таким образом, Вы сможете индивидуализировать психотерапевтические программы и станете гораздо эффективнее в лечении разных типов зависимости.

 

Модуль 3. Психотерапевтические и реабилитационные среды. Порой для того, чтобы пациент выздоравливал его необходимо изъять из привычной среды, в которой все поддерживает его зависимость. Приняв участие в этом модуле, Вы разберетесь, какие три принципиально разных типа устройства лечебно-реабилитационной среды необходимы для достижения стойкой ремиссии. А если у вас уже есть опыт психотерапевтической работы в реабилитационном центре или отделении, то вы обязательно разберетесь, почему происходят срывы, внутрибольничное употребление, вспышки агрессии и научитесь управлять сложными настройками психотерапевтической среды.

 

Модуль 4. Методический тренинг: групповая психотерапия в лечении болезней зависимости. К сожалению, в лечении и реабилитации болезней зависимости не существует одного доказанного психотерапевтического метода. Для оказания действенной помощи разработана специальная «линейка психотерапевтических групп в наркологии», предполагающая более директивную позицию терапевта в начале лечения с постепенным переходом к поддержанию и формированию автономии пациента. Содержательно, показанные группы также переходят от более «поверхностных» (но необходимых!!!) к более глубинным и раскрывающим. От психообразования к формированию смыслов. Приняв участие в модуле, вы научитесь этому увлекательному, но непростому процессу.

  

Расписание занятий

 

Дата

Время

Тема

Модуль 1. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Современные представления о зависимостях

17 октября 2022 года

9:00 - 10:00

Знакомство, настройки зум

10:00-11:30

«Профессиональные и личностные компетенции, обеспечивающие качественную психотерапию в лечении и реабилитации болезней зависимости»;

11:45-13:15

«Профессиональные и личностные компетенции, обеспечивающие качественную психотерапию в лечении и реабилитации наркологических пациентов»;

14:15-15:45

«Основные и современные теории зависимого поведения (Теория Попова и Короленко). Модели реабилитационных систем: Существующие подходы к лечению и реабилитации пациентов с зависимостью, «Кировская» модель реабилитации зависимых пациентов»;

16:00-17:30

«Биопсихосоциальная модель зависимого поведения. Личностные особенности зависимых пациентов»;

18 октября 2022 года

9:00-10:30

«Функциональный диагноз и психотерапевтическая гипотеза в лечении и реабилитации зависимого пациента»;

10:45-12:15

«Мишени психотерапии в лечении и реабилитации зависимого пациента. Особенности создания ИПП (8 шагов) в лечении»;

13:15-14:45

«КАПС». Формат: клинический разбор (пациент с зависимостью)

15:00-16:30

«КАПС». Формат: клинический разбор (пациент с зависимостью)

19 октября 2022 года

9:00-10:30

«Типы пациентов в наркологической практике»;

10:45-12:15

«Типы пациентов в наркологической практике»;

13:15-14:45

«Основные факторы этиопатогенеза болезни зависимости»;

15:00-16:30

«Основные факторы этиопатогенеза болезни зависимости»;

Модуль 2. Клиническая психотерапия: стратегии лечения лечения основных групп зависимостей

20 октября 2022 года

9:00-10:30

Настройки на модуль. «Особенности факторов этиопатогенеза пациентов с алкогольной зависимостью с выраженным интрапсихическим противоречием и с выраженным снижением эффективности защитно-совладающего поведения»;

10:45-12:15

«Особенности психотерапевтической программы в лечении и реабилитации пациентов с алкогольной зависимостью с выраженным интрапсихическим противоречием и с выраженным снижением эффективности защитно-совладающего поведения»;

13:15-14:45

«Нехимические зависимости»;

15:00-16:30

«Нехимические зависимости»;

21 октября 2022 года

9:00-10:30

Особенности факторов этиопатогенеза пациентов с опийной, канабиноидной наркомании, наркомании вследствие употребления стимуляторов

10:45-12:15

«Особенности профессиональной коммуникации пациентов с опийной, канабиноидной наркомании, наркомании вследствие употребления стимуляторов»;

13:15-14:45

Клинические аспекты алкогольной и наркотической зависимости

15:00-16:30

Терапия снижения вреда

22 октября 2022 года

9:00-10:30

«Особенности психотерапевтической программы в лечении и реабилитации пациентов с опийной, канабиноидной наркомании, наркомании вследствие употребления стимуляторов»;

10:45-12:15

«Особенности факторов этиопатогенеза пациентов с пищевой, игровой и никотиновой зависимостью»;

13:15-14:45

Практикум формирования программы психотерапии на модели "моего пациента"

15:00-16:30

Подведение итогов модуля. Ответы на вопросы.

