Название цикла: Психиатрия и психиатрия-наркология для психологов и психотерапевтов

Объем цикла: 180 уч. часов

Сроки проведения: 18 апреля - 14 сентября 2024 года

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00 (по Мск)

Место проведения: On-line на платформе ZOOM

Стоимость:
40 000 рублей при оплате частями. (8000 рублей за каждую ступень)
35 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения (7000 рублей за каждую ступень)
30 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 4 недели (22 дня) до начала обучения (6000 рублей за каждую ступень)
25 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения (5000 рублей за каждую ступень)

 

Принять участие

 
 

Сроки проведения:

1 ступень: Введение в психиатрию для психологов и психотерапевтов

18 - 20 апреля 2024 года

2 ступень: Частная и клиническая психиатрия для психологов и психотерапевтов

30 мая - 1 июня 2024 года

3 ступень: Наркология для психологов и психотерапевтов

4 - 6 июля 2024 года

4 ступень: Детско-подростковая психиатрия

1 - 3 августа 2024 года

5 ступень: «Отцы и дети»: группа детско-родительских отношений

12 - 14 сентября 2024 года

Приглашаем вас на новый образовательный практикоориентированный цикл «Психиатрия и психиатрия-наркология для психологов и психотерапевтов»!

 

Для чего психологу и врачу-психотерапевту знание основ психиатрии? Как это может улучшить практику?

Знание основ психиатрии необходимо для того, чтобы:

- отличать норму от патологии,

- своего клиента/пациента от не своего,

- чтобы вовремя отправить к узкому специалисту, такому как психиатр, невролог, эндокринолог, гинеколог и др.

- проводить профилактические мероприятия с семьями, снижающими риск возникновения или обострения психических расстройств.

 

Незнание основ психиатрии может увеличить суицидальный риск, своевременно не диагностировать имеющееся психическое расстройство, утяжелить соматическую патологию, вовремя не назначить терапию, в которой может нуждаться больной. Работа с пациентом/клиентом, имеющим психические расстройства, как со здоровым человеком, не даст никакой динамики в психотерапевтическом процессе. Поэтому крайне важно отличать больного человека от здорового, пограничное состояние от нормы, характерологические особенности проявления от болезненного состояния. Важно не спутать особенности темперамента, личностных проявлений, которые входят в нормальное состояние, в структуру личности, оригинальность и своеобразие с шизофренией, с шизофреноподобными состояниями.

 

О курсе:

Цикл состоит из 5-х модулей, которые включают в себя такие необходимые профессионалу темы как:

- методы обследования психически больных;

- структура диагностической коммуникации;

- основные симптомы психических расстройств;

- принципы дифференциально-диагностических различий невротического расстройства и ПТСР;

- психотерапия в лечении психических расстройств;

- основные группы невротических синдромов (тревожные, фобические , ОКР, астенические, депрессивные);

- органические психические расстройства (деменция, когнитивные расстройства, при травме ГМ, при сосудистых заболеваниях ГМ, эпилепсия);

- причины зависимого поведения, классификация болезней зависимости;

- логика лечения и реабилитации болезни зависимости;

- психологическая помощь при созависимых отношениях;

- детско-подростковая психиатрия;

- профилактика стимулирования психических расстройств в семейной системе и многое другое.

 

Практика:

- Тренировка написания истории болезни в микро-группах.

- Упражнение «Симптомы и синдромы у «Мой сложный пациент»

- Разработка программы лечения и реабилитации пациента

- Постановка диагноза для «Мой сложный пациент»

- Программа лечения и реабилитации «Мой сложный пациент»

- Диагностика наличия антинаучных аддиктивных мифов.

- Самодиагностика признаков зависимого поведения (друг на

друге).

- Сбор анамнеза , данные объективного обследования,

дополнительные методы исследования. Контакт и

контракт с семьей. Составление заключения.

- Большой тренинг (модель) детско-родительских отношений.

 

Расписание

 

Дата

Время

Тема

Преподаватель

1 ступень: Введение в психиатрию для психологов и психотерапевтов

18.04.2024

9:00-10:00

Формирование образовательных задач и вопросов на модуль

КП

18.04.2024

10:00-11:30

Современные представления о структуре психического. Предмет и задачи психиатрии. Место психиатрии в ряду других наук в области охраны психического здоровья. Закон «О психиатрической помощи»

Пономарева Ю.В.

18.04.2024

11:45-13:15

Виды психиатрической помощи, психиатрическое освидетельствование, недобровольная госпитализация. Методы обследования психически больных. Структура истории болезни

Пономарева Ю.В.

