Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей, психологов и студентов старших курсов принять участие в программе «Основные стратегии работы в SFBT. От разовых консультаций к длительной терапии»! Данный цикл является 2 модулем образовательной программы «Краткосрочная позитивная психотерапия (решение-фокусированный подход – SFBT – скандинавская модель)».

 

Объем цикла: 36 уч. часа

Сроки проведения: 11 апреля - 11 мая 2022 года

Место проведения: Платформа Zoom

Стоимость: 

при оплате в день начала обучения – 10 500 руб. (возможна рассрочка и индивидуальные скидки)
при оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения – 9 700 руб. (скидка 7%)
при оплате не позднее, чем за 4 недель (28 дня) до начала обучения – 9 000 руб. (скидка 14%)
при оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения – 8 200 руб. (скидка 21%)
при оплате не позднее, чем за 12 недель (84 дня) до начала обучения – 7 500 руб. (скидка 28%)

 
 

Принять участие

 
 

Преподаватель:

Юрий Анатольевич Ионов — клинический психолог, имеет большой опыт в кризисном телефонном консультировании, системной семейной психотерапии, семейных расстановках, SFBT, клиент-центрированной психотерапии, интегративной гипнотерапии, тренинге, супервизии, балинтовских группах, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. 

Преподаватель ИПиМП им Б.Д. Карвасарского, АНО ДПО «Высшая Школа Психологии», Институтаконсультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт) - Institute of Counselling Psychology and Consulting.

Эксперт IСPP (Международный центр профессиональной стажировки) в SFBT (Ориентированной на решение терапии).

Вице-президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи.

 

В рамках курса предусмотрены:

  • подробный разбор представляемого материала;
  • презентации консультаций с обсуждением;
  • самостоятельная работа с литературой; 
  • тренинг и тьюторство;
  • модуль по метавизии;
  • практика с реальными клиентами.

 

В дополнение к описанному курсу можно приобрести несколько индивидуальных сессий и посвятить их по своему выбору консультациям на личные темы и/или супервизорскому разбору своей практики. Это будет способствовать более глубокому постижению метода изнутри.

В рамках данного модуля в фокусе внимания будут три основных компонента терапевтического процесса: сам терапевт с его сильными сторонами и возможностями, клиент, которому только предстоит стать «решение-фокусированным», и отношения между ними, которые и определяют успешность работы.

Обучение традиционно имеет теоретические и практические блоки. Особенно ценным для обучающихся будет возможность выработать собственный стиль работы в краткосрочной позитивной психотерапии (КППт).

 

Учебный план

 

Тема.

Форма. Продолжительность.

Дата. Время.

1

Открытие цикла.

Оргвопросы, Сведения по изучению материала и заполнению тетрадей.

Формирование личностных целей обучения.

Вводный вебинар. 90 мин.

11 апреля

17:30-19:00

 

РАЗДЕЛ 1:

2

Содержание модуля:

  1. Решение-фокусированный терапевт.
  2. Решение-фокусированный клиент.
  3. Программа развития.
  4. Взаимоотношения в системе психолог – клиент. Приёмы взаимодействия, усиливающие сотрудничество.
  5. Взаимоотношения клиента – социальная сеть.
  6. Техники и приёмы взаимодействия с клиентом в ходе КППт.
  7. Самостоятельная работа.

Текст для самостоятельного изучения.

12.04.

3

Отработка первичной сессии в тьютерской группе с реальным клиентом.

Самостоятельная работа. 150 мин.

12 – 16.04.

4

Обзор практики участников курса. Оценка потенциала.

Демонстрация опыта, поддержка проб.

1 Практикум. 180 мин.

16.04.

10:00-13:00

 

РАЗДЕЛ 2:

5

Р-Ф.Психотерапевт.

Презентация программы КППт. Перспективный предмет работы в КППт.

Задание для самостоятельной работы.

1 Вебинар 90 мин.

18.04.

17:30-19:00

6

Отработка очередной сессии в тьютерской группе с реальным клиентом.

Самостоятельная работа. 150 мин.

19 – 23.04.

7

Работа над проблемой (обмен опытом).

2 Практикум. 180 мин.

23.04.
10:00-13:00

 

РАЗДЕЛ 3:

8

Решение-фокусированный Клиент. Ценности. Компетенции.

2 Вебинар 90 мин.

25.04.

17:30-19:00

9

Отработка очередной сессии в тьютерской группе с реальным клиентом.

Самостоятельная работа. 150 мин.

26 – 30.04.

10

Взаимоотношения с клиентом и взаимоотношения клиента с окружающими.

3 Практикум. 180 мин.

30.04.

10:00-13:00

 

РАЗДЕЛ 4:

11

Завершение курса КППт (обмен опытом).

