Название цикла: Психиатрия и психиатрия-наркология для психологов и психотерапевтов
Объем цикла: 180 уч. часов
Сроки проведения: 18 апреля - 14 сентября 2024 года
Время проведения занятий: 09:00 – 17:00 (по Мск)
Место проведения: On-line на платформе ZOOM
Стоимость:
40 000 рублей при оплате частями. (8000 рублей за каждую ступень)
35 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения (7000 рублей за каждую ступень)
30 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 4 недели (22 дня) до начала обучения (6000 рублей за каждую ступень)
25 000 рублей при единовременной оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения (5000 рублей за каждую ступень)
Сроки проведения:
1 ступень: Введение в психиатрию для психологов и психотерапевтов
18 - 20 апреля 2024 года
2 ступень: Частная и клиническая психиатрия для психологов и психотерапевтов
30 мая - 1 июня 2024 года
3 ступень: Наркология для психологов и психотерапевтов
18 - 20 июля 2024 года
4 ступень: Детско-подростковая психиатрия
1 - 3 августа 2024 года
5 ступень: «Отцы и дети»: группа детско-родительских отношений
12 - 14 сентября 2024 года
Приглашаем вас на новый образовательный практикоориентированный цикл «Психиатрия и психиатрия-наркология для психологов и психотерапевтов»!
Для чего психологу и врачу-психотерапевту знание основ психиатрии? Как это может улучшить практику?
Знание основ психиатрии необходимо для того, чтобы:
- отличать норму от патологии,
- своего клиента/пациента от не своего,
- чтобы вовремя отправить к узкому специалисту, такому как психиатр, невролог, эндокринолог, гинеколог и др.
- проводить профилактические мероприятия с семьями, снижающими риск возникновения или обострения психических расстройств.
Незнание основ психиатрии может увеличить суицидальный риск, своевременно не диагностировать имеющееся психическое расстройство, утяжелить соматическую патологию, вовремя не назначить терапию, в которой может нуждаться больной. Работа с пациентом/клиентом, имеющим психические расстройства, как со здоровым человеком, не даст никакой динамики в психотерапевтическом процессе. Поэтому крайне важно отличать больного человека от здорового, пограничное состояние от нормы, характерологические особенности проявления от болезненного состояния. Важно не спутать особенности темперамента, личностных проявлений, которые входят в нормальное состояние, в структуру личности, оригинальность и своеобразие с шизофренией, с шизофреноподобными состояниями.
О курсе:
Цикл состоит из 5-х модулей, которые включают в себя такие необходимые профессионалу темы как:
- методы обследования психически больных;
- структура диагностической коммуникации;
- основные симптомы психических расстройств;
- принципы дифференциально-диагностических различий невротического расстройства и ПТСР;
- психотерапия в лечении психических расстройств;
- основные группы невротических синдромов (тревожные, фобические , ОКР, астенические, депрессивные);
- органические психические расстройства (деменция, когнитивные расстройства, при травме ГМ, при сосудистых заболеваниях ГМ, эпилепсия);
- причины зависимого поведения, классификация болезней зависимости;
- логика лечения и реабилитации болезни зависимости;
- психологическая помощь при созависимых отношениях;
- детско-подростковая психиатрия;
- профилактика стимулирования психических расстройств в семейной системе и многое другое.
Практика:
- Тренировка написания истории болезни в микро-группах.
- Упражнение «Симптомы и синдромы у «Мой сложный пациент»
- Разработка программы лечения и реабилитации пациента
- Постановка диагноза для «Мой сложный пациент»
- Программа лечения и реабилитации «Мой сложный пациент»
- Диагностика наличия антинаучных аддиктивных мифов.
- Самодиагностика признаков зависимого поведения (друг на
друге).
- Сбор анамнеза , данные объективного обследования,
дополнительные методы исследования. Контакт и
контракт с семьей. Составление заключения.
- Группа детско-родительских отношений.