18.04.2024

14:15-15:45

Клинико- психопатологический метод в психиатрии. Структура диагностической коммуникации.

Пономарева Ю.В.

18.04.2024

16:00-17:30

Классификация психических расстройств.

Гурова А.Е.

19.04.2024

9:00-10:30

Представление о семиотике психических расстройств. Основные симптомы психических расстройств. Основные психопатологические синдромы

Гурова А.Е.

19.04.2024

10:45-12:15

Основы частной психиатрии: симптомы, синдромы, дифференциальная диагностика различия невротических расстройств и ПТСР

Пономарева Ю.В.

19.04.2024

13:15-14:45

Клиентский разбор

Пономарева Ю.В., Гурова А.Е.

19.04.2024

15:00-16:30

Клиентский разбор

Пономарева Ю.В., Гурова А.Е.

20.04.2024

9:00-10:30

Биопсихосоциальный подход в психиатрии. Принципы полипрофессиональной психиатрической помощи

Гурова А.Е.

20.04.2024

10:45-12:15

Психофармокологическое лечение

Гурова А.Е.

20.04.2024

13:15-14:45

Психотерапия в лечении психических расстройств

Гурова А.Е.

20.04.2024

15:00-16:30

Реабилитация в психиатрии.
Подведение итогов. Закрытие модуля

Гурова А.Е.

2 ступень: Частная и клиническая психиатрия для психологов и психотерапевтов

30.05.2024

9:00-10:00

Введение. Настройки на модуль

КП

30.05.2024

10:00-11:30

Современная психиатрия. Биопсихосоциальный подход общая, частная и клиническая психиатрия. Классификация психических расстройств (МКБ). Клинический и "статистический" подход в понимании невротических расстройств с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии

Назыров Р.К.

30.05.2024

11:45-13:15

Расстройства пищевого поведения

Гурова А.Е.

30.05.2024

14:15-15:45

Общий взгляд на расстройства тревожного спектра. Паническое расстройство. Обсессивнокомпульсивное расстройство

Гурова А.Е.

30.05.2024

16:00-17:30

Расстройства личности.

Гурова А.Е.

31.05.2024

9:00-10:30

КАПС (невротический пациент)

Назыров Р.К., Пономарева Ю.В.

31.05.2024

10:45-12:15

КАПС (невротический пациент)

Назыров Р.К., Пономарева Ю.В.

31.05.2024

13:15-14:45

Органические психические расстройства (деменция, когнитивные расстройства, при травме ГМ, при сосудистых заболеваниях ГМ, эпилепсия). Умственная отсталость

Гурова А.Е.

31.05.2024

15:00-16:30

Шизофрения. Шизотипические и бредовые расстройства. Упр. Постановка диагноза для «Мой сложный пациент»

Гурова А.Е.

01.06.2024

09:00-10:30

Аффективные расстройства

Пономарева Ю.В.

01.06.2024

10:45-12:15

Аутизм. Нарушения психологического развития, расстройства, начинающиеся в детском возрасте

Пономарева Ю.В.

01.06.2024

13:15-14:45

Невротические расстройства с позиции Петербургской (Ленинградской) школы

Исурина Г.Л.

01.06.2024

15:00-16:30

Ответы на вопросы. Подведение итогов. Закрытие модуля

Пономарева Ю.В.

3 ступень: Наркология для психологов и психотерапевтов

04.07.2024

9:00-10:00

Открытие модуля. Настройки.

КП

04.07.2024

10:00-11:30

Причины зависимого поведения. Диагностика наличия антинаучных аддиктивных мифов.

Кузьмина А.Г.

04.07.2024

11:45-13:15

Причины зависимого поведения. Диагностика наличия антинаучных аддиктивных мифов. (Практическое занятие)

Кузьмина А.Г.

04.07.2024

14:15-15:45

Современные теории зависимости

Кузьмина А.Г.

04.07.2024

16:00-17:30

Классификация болезней зависимости.

Кузьмина А.Г.

05.07.2024

9:00-10:30

Основные этиопатогенетические факторы болезней зависимости

Кузьмина А.Г.

05.07.2024

10:45-12:15

Клинические и психосоциальные особенности зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). Промежуточные зависимости (на примере пищевой зависимости). Нехимические зависимости.

Егоров А.Ю.

05.07.2024

13:15-14:45

КАПС (зависимый пациент)

Кузьмина А.Г.

05.07.2024

15:00-16:30

КАПС (зависимый пациент)

Кузьмина А.Г.

06.07.2024

9:00-10:30

Логика лечения и реабилитации болезни зависимости

Кузьмина А.Г.

06.07.2024

10:45-12:15

Реабилитационные типы пациентов в наркологии

Кузьмина А.Г.