3 Вебинар 90 мин.

02 мая

10:00-11:30

12

Завершение работы. Оценка ресурсов и развитие от надежды к уверенности.

Самостоятельная работа. 150 мин.

02 – 11.05.

13

Групповая интервизия.

4 Практикум. 120 мин.

03.05.

10:00-12:00

14

Групповая супервизия.

5 Практикум. 120 мин.

06.05.

17:00-19:00

15

Присвоение опыта + планирование.

(Рефлексия, шеринг).

6 Практикум. 120 мин.

07.05.

10:00-12:00

16

Работа над рабочими тетрадями.

Оценка модуля. Подведение итогов курса.

Завершающий вебинар. 60 мин.

11.05.2022

17:00-18:00

 

 

ИТОГО

1920 минут

(42,6 академ.час.)

 

По итогам обучения во втором модуле вы сможете продуктивно действовать в направлении от сессии к серии сессий, курсу – для реализации задуманного плана:

  • поняв свои сильные стороны, перспективы развития в качестве специалиста в решение-фокусированной терапии, продвигаться к ним и успешно реализовывать свои предложения клиентам;
  • формировать вместе с клиентом маршрут терапевтического движения в контексте хорошо сформулированного результата;
  •  формировать гибкую программу для продуктивной работы на перспективу;
  •  конструктивно действовать при поиске ресурсов клиента для реализации совместно намеченных целей;
  •  позитивно оценивать промежуточные этапы пути, опираясь на них, как на точки роста, усиливая надежду и потенциал развития;
  •  подводить общий итог проделанной работы и намечать новые области ближайшего развития;
  •  определив области своей компетентности, эффективно действовать в бригаде смежных специалистов, рекомендуя клиенту своих коллег, способствуя разрешению им своих проблем, достижению желаемого.

 

Автор и ведущий программы, Ю.А. Ионов, о методе:

«Краткосрочная позитивная психотерапия и психологическое консультирование (SFBT, КППт/Р-ФПт/ОРКТ) составляют хорошую альтернативу поведенческой, когнитивной терапии, а также глубинной, аналитической психотерапии. Как говорит мой учитель, Анатолий Михайлович Ялов, решая вопрос о начале работы в психологической практике, многие выбирают экономичный подход — попробовать то, что проще и легче, и только, если обойтись этим не удается, заняться чем-то более сложным и требующим уже серьезных затрат и времени, и усилий, и денежных средств.

В этой связи SFBT вполне отвечает ожиданиям клиентов сразу же заполучить в свои руки добротный инструмент для разрешения проблемы и изменения своей жизни, причем «дешево и сердито», не ценой многолетней работы, а обойдясь лишь 1–10 сессиями. И когда человек, располагая этим оптимальным средством, разрешает актуальные проблемы личного, семейного и даже более широкого социального характера, он обнаруживает в себе более глубокий интерес к своей личности, к личностному развитию. И в этот момент данный метод становится своеобразным мостиком к продолжительному путешествию на пути познания и совершенствования себя уже и другими средствами.

Однако нельзя сказать, что метод SFBT, апеллируя к поиску новых действий, так уж прост, что изменение затрагивает лишь новые формы поведения. Это, конечно же, не так!

Изменение, посредством беседы о решении что-то делать, затрагивает в определенной мере понимание себя, отношение как к ситуации, так и к себе, готовность на перемены, осознанную решимость, без чего иноепроявление себя в мире будет лишь подражанием некоему герою, что тоже хорошо, но останется лишь подражанием, тогда как в случае такой беседы, это новое поведение – следствие внутреннего перерождения.

В связи с этим SFBT относят к личностно-ориентированным методам работы в лучших традициях гуманистического направления.

Использование SFBT актуально при наличии проблем, требующих быстрого разрешения, когда человек в силу условий ограничен во времени (командировка, санаторий, пансионат, больница, стационар, реабилитационный центр). 

Если же говорить о критических ситуациях, острых кризисных и суицидоопасных состояниях, требующих незамедлительных шагов по их урегулированию, когда времени — всего один разговор (что нередко бывает при работе в службах экстренного реагирования), этот метод просто незаменим!

Поскольку метод разговорный (одно из его названий — «беседа о решении»), он может быть успешно применен как очно, так и в условиях дистанционной работы, причем в самых разных ее формах — беседа по телефону, общение в видеорежиме, а также текстовая переписка (чат, обмен письмами). 

Это связано с самим фокусом метода — фокусом на творческом поиске разрешения актуальной проблемы клиента. При этом достаточно минимального обзора собеседниками друг друга, но требуется высокая вовлеченность в процесс поиска решения, в чем клиент и заинтересован прежде всего. 