Расписание
Дата |
Время |
Тема |
Преподаватель |
1 ступень: Введение в психиатрию для психологов и психотерапевтов |
|||
18.04.2024 |
9:00-10:00 |
Формирование образовательных задач и вопросов на модуль |
КП |
18.04.2024 |
10:00-11:30 |
Современные представления о структуре психического. Предмет и задачи психиатрии. Место психиатрии в ряду других наук в области охраны психического здоровья. Закон «О психиатрической помощи» |
Пономарева Ю.В. |
18.04.2024 |
11:45-13:15 |
Виды психиатрической помощи, психиатрическое освидетельствование, недобровольная госпитализация. Методы обследования психически больных. Структура истории болезни |
Пономарева Ю.В. |
18.04.2024 |
14:15-15:45 |
Клинико- психопатологический метод в психиатрии. Структура диагностической коммуникации. |
Пономарева Ю.В. |
18.04.2024 |
16:00-17:30 |
Классификация психических расстройств. |
Гурова А.Е. |
19.04.2024 |
9:00-10:30 |
Представление о семиотике психических расстройств. Основные симптомы психических расстройств. Основные психопатологические синдромы |
Гурова А.Е. |
19.04.2024 |
10:45-12:15 |
Основы частной психиатрии: симптомы, синдромы, дифференциальная диагностика различия невротических расстройств и ПТСР |
Пономарева Ю.В. |
19.04.2024 |
13:15-14:45 |
Клиентский разбор |
Пономарева Ю.В., Гурова А.Е. |
19.04.2024 |
15:00-16:30 |
Клиентский разбор |
Пономарева Ю.В., Гурова А.Е. |
20.04.2024 |
9:00-10:30 |
Биопсихосоциальный подход в психиатрии. Принципы полипрофессиональной психиатрической помощи |
Гурова А.Е. |
20.04.2024 |
10:45-12:15 |
Психофармокологическое лечение |
Гурова А.Е. |
20.04.2024 |
13:15-14:45 |
Психотерапия в лечении психических расстройств |
Гурова А.Е. |
20.04.2024 |
15:00-16:30 |
Реабилитация в психиатрии. |
Гурова А.Е. |
2 ступень: Частная и клиническая психиатрия для психологов и психотерапевтов |
|||
30.05.2024 |
9:00-10:00 |
Введение. Настройки на модуль |
КП |
30.05.2024 |
10:00-11:30 |
Современная психиатрия. Биопсихосоциальный подход общая, частная и клиническая психиатрия. Классификация психических расстройств (МКБ). Клинический и "статистический" подход в понимании невротических расстройств с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии |
Назыров Р.К. |
30.05.2024 |
11:45-13:15 |
Расстройства пищевого поведения |
Гурова А.Е. |
30.05.2024 |
14:15-15:45 |
Общий взгляд на расстройства тревожного спектра. Паническое расстройство. Обсессивнокомпульсивное расстройство |
Гурова А.Е. |
30.05.2024 |
16:00-17:30 |
Расстройства личности. |
Гурова А.Е. |
31.05.2024 |
9:00-10:30 |
КАПС (невротический пациент) |
Назыров Р.К., Пономарева Ю.В. |
31.05.2024 |
10:45-12:15 |
КАПС (невротический пациент) |
Назыров Р.К., Пономарева Ю.В. |
31.05.2024 |
13:15-14:45 |
Органические психические расстройства (деменция, когнитивные расстройства, при травме ГМ, при сосудистых заболеваниях ГМ, эпилепсия). Умственная отсталость |
Гурова А.Е. |
31.05.2024 |
15:00-16:30 |
Шизофрения. Шизотипические и бредовые расстройства. Упр. Постановка диагноза для «Мой сложный пациент» |
Гурова А.Е. |
01.06.2024 |
09:00-10:30 |
Аффективные расстройства |
Пономарева Ю.В. |
01.06.2024 |
10:45-12:15 |
Аутизм. Нарушения психологического развития, расстройства, начинающиеся в детском возрасте |
Пономарева Ю.В. |
01.06.2024 |
13:15-14:45 |
Невротические расстройства с позиции Петербургской (Ленинградской) школы |
Исурина Г.Л. |
01.06.2024 |
15:00-16:30 |
Ответы на вопросы. Подведение итогов. Закрытие модуля |
Пономарева Ю.В. |
3 ступень: Наркология для психологов и психотерапевтов |
|||
18.07.2024 |
9:00-10:00 |
Открытие модуля. Настройки. |
КП |
18.07.2024 |
10:00-11:30 |