06.07.2024

13:15-14:45

Психологическая помощь при созависимых отиношениях

Кузьмина А.Г.

06.07.2024

15:00-16:30

Ответы на вопросы. Подведение итогов. Закрытие модуля.

Кузьмина А.Г.

4 ступень: Детско-подростковая психиатрия

01.08.2024

9:00-10:00

Открытие модуля. Настройки

КП

01.08.2024

10:00-11:30

Введение в детско-подростковую психиатрию, основные понятия. Психическое развитие детей и подростков и психопатология развития. Социальные и клинические аспекты детской и подростковой психиатрии.

Назыров Р.К.

01.08.2024

11:45-13:15

Введение в детско-подростковую психиатрию, основные понятия. Психическое развитие детей и подростков и психопатология развития. Социальные и клинические аспекты детской и подростковой психиатрии.

Назыров Р.К.

01.08.2024

14:15-15:45

Распространенность заболеваний. Основные заболевания, прогрессирующие в подростковом возрасте

Пономарева Ю.В.

01.08.2024

16:00-17:30

Умственная отсталость, задержка психического развития. Этиопатогегез, клиника, дифференциальная диагностика

Пономарева Ю.В.

02.08.2024

9:00-10:30

Аффективные расстройства. Особенности течения в детском и подростковом возрасте.

Пономарева Ю.В.

02.08.2024

10:45-12:15

Шизофрения в детско-подростковом возрасте, особенности течения, формы. Дифференциальная диагностика детей с аутизмом.

Пономарева Ю.В.

02.08.2024

13:15-14:45

Суицидология подросткового возраста

Пономарева Ю.В.

02.08.2024

15:00-16:30

Современные представления о невротических рассторойствах с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии и неврозологии

Климшин Д.А.

03.08.2024

9:00-10:30

Диагностика детей и подростков

Бубнова И.В.

03.08.2024

10:45-12:15

Диагностика детей и подростков

Бубнова И.В.

03.08.2024

13:15-14:45

Расстройства пищевого поведения в подростковом возрасте. Методы психологической диагностики расстройств пищевого поведения. Методы лечения и коррекции.

Пономарева Ю.В.

03.08.2024

15:00-16:30

Круглый стол на тему: «Особенности психологической работы в лечении и реабилитации пациентов подросткового возраста. Работа в полипрофессиональной бригаде». Ответы на вопросы. Подведение итогов.

Пономарева Ю.В.

5 ступень: «Отцы и дети»: группа детско-родительских отношений

28.03.2024

12.09.2024

9:00- 16:30

Группа детско-родительских отношений

Пономарева Ю.В., Колесникова Е.С.

29.03.2024

13.09.2024

9:00- 16:30

Группа детско-родительских отношений

Пономарева Ю.В., Колесникова Е.С.

30.03.2024

14.09.2024

9:00- 16:30

Группа детско-родительских отношений

Пономарева Ю.В., Колесникова Е.С.

 

После прохождения полного цикла вы сможете:

- четко ориентироваться в симптомах того или иного заболевания, в понимании нозологии, наличии патологического процесса, что позволит вовремя вас сориентировать в необходимости дополнительной консультации у врача-психиатра;

- по определенным критериям находить болезненные состояния, в которых необходимо оказывать своевременную помощь.

- акцентировать свое внимание на особенностях поведения пациента, его внешнем виде, проявлениях.;

- более правильно ставить определенные вопросы, чтобы исключить ту или иную психиатрическую и соматическую патологию.

- иметь представление на какие данные объективного обследования необходимо опираться, что учитывать, как собирать анамнез;

- выявлять «своего» клиента/пациента, понимать присутствует ли психиатрия или можно брать в работу;

- убрать собственные профессиональные страхи или опасения: с одной стороны появится бдительность , настороженность к наличию имеющегося психического расстройства, с другой возникает уверенность в собственной компетентности и способности вовремя выявить патологию или утвердиться в том, что ее нет;

- понимать особенности мира подростков, как выстраивать с ними и их семьями контакты, отличать норму и патологию в поведении и пр.;

- сформировать представление о психосоциальном формате возникновения психических расстройств в семье;

- проводить профилактические мероприятия (семейные тренинги), препятствующие возникновению и распространению психических расстройств, освоив специальную методику, представленную в виде тренинга (модуль 5);

- получить навык создания условий для преодоления трудностей в детско-родительских отношениях, семейном функционировании.

 

Модуль 1. Введение в психиатрию для психологов и психотерапевтов.