Модуль 3. Психотерапевтические и реабилитационные среды

24 октября 2022 года

9:00-10:30

«Профессиональные и личностные компетенции, обеспечивающие качественную психотерапию в лечении и реабилитации пациентов в условиях психотерапевтической среды»;

10:45-12:15

«Психотерапевтическая среда типа А и D»;

13:15-14:45

Балинтовская группа

15:00-16:30

Балинтовская группа

25 октября 2022 года

9:00-10:30

Основной тип групп для персонала в среде типа «В» - «ТИМ»;

10:45-12:15

Основной тип групп для персонала в среде типа «В» - «ТИМ»;

13:15-14:45

«Диагностические критерии перевода пациента из среды типа «А» в среду типа «В»;

15:00-16:30

«Психотерапевтическая среда типа В»;

26 октября 2022 года

9:00-10:30

«Диагностические критерии перевода пациента из среды типа «B» в среду типа «C»»;

10:45-12:15

«Психотерапевтическая среда типа С»;

13:15-14:45

Основной тип групп для персонала в среде типа «С» - «Большая группа»;

15:00-16:30

«Завершение модуля «Психотерапевтическая среда» - формирование практических целей и задач с учетом новых компетенций;

Модуль 4. Методический тренинг: групповая психотерапия в лечении болезней зависимости

27 октября 2022 года

9:00-10:30

Закрытие модуля 1-3 и введение на 4 модуль

10:45-12:15

Групповая ПТ. Линейка групп в лечении и реабилитации зависимостей

13:15-14:45

"Ответы ректора"

15:00-16:30

Групповая работа с подростками с зависимым поведением

28 октября 2022 года

9:00-10:30

Психообразовательная группа;

10:45-12:15

Группа преодоления анозогнозии;

13:15-14:45

Когнитивная группа АВС-дневник чувств с фокусом на распознавание эмоций;

15:00-16:30

Когнитивная группа АВС-дневник чувств с фокусом на повышение уровня рефлексии;

29 октября 2022 года

9:00-10:30

Мотивационная интервенция;

10:45-12:15

Группа принятия ответственности

13:15-14:45

Группа близких и дистантных отношений

15:00-16:30

Экзистенциальная группа. Завершение модуля и цикла

*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

 

Мы ждём Вас, дорогие коллеги!

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

А теперь подробнее о программе:

 

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в отечественной наркологии характеризуется несогласованностью и даже поляризацией мнений по поводу места психотерапии как метода познания и способа лечения болезней зависимости от психоактивных веществ (ПАВ).

Ориентируясь на традиционный психиатрический подход, с одной стороны, психотерапии отводится вспомогательная роль на фоне фармакологического лечения и психо-социо-терапевтических мероприятий. С другой стороны, активно разрабатывающиеся психологические модели зависимостей постулируют первенство личностных факторов в патогенезе алкоголизма и наркоманий, абсолютизируя психотерапевтический метод как единственно целесообразный.

Также, рецидив зависимости при вскрытии конфликтной психологической проблематики указывает на необходимость системного клинико-психотерапевтического подхода, предполагающего тщательный контроль за этапами реабилитации.

Таким образом, проблема дифференцированного выбора методов психотерапии и их сочетаний, адекватных различным клиническим вариантам зависимости от ПАВ крайне актуальна на сегодняшний день.

Разработка и организация индивидуальной психотерапевтической программы в лечении пациентов с зависимостями станет одним из акцентов программы цикла «Болезни зависимости как объект психотерапии и реабилитации. Психотерапевтические и реабилитационные среды».

 

Прочитав название, Вы думаете, что этот цикл Вам не нужен?

Предлагаем разобраться с тем, действительно ли это так!

 

НАШИ АРГУМЕНТЫ:

 

1 аргумент.   «Я не работаю с зависимыми».

Где бы ни находилось Ваше рабочее место, везде вы столкнетесь с пациентами с различными видами зависимостями, а также с их созависимыми родственниками. К сожалению, если Вы не понимаете основных закономерностей лечения зависимости, то соответственно не сможете им помочь.

 

2 аргумент.  «Наркологические пациенты не излечимы. Зачем браться за бесперспективное дело?»

Современные технологии лечения зависимости позволяют достигать стойкой ремиссии даже у пациентов с тяжелой стадией зависимости. Да, это сложно и требует времени и организационных и терапевтических усилий, но вполне реально.

 

3 аргумент.  «Лечение наркологических пациентов (кодировки, зашивки и т д…) - шарлатанство».