Причины зависимого поведения. Диагностика наличия антинаучных аддиктивных мифов. |
Кузьмина А.Г. |
18.07.2024 |
11:45-13:15 |
Причины зависимого поведения. Диагностика наличия антинаучных аддиктивных мифов. (Практическое занятие) |
Кузьмина А.Г. |
18.07.2024 |
14:15-15:45 |
Современные теории зависимости |
Кузьмина А.Г. |
18.07.2024 |
16:00-17:30 |
Классификация болезней зависимости. |
Кузьмина А.Г. |
19.07.2024 |
9:00-10:30 |
Основные этиопатогенетические факторы болезней зависимости |
Кузьмина А.Г. |
19.07.2024 |
10:45-12:15 |
Клинические и психосоциальные особенности зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). Промежуточные зависимости (на примере пищевой зависимости). Нехимические зависимости. |
Егоров А.Ю. |
19.07.2024 |
13:15-14:45 |
КАПС (зависимый пациент) |
Кузьмина А.Г. |
19.07.2024 |
15:00-16:30 |
КАПС (зависимый пациент) |
Кузьмина А.Г. |
20.07.2024 |
9:00-10:30 |
Логика лечения и реабилитации болезни зависимости |
Кузьмина А.Г. |
20.07.2024 |
10:45-12:15 |
Реабилитационные типы пациентов в наркологии |
Кузьмина А.Г. |
20.07.2024 |
13:15-14:45 |
Психологическая помощь при созависимых отиношениях |
Кузьмина А.Г. |
20.07.2024 |
15:00-16:30 |
Ответы на вопросы. Подведение итогов. Закрытие модуля. |
Кузьмина А.Г. |
4 ступень: Детско-подростковая психиатрия |
|||
01.08.2024 |
9:00-10:00 |
Открытие модуля. Настройки |
КП |
01.08.2024 |
10:00-11:30 |
Введение в детско-подростковую психиатрию, основные понятия. Психическое развитие детей и подростков и психопатология развития. Социальные и клинические аспекты детской и подростковой психиатрии. |
Назыров Р.К. |
01.08.2024 |
11:45-13:15 |
Введение в детско-подростковую психиатрию, основные понятия. Психическое развитие детей и подростков и психопатология развития. Социальные и клинические аспекты детской и подростковой психиатрии. |
Назыров Р.К. |
01.08.2024 |
14:15-15:45 |
Распространенность заболеваний. Основные заболевания, прогрессирующие в подростковом возрасте |
Пономарева Ю.В. |
01.08.2024 |
16:00-17:30 |
Умственная отсталость, задержка психического развития. Этиопатогегез, клиника, дифференциальная диагностика |
Пономарева Ю.В. |
02.08.2024 |
9:00-10:30 |
Аффективные расстройства. Особенности течения в детском и подростковом возрасте. |
Пономарева Ю.В. |
02.08.2024 |
10:45-12:15 |
Шизофрения в детско-подростковом возрасте, особенности течения, формы. Дифференциальная диагностика детей с аутизмом. |
Пономарева Ю.В. |
02.08.2024 |
13:15-14:45 |
Суицидология подросткового возраста |
Пономарева Ю.В. |
02.08.2024 |
15:00-16:30 |
Современные представления о невротических рассторойствах с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии и неврозологии |
Климшин Д.А. |
03.08.2024 |
9:00-10:30 |
Диагностика детей и подростков |
Бубнова И.В. |
03.08.2024 |
10:45-12:15 |
Диагностика детей и подростков |
Бубнова И.В. |
03.08.2024 |
13:15-14:45 |
Расстройства пищевого поведения в подростковом возрасте. Методы психологической диагностики расстройств пищевого поведения. Методы лечения и коррекции. |
Пономарева Ю.В. |
03.08.2024 |
15:00-16:30 |
Круглый стол на тему: «Особенности психологической работы в лечении и реабилитации пациентов подросткового возраста. Работа в полипрофессиональной бригаде». Ответы на вопросы. Подведение итогов. |
Пономарева Ю.В. |
5 ступень: «Отцы и дети»: группа детско-родительских отношений |
|||
12.09.2024 |
9:00- 16:30 |
Группа детско-родительских отношений |
Пономарева Ю.В., Колесникова Е.С. |
13.09.2024 |
9:00- 16:30 |
Группа детско-родительских отношений |
Пономарева Ю.В., Колесникова Е.С. |
14.09.2024 |
9:00- 16:30 |
Группа детско-родительских отношений |
Пономарева Ю.В., Колесникова Е.С. |