Данный цикл открывает важную для психолога тему психиатрии, потому что, несмотря на то, что психология предполагает работу со здоровыми людьми, по статистике к психологу обращаются примерно 5% здоровых людей и 95% — люди, у которых в разной степени их вопросы, особенности и трудности связаны с психиатрической проблематикой. Это может быть и пограничная психиатрия, но в любом случае, это уже психиатрическая область. Поэтому слушатель на этом цикле:

 

- научится ориентироваться, что такое психиатрия;

- разберется в современных подходах;

- представит, как устроена систематика психиатрии, как сегодня в психиатрии понимается семиотика, психопатология;

- поймет, из чего состоит болезнь, что такое симптомы и синдромы, которые часто предстают перед психологом просто под видом психологических проблем (в этом случае психолог, не сведущий в этом, будет предлагать психологическую помощь человеку, у которого на самом деле уже постепенно развивается психическое расстройство. Это наносит большую травму как самому специалисту, потому что несмотря на оказание помощи пациенту ситуация только ухудшается. Так и пациенту, потому что вместо того, чтобы получить ресурс от психолога, у него ухудшается самочувствие, он впадает в дополнительные жизненные трудности и т.д.). То есть, слушатель получит представление об элементарном проявлении психического расстройства - симптоме и как он превращается в синдром, то есть, болезнь;

- получат общее представление о частной психиатрии, какие существуют психические болезни, в чем они проявляются;

- соприкоснется с клинико-психотерапевтическим консилиумом, во время которого мы на практике посмотрим человека с настоящим психическим расстройством и попробуем понять, как его проявления отличить от обычных психологических проблем и сделать так, чтобы человек понимал, что с ним происходит.

- сформирует представление о видах психиатрической помощи, как сегодня строится ее работа, а также поймет, какие возможности и ресурсы может дать психотерапия, а также, как в психиатрии сегодня строится реабилитация.;

- попробует разработать программу лечения и реабилитации пациента.

 

Таким образом, этот цикл дает общее представление о современной психиатрии, о том, что представляют собой психические расстройства, под каким видом они могут появиться в практике психолога. Слушателю будет понятно, что с этим делать, как определять границы собственной компетентности и каким образом организовывать свою собственную работу.

 

Модуль 2: Частная и клиническая психиатрия для психологов и психотерапевтов.

 

В этом модуле происходит более глубокое погружение: если в предыдущем модуле только слегка соприкоснулись с классификацией психических расстройств (МКБ), то здесь эта классификация «оживает». Разделы этого цикла посвящаются различным расстройствам. Несмотря на то, что мы даем представление о всех психических расстройствах из МКБ, но более пристальное внимание уделено только наиболее часто встречающимся, которые мы выделили через специальный анализ современной практики психолога и психотерапевта. Остальные же расстройства из классификации, менее часто встречающиеся в практике психолога и психотерапевта объединены в группы.

 

На цикле рассматриваются:

- невротическое расстройство (с позиции Ленинградской (Петербургской) школы психотерапии;

- расстройство пищевого поведения;

- расстройство личности;

- общий взгляд на различные расстройства тревожного спектра;

- органические психические расстройства (деменция, последствия травм, сосудистых заболеваний, эпилепсия, аутизм, нарушения психического развития), умственная отсталость;

- аутизм;

- а также большие психические расстройства, такие как депрессивные расстройства, шизофрения, шизотипический спектр, бредовые расстройства.

 

Практика модуля:

- клинико-психотерапевтический консилиум, посвященный невротическому пациенту;

- разбор своего «сложного пациента» каждым слушателем и попытка отнести его к какой-то клинической группе

 

Все выделенные в модуле расстройства рассматриваются с нескольких позиций: что они из себя представляют, их диагностика, каким образом их можно отличить от других и как людей с такими диагнозами можно обнаружить на приеме, что с ним дальше делать, какова может быть помощь и какие границы компетенции психолога, психотерапевта и какое взаимодействие необходимо осуществлять с психиатрической службой. Таким образом, в этом модуле подача материала по классификации психических расстройств изменена под задачи психолога и психотерапевта, которые в реальной практике будут сталкиваться или уже встречаются с наиболее распространенными обращениями.

 

Модуль 3: Наркология для психологов и психотерапевтов.

 

Эта тема в современном мире приобрела принципиальное значение, потому что зависимостей становится все больше и они становятся все более разнообразными. Поэтому эта тема была «изъята» из частной психиатрии и выделена в отдельную область. Наркология рассматривается в целом как отдельная наука в области охраны психического здоровья и «владеет» разными группами зависимостей. И, в этом отношении, сам феномен зависимого поведения, диагностика зависимости, представление о том, какие вообще бывают зависимости, являются очень важными вещами, поскольку любой психолог и психотерапевт сталкивается с ними в своей практике. По статистике, 15-20% обращений связаны с проявлениями зависимого поведения. При этом, сами пациенты не всегда понимают, что они зависимы и не заявляют об этом. Данный модуль позволяет разобраться с разными видами зависимостей.