Мы не отвергаем медикаментозных методов лечения зависимости, есть препараты, которые делают алкоголь непереносимым, снижают удовольствие от его употребления, но наш цикл не об этом. Мы понимаем, что более 90% проблем зависимого человека заключаются не в страданиях органов и тканей от токсического действия ПАВ, а в нарушении личностного функционирования. Тогда понятно, что для достижения стойкой ремиссии необходимо комплексное применение различных психотерапевтических методов и технологий.

 

4 аргумент.  «Я работаю один в частном психологическом или психотерапевтическом кабинете. Зачем мне эти знания, все равно без большого наркологического центра зависимым не помочь.»

Да, конечно не все зависимые могут выздоравливать в амбулаторных условиях. Очень часто лечение необходимо проводить в специально организованном стационарном психотерапевтическом отделении. Но хотим вам напомнить, что есть и нехимические зависимости, есть и зависимые, которые хорошо адаптированы социально, В этих случаях, создав и возглавив в своем городе амбулаторную бригаду специалистов из психотерапевта, нарколога и клинического психолога, Вы сможете эффективно оказывать помощь данной, достаточно платежеспособной категории граждан.

 

5 аргумент.  «Зависимые пациенты - это крайне неприятные граждане, работать с которыми опасно для психотерапевта»

Узнав и поняв, как взрослеет и формируется зависимый человек, проявления зависимости перестанут казаться такими отталкивающими. В сущности, данные пациенты часто становятся социально отвергаемыми, поскольку в нашем обществе нет однозначного отношения к зависимостям: с одной стороны «это болезнь», с другой вроде как «дурная привычка». В результате пациенту приписывают ответственность, на которую на начальных этапах реабилитации он не способен («просто перестань пить!»). А когда он (что естественно!) не перестает, клеймят, как нежелающего ничего менять. Только поняв природу этого сложного расстройства, в котором личностные нарушения причудливо перемешиваются с биологическими особенностями и социальными сложностями, Вы сможете понять степень их человеческого страдания и «отделить болезнь от больного».

 

6 аргумент.  «Хорошо, но я все равно не собираюсь с ними работать!»

Даже если вы не собираетесь оказывать помощь зависимым, вам просто необходимо узнать основы оказания помощи данной категории пациентов, так как в каждой семье есть зависимый родственник и так или иначе вы будете вовлечены в мероприятия по оказанию им помощи.

 

7 аргумент.  «Я нарколог. Пусть реабилитацией занимаются психологи и психотерапевты.»

Для лечения зависимости необходимо взаимодействие психотерапевта, нарколога и клинического психолога, а иногда и специалиста по социальной работе. Роль нарколога в этом взаимодействии очень важна, особенно на первых этапах лечения. Если нарколог не понимает смысла действий психотерапевта и психолога, то на первом этапе вмешательств, когда пациент не мотивирован, он перестает настаивать на обязательном посещении пациентом психотерапевтических мероприятий, а пациент, не имея собственной мотивации, бросает психотерапию и снова поступает на детоксикацию.

Завершив цикл, Вы поймете, чем вызвана неэффективность многих частных методов и техник лечения зависимости и чем обусловлен миф о «неизлечимости» зависимого пациента, освоите современную систему реабилитации в наркологии, которая включает в себя:

1. Современное понимание зависимости;

2. 5 типов (стадий) зависимого пациента;

3. Особенности контакта и контракта с каждым типом пациента;

4. Избранные техники работы на каждом этапе (с каждым типом пациента);

5. Линейка психотерапевтических групп, которые последовательно применяются по мере «прохождения» пациентом этапов реабилитации;

6. 3 вида психотерапевтических (лечебно-реабилитационных) сред;

7. Организационные аспекты лечения и реабилитации зависимого пациента;

8. Дифференциальные подходы к различным видам зависимости;

9. А главное – система, определяющая логику составления программы реабилитации и психотерапии!

  

В результате обучения Вы сможете:

 

1. Определять какой пациент (на какой стадии) пришел на прием;

2. Устанавливать контакт и заключать качественный контракт с пациентом и его родственниками;

3. Создать эффективную систему лечения и реабилитации зависимого пациента на своем рабочем месте;

4. Проводить избранные психотерапевтические группы и технологии для зависимого пациента – группы психообразования и преодоления анозогнозии, мотивационную интервенцию, когнитивный тренинг и группу принятия ответственности, динамическую и экзистенциальную группы;

5. Создавать и поддерживать психотерапевтическую среду в системе лечения и реабилитации зависимых пациентов;

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».