После прохождения полного цикла вы сможете:
- четко ориентироваться в симптомах того или иного заболевания, в понимании нозологии, наличии патологического процесса, что позволит вовремя вас сориентировать в необходимости дополнительной консультации у врача-психиатра;
- по определенным критериям находить болезненные состояния, в которых необходимо оказывать своевременную помощь.
- акцентировать свое внимание на особенностях поведения пациента, его внешнем виде, проявлениях.;
- более правильно ставить определенные вопросы, чтобы исключить ту или иную психиатрическую и соматическую патологию.
- иметь представление на какие данные объективного обследования необходимо опираться, что учитывать, как собирать анамнез;
- выявлять «своего» клиента/пациента, понимать присутствует ли психиатрия или можно брать в работу;
- убрать собственные профессиональные страхи или опасения: с одной стороны появится бдительность , настороженность к наличию имеющегося психического расстройства, с другой возникает уверенность в собственной компетентности и способности вовремя выявить патологию или утвердиться в том, что ее нет;
- понимать особенности мира подростков, как выстраивать с ними и их семьями контакты, отличать норму и патологию в поведении и пр.;
- сформировать представление о психосоциальном формате возникновения психических расстройств в семье;
- проводить профилактические мероприятия (семейные тренинги, группы), препятствующие возникновению и распространению психических расстройств, освоив специальную методику, представленную в виде группы детско-родительских отношений (модуль 5);
- получить навык создания условий для преодоления трудностей в детско-родительских отношениях, семейном функционировании.
Модуль 1. Введение в психиатрию для психологов и психотерапевтов.
Данный цикл открывает важную для психолога тему психиатрии, потому что, несмотря на то, что психология предполагает работу со здоровыми людьми, по статистике к психологу обращаются примерно 5% здоровых людей и 95% — люди, у которых в разной степени их вопросы, особенности и трудности связаны с психиатрической проблематикой. Это может быть и пограничная психиатрия, но в любом случае, это уже психиатрическая область. Поэтому слушатель на этом цикле:
- научится ориентироваться, что такое психиатрия;
- разберется в современных подходах;
- представит, как устроена систематика психиатрии, как сегодня в психиатрии понимается семиотика, психопатология;
- поймет, из чего состоит болезнь, что такое симптомы и синдромы, которые часто предстают перед психологом просто под видом психологических проблем (в этом случае психолог, не сведущий в этом, будет предлагать психологическую помощь человеку, у которого на самом деле уже постепенно развивается психическое расстройство. Это наносит большую травму как самому специалисту, потому что несмотря на оказание помощи пациенту ситуация только ухудшается. Так и пациенту, потому что вместо того, чтобы получить ресурс от психолога, у него ухудшается самочувствие, он впадает в дополнительные жизненные трудности и т.д.). То есть, слушатель получит представление об элементарном проявлении психического расстройства - симптоме и как он превращается в синдром, то есть, болезнь;
- получат общее представление о частной психиатрии, какие существуют психические болезни, в чем они проявляются;
- соприкоснется с клинико-психотерапевтическим консилиумом, во время которого мы на практике посмотрим человека с настоящим психическим расстройством и попробуем понять, как его проявления отличить от обычных психологических проблем и сделать так, чтобы человек понимал, что с ним происходит.