 

Теория:

- классификация болезней зависимости;

- современный взгляд на причины зависимого поведения;

- химические зависимости (в том числе, алкоголь, лекарственные зависимости)

- нехимические зависимости (например, любовная аддикция, азартное поведение и пр.)

- переходные зависимости (например, пищевая зависимость).

 

Практика:

- Здесь так же представлен клинико-психотерапевтический анализ случая (КАПС), посвященный зависимому поведению, где на практике слушатели смогут понять проявления зависимости у конкретного «живого» пациента.

- Упражнение: Самодиагностика признаков зависимого поведения (друг на друге).

 

Это очень важный модуль, поскольку специалисты, не имеющие специализации в наркологии, часто приступают к работе с пациентом, имеющим ту или иную зависимость и осуществляют взаимодействие на основе здравого смысла, а не конкретных знаний и навыков и тем самым, в большинстве случаев, только усугубляют состояние обратившегося.

 

Модуль 4: Детско-подростковая психиатрия.

 

Растущий, развивающийся человек на этапе перехода от детства к взрослому состоянию испытывает очень серьезные переживания, если он находится в состоянии, близком к пограничной психиатрии. И очень часто у подростков ломается жизнь, потому что их считают психически больными людьми, хотя это может быть просто особенным поведением подростков. Этот модуль дает возможность специалисту вооружиться современными представлениями о детско-подростковой психиатрии и обрести способность осуществления диагностики. Здесь мы изучаем что относится, что не относится к норме, а к патологии, каковы проявления патологического поведения, как проводить исследования и пр.

 

Теория:

- Психическое развитие детей и подростков и психопатология

развития.

- Основные заболевания, прогрессирующие в подростковом возрасте.

- Особенности течения в детском и подростковом возрасте аффективных расстройств.

- Шизофрения, аутизм, невротические расстройства, пищевые расстройства.

- Суицидология.

- Диагностика детей и подростков.

И пр.

 

Практика:

- Сбор анамнеза , данные объективного обследования, дополнительные методы исследования. Контакт и контракт с семьей. Составление

заключения.

 

Модуль-тренинг 5. «Отцы и дети»: группа детско-родительских отношений.

 

Суть этого модуля — профессиональная группа, в которой исследуется тематика детско-родительских отношений, а в более широком формате — родительское поведение в целом, с точки зрения профилактики обострений и развития психических расстройств. Чтобы семья не создавала причин и не являлась такой системой, которая могла бы создавать семейные предпосылки возникновения заболеваний. У участников в процессе тренинга возникает модель группы, которую в будущем они смогут проводить в собственной практике, привлекая туда собственных пациентов. Данная модель является достаточно сложной и, по факту, это передовая разработка, которая представлена только в Институте Карвасарского. Участие в такой группе позволит специалистам на собственном опыте, с разбором своих личных историй, получить навык проведения профилактических мероприятий в семьях, препятствующих возникновению и распространению психических расстройств.

 

Тренинг помогает соприкоснуться с различными сторонами своей собственной жизни через игровые и тренинговые упражнения, которые помогут актуализировать важнейшую тему, когда в безопасном пространстве участники тренинга изучают свое реальное или потенциальное родительство с теми сложностями, которые возникают с детьми. На примерах друг друга участники также смогут разобраться с причинами, откуда берутся и сложности с планированием и рождением детей. А также, как строить отношения с детьми с самого начала, как создавать условия, при которых дети развивались бы в семье гармонично. А сами семейные отношения были творческими, продуктивными, помогающими взрослым переживать родительское счастье, а детям — прекрасный мир собственного развития.

 

Данный модуль был создан и внедрен в этот курс, поскольку тематика детско-родительских отношений очень точно проявляет особенности, в том числе психических проявлений человека. Поскольку семья является первой и ключевой средой взросления и развития человека, она, по сути дела, стимулирует трудности во взаимодействии с близкими людьми и с миром. Например, одна из самых распространенных современных тем — повторные браки, в которые люди приходят с детьми от предыдущих браков. И семейные коллизии заключаются в том, как построить новую семью, в которой не было бы психологического напряжения, стресса, трудностей, которые потом могут привести к психическим расстройствам. Этот модуль является своего рода методическим тренингом для освоения такого важного инструмента помощи собственным пациентам, у которых возникают сложности в детско-родительских отношениях.

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».