Нет необходимости в тщательном наблюдении за клиентом, сличении сигналов разных каналов, обнаружении противоречий, как и в опросе, сборе анамнеза, постановке диагноза.

Однако важно организовать и всячески поддерживать творческую атмосферу поиска решения, что и обеспечивает успешность SFBT за счет выхода из области точности и правильности, области «единственно возможного», в область вероятности и альтернатив в пространстве грядущего.

 

Р.К. Назыров, выделяя решение-фокусированную психотерапию из ряда других методов краткосрочной психотерапии, описывает её не просто, как одно из ярчайших явлений, представляющих новую волну в современной психотерапии. Он описывает её, как прорывной метод, работающий в таких трудных случаях, когда все другие методы дают сбой и не позволяют стронуть с места замерший процесс! Всё это дает возможность рассматривать SFBT и как эффективное средство супер/мета-визии, чем я лично с удовольствием пользуюсь.

Вне зависимости от того, с чем обращается пациент (клиент), главная цель данного метода — способствование клиенту в формировании им альтернативного образа своего будущего. Этот образ может быть и не единственным, однако его появление подтверждает продуктивность работы. 

При этом в глазах клиента часто можно наблюдать огонек азарта, энергию в потирании рук, что сигнализирует нам о его заинтересованности, готовности опробовать и даже нетерпении начать осуществление какого-то плана достижения этой новой, найденной им реальности.

Таким образом, метод целостен в своём обращении к размышлениям, эмоциональным и поведенческим проявлениям клиента, хотя и делает это через апеллирование к целям, решимости опробовать найденный вариант и ресурсам на его реализацию.

Генеральная задача — активизация ресурсов для решения психологических проблем и привлечение целого ряда саногенетических психологических механизмов, способствующих преодолению широкого круга социально-психологических проблем, а также пограничных психических расстройств.

Есть мнение, что возможности краткосрочной позитивной психотерапии недооценены профессиональным сообществом нашей страны. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя не только в клинике невротических расстройств, но, что очень важно, он с успехом применяется в психологическом консультировании и педагогике. Он составляет яркую альтернативу современным когнитивистским и гуманистическим подходам и, наряду с ними, выступает третьим опорным методом для реализации различных программ психологического консультирования. При этом его позитивный ракурс чрезвычайно полезен для применения и в большой психиатрии, и в коррекционной педагогике, где нахождение ресурса при необратимых состояниях может выступить возможным вариантом и основой суппортивной психотерапии.

Особенностью работы в этом психотерапевтическом подходе является ориентация психотерапевтического воздействия на ресурсы человека. Внимание психотерапевта и клиента направлено на решение проблемы, а не на поиск ее причин и источников. 

Вместо психоаналитических вопросов «Почему это случилось?» и «Кому отвечать?» на первое место в работе психолога и психотерапевта выходит вопрос «Что можно сделать?». 

Это позволяет вовлекать в решение проблемы и социальное окружение клиента (семью, друзей, других специалистов — учителей, врачей и т.д.), что упускается в ряде многих других методов психологической работы, направленных на восполнение дефицитов клиента, и добиваться прекрасных результатов за более короткое время.

Представляемый подход эффективен как в работе с индивидуальными проблемами взрослых людей, так и в работе с супружескими конфликтами, проблемами детско-родительских отношений, поведенческими сложностями у детей, проблемами трудоустройства и др.

 

Основоположники SFBT — Стив де Шейзер (Steve de Shazer) и Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg) в США, Уайт (White М.) в Австралии, Эпстон (Epston D.) в Новой Зеландии, Т. Ахола и Б. Фурман (Ahola Т., Furman В.) в Финляндии.

Среди отечественных специалистов, развивающих краткосрочную позитивную психотерапии в России, ярко выделяется фигура Анатолия Михайловича Ялова. 

Анатолий Михайлович Ялов — носитель метода, он не только обосновал возможность его применения при лечении неврозов, но и активно сотрудничал с Беном Фурманом (даже вернее, активно его подталкивал) при издании в России его известного психотерапевтического бестселлера «Краткосрочная позитивная психотерапия» (2000), выступив автором предисловия и научным редактором. 

Анатолий Михайлович первым начал преподавание краткосрочной позитивной психотерапии (имеющей также и другое название — solution talk, или «беседа о решении») в нашей стране и продолжает готовить специалистов на базе современного Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского в Санкт-Петербурге.

С напутствием Анатолия Михайловича теперь и я предлагаю специалистам обучаться этому замечательному методу в дистанционном формате и начать использовать его в своей работе — клинической практике, психологическом консультировании, организованной и семейной педагогике».

 
 

Принять участие

 
 

Ждем вас, дорогие коллеги!

 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».