- сформирует представление о видах психиатрической помощи, как сегодня строится ее работа, а также поймет, какие возможности и ресурсы может дать психотерапия, а также, как в психиатрии сегодня строится реабилитация.;
- попробует разработать программу лечения и реабилитации пациента.
Таким образом, этот цикл дает общее представление о современной психиатрии, о том, что представляют собой психические расстройства, под каким видом они могут появиться в практике психолога. Слушателю будет понятно, что с этим делать, как определять границы собственной компетентности и каким образом организовывать свою собственную работу.
Модуль 2: Частная и клиническая психиатрия для психологов и психотерапевтов.
В этом модуле происходит более глубокое погружение: если в предыдущем модуле только слегка соприкоснулись с классификацией психических расстройств (МКБ), то здесь эта классификация «оживает». Разделы этого цикла посвящаются различным расстройствам. Несмотря на то, что мы даем представление о всех психических расстройствах из МКБ, но более пристальное внимание уделено только наиболее часто встречающимся, которые мы выделили через специальный анализ современной практики психолога и психотерапевта. Остальные же расстройства из классификации, менее часто встречающиеся в практике психолога и психотерапевта объединены в группы.
На цикле рассматриваются:
- невротическое расстройство (с позиции Ленинградской (Петербургской) школы психотерапии;
- расстройство пищевого поведения;
- расстройство личности;
- общий взгляд на различные расстройства тревожного спектра;
- органические психические расстройства (деменция, последствия травм, сосудистых заболеваний, эпилепсия, аутизм, нарушения психического развития), умственная отсталость;
- аутизм;
- а также большие психические расстройства, такие как депрессивные расстройства, шизофрения, шизотипический спектр, бредовые расстройства.
Практика модуля:
- клинико-психотерапевтический консилиум, посвященный невротическому пациенту;
- разбор своего «сложного пациента» каждым слушателем и попытка отнести его к какой-то клинической группе
Все выделенные в модуле расстройства рассматриваются с нескольких позиций: что они из себя представляют, их диагностика, каким образом их можно отличить от других и как людей с такими диагнозами можно обнаружить на приеме, что с ним дальше делать, какова может быть помощь и какие границы компетенции психолога, психотерапевта и какое взаимодействие необходимо осуществлять с психиатрической службой. Таким образом, в этом модуле подача материала по классификации психических расстройств изменена под задачи психолога и психотерапевта, которые в реальной практике будут сталкиваться или уже встречаются с наиболее распространенными обращениями.
Модуль 3: Наркология для психологов и психотерапевтов.
Эта тема в современном мире приобрела принципиальное значение, потому что зависимостей становится все больше и они становятся все более разнообразными. Поэтому эта тема была «изъята» из частной психиатрии и выделена в отдельную область. Наркология рассматривается в целом как отдельная наука в области охраны психического здоровья и «владеет» разными группами зависимостей. И, в этом отношении, сам феномен зависимого поведения, диагностика зависимости, представление о том, какие вообще бывают зависимости, являются очень важными вещами, поскольку любой психолог и психотерапевт сталкивается с ними в своей практике. По статистике, 15-20% обращений связаны с проявлениями зависимого поведения. При этом, сами пациенты не всегда понимают, что они зависимы и не заявляют об этом. Данный модуль позволяет разобраться с разными видами зависимостей.
Теория:
- классификация болезней зависимости;
- современный взгляд на причины зависимого поведения;
- химические зависимости (в том числе, алкоголь, лекарственные зависимости)
- нехимические зависимости (например, любовная аддикция, азартное поведение и пр.)
- переходные зависимости (например, пищевая зависимость).
Практика:
- Здесь так же представлен клинико-психотерапевтический анализ случая (КАПС), посвященный зависимому поведению, где на практике слушатели смогут понять проявления зависимости у конкретного «живого» пациента.
- Упражнение: Самодиагностика признаков зависимого поведения (друг на друге).
Это очень важный модуль, поскольку специалисты, не имеющие специализации в наркологии, часто приступают к работе с пациентом, имеющим ту или иную зависимость и осуществляют взаимодействие на основе здравого смысла, а не конкретных знаний и навыков и тем самым, в большинстве случаев, только усугубляют состояние обратившегося.
Модуль 4: Детско-подростковая психиатрия.
Растущий, развивающийся человек на этапе перехода от детства к взрослому состоянию испытывает очень серьезные переживания, если он находится в состоянии, близком к пограничной психиатрии. И очень часто у подростков ломается жизнь, потому что их считают психически больными людьми, хотя это может быть просто особенным поведением подростков. Этот модуль дает возможность специалисту вооружиться современными представлениями о детско-подростковой психиатрии и обрести способность осуществления диагностики. Здесь мы изучаем что относится, что не относится к норме, а к патологии, каковы проявления патологического поведения, как проводить исследования и пр.
Теория:
- Психическое развитие детей и подростков и психопатология
развития.
- Основные заболевания, прогрессирующие в подростковом возрасте.
- Особенности течения в детском и подростковом возрасте аффективных расстройств.
- Шизофрения, аутизм, невротические расстройства, пищевые расстройства.
- Суицидология.
- Диагностика детей и подростков.
И пр.
Практика:
- Сбор анамнеза , данные объективного обследования, дополнительные методы исследования. Контакт и контракт с семьей. Составление
заключения.
Модуль 5. «Отцы и дети»: группа детско-родительских отношений.
Суть этого модуля — профессиональная группа, в которой исследуется тематика детско-родительских отношений, а в более широком формате — родительское поведение в целом, с точки зрения профилактики обострений и развития психических расстройств. Чтобы семья не создавала причин и не являлась такой системой, которая могла бы создавать семейные предпосылки возникновения заболеваний. У участников в процессе тренинга возникает модель группы, которую в будущем они смогут проводить в собственной практике, привлекая туда собственных пациентов. Данная модель является достаточно сложной и, по факту, это передовая разработка, которая представлена только в Институте Карвасарского. Участие в такой группе позволит специалистам на собственном опыте, с разбором своих личных историй, получить навык проведения профилактических мероприятий в семьях, препятствующих возникновению и распространению психических расстройств.
Группа помогает соприкоснуться с различными сторонами своей собственной жизни через игровые и тренинговые упражнения, которые помогут актуализировать важнейшую тему, когда в безопасном пространстве участники группы изучают свое реальное или потенциальное родительство с теми сложностями, которые возникают с детьми. На примерах друг друга участники также смогут разобраться с причинами, откуда берутся и сложности с планированием и рождением детей. А также, как строить отношения с детьми с самого начала, как создавать условия, при которых дети развивались бы в семье гармонично. А сами семейные отношения были творческими, продуктивными, помогающими взрослым переживать родительское счастье, а детям — прекрасный мир собственного развития.
Данный модуль был создан и внедрен в этот курс, поскольку тематика детско-родительских отношений очень точно проявляет особенности, в том числе психических проявлений человека. Поскольку семья является первой и ключевой средой взросления и развития человека, она, по сути дела, стимулирует трудности во взаимодействии с близкими людьми и с миром. Например, одна из самых распространенных современных тем — повторные браки, в которые люди приходят с детьми от предыдущих браков. И семейные коллизии заключаются в том, как построить новую семью, в которой не было бы психологического напряжения, стресса, трудностей, которые потом могут привести к психическим расстройствам. Этот модуль является своего рода методической группой для освоения такого важного инструмента помощи собственным пациентам, у которых возникают сложности в детско-родительских отношениях.
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:
+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».